Минфин - Курсы валют Украины

Установить
11 апреля 2016, 19:25 Читати українською

Рожкова: как убить банк

Кто виноват в банкротстве банка «Хрещатик»? Точно, не НБУ.  В колонке для Экономической правды и.о. зампреда НБУ Екатерина Рожкова уверяет, что всему виной — недобросовестные акционеры. «Минфин» выбрал ключевые тезисы из колонки.

Проблемы в банке «Хрещатик» копились все минувшее десятилетие:

  • Доля собственности Киевской городской госадминистрации была размыта до 25%. За деньги коммунальных предприятий и депозиты населения девелоперскую бизнес-империю строил другой акционер — Андрей Иванов.

  • Банк выдавал связанными с ним компаниям кредиты под залог «мусорных» бумаг. Твердых залогов, например, построенные объекты недвижимости девелоперской группы, банк никогда не получал.

  • Прямая покупка «мусорных» облигаций фиктивных компаний-«прокладок».  «Хрещатик»  был единственным покупателем и держателем этих «ценных» бумаг, их «рыночная» стоимость искусственно накручивалась фиктивными котировками на биржах.

  •  «Хрещатик» выдавал компаниям акционеров долгорочные кредиты по низким ставкам. Большинство заемщиков банка и эмитентов ценных бумаг, которые покупал банк «Хрещатик», никогда не генерировали денежных потоков, достаточных для обслуживания привлеченных от банка кредитов.

  • Ставки по кредитам зачастую были ниже, чем ставки по депозитам, которые  «Хрещатик» привлекал у населения. С середины 2014 года получал процентный убыток, что полностью противоречит всей логике ведения банковского бизнеса.

  • Дыра в капитале. Результаты проведенного в 2015 году диагностического обследования банка показали, что акционерам нужно было увеличить капитал на 4,8 млрд гривен.

  • Отсутствие бизнес-модели банка. Банк привлекал депозиты населения и коммунальных предприятий, финансировал связанных с акционерами банка лиц, при этом почти не кредитовал физических лиц, хотя позиционировал себя, как банк для киевлян.

Больше года Национальный банк настоятельно требовал от акционеров  «Хрещатика» пересмотреть бизнес-модель банка и покрыть риски дополнительным капиталом. В декабре 2015 года после завершения стресс-тестирования банка состоялось совещание НБУ с менеджментом и акционерами, на котором обсуждались потребности «Хрещатика» в капитале. Акционеры банка выразили намерение поддержать его и до конца марта влить в капитал 600 млн гривен. Однако никаких убедительных шагов сделано не было. В середине марта до НБУ  начала доходить информация о конфликте акционеров. В это же время в банке резко сократились остатки на счетах юридических лиц.

Окончательно ситуация обострилась в последние дни марта:

  •  «Хрещатик» потерял ликвидность  - компании, связанные с владельцами банка, попросту перевели счета в другие финучреждения.

  • КГГА, волнуясь за деньги своих предприятий, тоже начала переводить их счета в другие банки.

  • Банк ввел ограничения на проведение платежей. Проблемы обострялись, но НБУ не получал  от акционеров «внятных» ответов по поводу происходящего.

  • В понедельник (04.04.16) к переводу счетов добавились операции по выведению залогов и дроблению депозитов, которые были проделаны в выходные дни. Тут уже любые переговоры стали бессмысленными

Во вторник НБУ принял решение о признании банка неплатежеспособным. В него в тот же день вошла временная администрация, которая отстранила от управления банком менеджмент – правление и набсовет.

Кто мог спасти банк?

  • СМИ пишут, что КГГА мог спасти банк, выкупив доли у других акционеров. В таком случае Киев получил бы убыточный банк, кредитный портфель которого почти полностью состоит из невозвратных кредитов, в залоге – «мусорные» облигации. То есть киевлянам, заплати город даже одну гривну за банк, «Хрещатик» в реальности обошелся бы почти в 5 млрд гривен – те деньги, которые нужно было внести в капитал, и которые город по сути подарил бы частным акционерам когда-то коммунального банка.

  • Ситуация с «Хрещатик» уникальна. Обычно акционеры до последнего пытаются отстоять свой банк, составляют планы финансового оздоровления, согласовывают их с нами, просят предоставить кредит под качественные залоги – все для того, чтобы банк мог спокойно преодолеть временные трудности. Но собственники «Хрещатик» и сам банк не обращались к НБУ с просьбой о получении стабилизационного кредита. Последний раз банк приходил с просьбой о поддержании ликвидности в начале февраля и получил тогда 190 млн гривен тендерного рефинансирования под ликвидный залог в виде ОВГЗ.

Национальный банк всегда старается спасти банки. Исключение из этого правила – «схемные» банки, к таким нулевая толерантность. Но если капитан с помощниками сорвали с корабля самые ценные приборы и удрали на шлюпке — не стоит винить в крушении корабля службу навигации. А именно это сейчас пытаются сделать некоторые политики и журналисты.

Крупнейшими акционерами банка на момент ввода временной администрации были: Андрей Иванов — партнер «Киевской инвестиционной группы» — 37,44%, Николай Солдатенко — 24,24% и 25% пакетом акций владела Киевская городская государственная администрация.

Комментарии - 44

+
+117
Сергей Панасенко
Сергей Панасенко
11 апреля 2016, 20:57
#
Александр Дубинский написал:
«Я не знаю, как вам — а мне эта колонка выглядит, как явка с повинной.
Ребята, вы полтора года рулите Нацбанком — и не знаете, что происходит в „Хрещатике“?
Это не просто ложь. Это наглый… — потому что в Нацбанке видели результаты аудита банка, сделанные KPMG сначала по заказу Лагуна, а потом — Ахметова.
Знали в НБУ и о дырке в капитале в размере около $50 млн. И о конфликте акционеров, которые уже года три делят свой девелоперский бизнес.
Более того — все стресс-тесты банков первой и второй группы были завершены ровно год назад — в апреле 2015-го, о чем рапортовала Валерия Алексеевна.
ru.tsn.ua/…/gontareva-otchitalas-o-zavershenii-ochis…
По классификации Нацбанка — крупными / крупнейшими банками считаются 35 финучреждений. Банк „Хрещатик“ в этом перечне 18-й.
То есть обо всех его проблемах в НБУ знали уже год как...»
+
+95
Сергей Панасенко
Сергей Панасенко
11 апреля 2016, 20:59
#
Продолжение цитаты:
«Знали, но тихонечко молчали, наверное, потому что сидели „на абонементе“ — так называется сейчас плата за „слепой надзор“ (по аналогии с Петиным трастом).
Как только „абонемент“ закончился — тут же и признали банк неплатежеспособным. Короче, пишите еще. Может, еще на одну уголовку соберется.» https://www.facebook.com/dubinskyi/posts/1138294392888784
+
+23
SAndreyS
SAndreyS
12 апреля 2016, 9:59
#
Диккенс, а чтобы сделали Вы? Есть банк дефакто банкрот, Вы стали главой НБУ, Ваши действия:
1.
2.
3.
…???
+
+105
Сергей Панасенко
Сергей Панасенко
12 апреля 2016, 11:11
#
Я не глава НБУ. Уже давно всем понятно, что Гонтарева наихудший глава НБУ за все время. К тому же напрямую выполняет заказы «президента», чем впрочем славились все главы нацбанка.
+
+31
SAndreyS
SAndreyS
12 апреля 2016, 11:31
#
Плохой или хороший глава НБУ — это один вопрос, а что делать с конкретной проблемой — другой.
Поэтому не логично критиковать за не решение конкретных проблем не имея понятия, как их вообще можно решить.
+
+51
Сергей Панасенко
Сергей Панасенко
12 апреля 2016, 11:34
#
У НБУ самый сильный профессиональный состав специалистов. Просто верхушка сильно коррумпирована и завязана на криминальные задачи.
+
+21
SAndreyS
SAndreyS
12 апреля 2016, 11:35
#
Да, я не собираюсь спорить с коррупцией и прочими обвинениями, но это не означает, что не коррумпированные специалисты/руководство с проблемой Хрещатика справились бы лучше.
+
0
Эрик Хартман
Эрик Хартман
14 апреля 2016, 8:23
#
Вы задали риторический вопрос. Аналогия здесь такая. Как решить проблему коррупции в гос медицине? Ответ: никак. Нельзя точечно решать вопросы если в целом в смежных отраслях все будет по старому.

У банка по сути не было акционеров, то есть хозяина. Отсюда все следует.

Статься почти надуманна. Нет смысла вникать в узкие вопросы. Надо решить общую задачу. Не с НБУ надо начинать.

Если бы был на посту пред НБУ мои действия:

1. сразу пишу заявление, если дадут уйти, если нет тихо сижу пока дадут уйти
2. и 3. см. п.1
+
+24
shket
shket
11 апреля 2016, 21:01
#
Хотелось бы услышать комментарии бессменного Председателя Правления банка гос-на Грыджука Д.Н. Лауреата всех мыслимых и немыслимых рейтингов (банкир года, лучший банкир, заслуженный экономист и т.д. и т.п.) Как так ??????????
+
+20
sdsdsd
sdsdsd
11 апреля 2016, 23:28
#
Проехали… пора уже за новый банк браться.
+
+72
dm101
dm101
12 апреля 2016, 10:58
#
Все мои знакомые банкиры еще за 2 месяца до падения забрали свои деньги со счетов в Хрещатике. по отчетности банка, к которой, к сожалению, имеют доступ только банкиры, было очевидно, что банк однозначно упадет. т.е. все банкиры знали, а нбу не знал. значит в нбу работают либо мошенники, либо идиоты. в любом из этих случаев гонтареву и ее шаражкину контору надо разгонять. и не просто разгонять, а с позором, уголовными делами и запретом заниматься данным видом деятельности хотя бы на 3 года.
+
+4
SAndreyS
SAndreyS
12 апреля 2016, 11:33
#
Допустим НБУ за 2 месяца знал и за несколько лет знал, что банк банкрот, а что делать, заявить — «Забирайте быстрее оттуда деньги» и чем бы кончилось — той же ситуацией, что и сейчас, ведь на всех денег в банке банкроте не хватает. Согласны?
+
+35
Сергей Панасенко
Сергей Панасенко
12 апреля 2016, 11:35
#
Многие банки можно было спасти, но их специально убивали.
+
+11
SAndreyS
SAndreyS
12 апреля 2016, 11:36
#
Какие? И почему Вы думаете, что их могли спасти?
+
+47
dm101
dm101
12 апреля 2016, 12:30
#
У них достаточно инструментов, чтобы заблокировать те или иные операции банка, они могут обратиться в правоохранительные органы либо суд и наложить арест на активы банка и связанных структур, они могли приостановить лицензии на те или иные виды банковской деятельности. они много чего могли. но не сделали ничего. то же касается и киевских властей. они могли и должны были бить тревогу во все колокола еще как минимум полгода назад, но кому это нужно…
+
+19
SAndreyS
SAndreyS
12 апреля 2016, 12:57
#
В том то и дело, что не могут. Нет у НБУ таких инструментов. Это факт.
Те же проблемы Хрещатика можно было предотвратить еще 10 лет назад, когда только начиналось внутригрупповое кредитование и.т.д.
Когда баланс забит неликвидными активами — сделать ничего нельзя, кроме как через прокуратуру бить собственников, но и то врядли получится.
Там такие схемы, что крайних не найдёшь.
+
0
Денис Денис
Денис Денис
14 апреля 2016, 19:33
#
Откуда еще Ваши знакомые забрали или планируют забрать деньги?
+
+28
GVI72
GVI72
12 апреля 2016, 11:40
#
Багровые пятна на ее испуганной роже во время прессконференции 5 апреля красноречиво обо всем говорили. Отошла… Теперь начинать лепетать что-то не внятное. Возмущает, что они держат финансовую общественность за стадо тупых и безмозглых баранов!
+
+8
380677227775
380677227775
12 апреля 2016, 14:11
#
Да кто виноват? Шайка-лейка, которая уже больше двух лет этим и занимается.
+
+8
seaman
seaman
12 апреля 2016, 15:37
#
Кто-кто, Кличко! А НБУ у нас никогда и ни в чем не виноват
+
0
Віктор Юрченко
Віктор Юрченко
12 апреля 2016, 21:24
#
Виноват Кличко совместно с Гонтаревой задрали всех нормальних людей! Когда нажретесь?
+
+12
Andrey Trofimov
Andrey Trofimov
13 апреля 2016, 9:01
#
Боюсь, что следы ведут не только в мэрию, но и в НБУ.
+
+36
moniks
moniks
13 апреля 2016, 10:06
#
Лямец Сергей пишет:
«Лучше бы Рожкова не писала эту колонку. Пиарщикам Нацбанка — два с минусом и списание премии.
По сути, о чем она сообщила (внимание, чистосердечное признание):
1. Что НБУ давно видел проблемы „Хрещатика“. Но, по большому счету, они его не волновали. Если бы Иванов/Хмельницкий влили денег в капитал, позволили бы тут же достать их обратно. И проблемному „Хрещатику“ жить до сих пор.
2. Что банковский надзор ГОДАМИ! наблюдал, что „Хрещатик“ выдает кредиты на бизнес акционеров. Потому что в один день это не происходит, даже в строительном бизнесе Иванова/Хмельницкого. А значит, по каким-то причинам НБУ молча наблюдал и позволял этому происходить. И продолжал бы дальше — см. пункт 1.
3. НБУ с 2014 года (сейчас 2016-й) пальцем о палец не ударил, чтобы Иванов/Хмельницкий внесли твердые залоги по выданным кредитам. А значит, до недавних пор НБУ все устраивало.
Особо жирную свинью госпожа Рожкова подложила Киевской мэрии. Ведь несмотря на 25-процентную долю, в „Хрещатике“ об
+
+24
moniks
moniks
13 апреля 2016, 10:06
#
Ведь несмотря на 25-процентную долю, в «Хрещатике» обслуживалась масса коммунальных предприятий. Таким образом мэрия как бы гарантировала добропорядочность банка, чем вводила в заблуждение обычных вкладчиков. А значит, Кличко и Рожкова в каком-то смысле соучастники.
Теперь о чем Рожкова не написала. Банковский рынок полнится разговорами о том, что Иванов/Хмельницкий как раз успели вывести свои деньги. А вот бабушки и коммунальные предприятия — не успели. Но вот Иванову/Хмельницкому за это ничего не будет. А бабушкам — на бабушек госпожа Рожкова и госпожа Гонтарева плевали с высокой колокольни.
И еще. Слезы мешают говорить…
«Позиция НБУ была стандартной: акционеры банка должны начать погашение кредитов связанных компаний и обеспечить докапитализацию. Мы получили устное заверение, что деньги будут возвращаться уже в январе, однако никаких убедительных шагов сделано не было».
Оказывается, обманули наивных барышень. Ну так бывает. Интересно, Иванов или Хмельницкий дурили голову Рожковой?
+
0
seaman
seaman
13 апреля 2016, 11:37
#
«Таким образом мэрия как бы гарантировала добропорядочность банка, чем вводила в заблуждение обычных вкладчиков.» я следуя этой логике чуть не поддался на эту «добропорядочность», хотел диверсифицировать депозиты. А когда в Ощаде по нотариальной доверенности не выдали деньги ссылаясь на свои внутренние регламенты по правильному содержанию доверенности, теперь госбанкам не верю вообще! И судиться с ними бесполезно, как с железной дорогой и налоговой
+
+34
moniks
moniks
13 апреля 2016, 10:08
#
Ну просто из личных соображений интересно. Как это было? Как охмурял? Как подрезал?
Судя по всему, госпожа Рожкова терпела бы еще похождения знатных ловеласов из банка «Хрещатик». Но что-то произошло. Банк оказался не нужен, и его решили «положить». Если верить разговорам на рынке, то по согласию с НБУ. Конец бурного романа.
Так что таки да:
— «Банк Хрещатик обанкротился из-за действий НБУ»
— «Хрещатик обанкротили по команде Гонтаревой»
— «Нацбанк уничтожил банк „Хрещатик“
+
+70
Perseo
Perseo
13 апреля 2016, 11:02
#
Вместо обеления НБУ получился изобличающий его (НБУ) материал. НБУ все видел, все знал, но ничего не предпринимал и никого не предупреждал. Налицо преступный сговор с целью получения многомиллионной выгоды.
Стиль работы «Хрещатика» мало чем отличался от стиля ныне работающих банков. Хозяевам, акционерам банков — все! Клиентам — закон (ФГВН)!
+
+42
Сергей Панасенко
Сергей Панасенко
13 апреля 2016, 18:09
#
По мнению Савченко, НБУ применяет «формальный» подход к выбору банков для ликвидации.

«Треть из ликвидированных банков было закрыто по формальным причинам, это были жизнеспособные банки, которые можно было бы спасти. В результате нанесен ущерб государственному бюджету на сумму около 100 млрд грн, которые ушли на выплаты вкладчикам. Это, в свою очередь, обусловило и инфляцию, и девальвацию», — заявил он. economics.lb.ua/finances/2016/04/13/332811_hreshchatik_mozhno_spasti_.html
+
+31
vicmarin37
vicmarin37
14 апреля 2016, 7:53
#
Сообщаю эмоциональной публике:
НБУ не обязан беспокоиться о платежеспособности комбанков,
т.к. этим должны заниматься собственники и вкладчики банков.
Банкротство любого банка — это возможная и нередкая ситуация
при растущей конкуренции на банковском рынке.
В Киевской администрации работают натуральные лопухи и
коррупционеры, т.к. встряли в коммерческий банк с 25% доли — т.е. не могли сами учредить городской банк?
или для какой цели?
+
+9
Эрик Хартман
Эрик Хартман
14 апреля 2016, 8:26
#
Спрашивают в Одессе — «если вы такой умный, где ваши деньги ?»

Я думаю у них все было, есть и будет хорошо. Какие же они лопухи. Они очень даже не лопухи.
+
+15
vicmarin37
vicmarin37
14 апреля 2016, 9:10
#
Верно, коррупционеры никогда лопухами не бывают
+
0
moniks
moniks
14 апреля 2016, 9:52
#
Гонтарева способствовала выведению из «Дельта Банка» более полумиллиарда долларов — Тарута.

Депутат сообщил, что средства были выведены на счета компаний-нерезидентов, подконтрольных владельцам и должностным лицам «Дельта Банка». REUTERS

economics.unian.net/finance/1317015-gontareva-sposobstvovala-vyivedeniyu-iz-delta-banka-bolee-polumilliarda-dollarov-taruta.html
+
+15
vicmarin37
vicmarin37
14 апреля 2016, 9:58
#
Да ничего она там не вывела,
было полмиллиона денег у родни сына и невестки-
вот их в течение 5-12 февраля и вывели,
а 3 марта ввели ВА.
+
+18
moniks
moniks
14 апреля 2016, 9:51
#
Всё так, просто до 2014-го это были очень единичные и вполне предсказуемые ситуации. Когда Гонтарева(ы) заявляет, что Дельта системный банк, а потом его валит — это выглядит как ловушка для очень значительного числа вкладчиков. Там зависло 35 тысяч физиков 200+. Про юриков вообще молчу. Также нбу-шные *** вещали и про Финансовую Инициативу. В начале июня одно нбу-*** в галстуке по ТВ обещало, что будет жить, а через две недели ВА! Мне сильно не понятно как эти банки положили, а абсолютно стремный Платинум жив!
+
0
Perseo
Perseo
14 апреля 2016, 10:44
#
Платинум нельзя трогать! Это голубая мечта Саши Стоматолога!
+
+30
Максим Петренко
Максим Петренко
14 апреля 2016, 9:45
#
Интересно, а статья на тему «Как убить национальную валюту» скоро появится? Красноречивое название статьи...«Как убить банк»… функционерам из главного банка страны не мешало бы написать и статью под названием «Как убить доверие к банковской системе в целом»! Убивать и уничтожать всё наилучшее, что было в стране — видимо стало искусством!
+
+21
dm101
dm101
14 апреля 2016, 10:58
#
У меня складывается впечатление, что нас готовят на продажу. так всегда — сначала разваливают, а потом продают кому-то своему. надеюсь, эти «свои» — это американские или европейские инвесторы, а не российские. а чтобы никто не мешал, везде расставили своих людей: прокуратура давно карманная, нбу — Петина марионетка, теперь и кабмин ручной, осталось только 300 депутатов в коалицию как-нибудь втащить. при януковиче это называли узурпацией власти, а теперь называют консолидацией. майдан поменял названия, но не поменял подходы и методы власти. мне кажется, у Пети осталось около года: или все-таки пойдут зарубежные инвестиции, и начнется оживление в экономике, или начнется очередной майдан… вторая половина 2016 г. будет интересная…
+
+26
moniks
moniks
14 апреля 2016, 11:29
#
Когда людей резко делают бедными — это кому то нужно. Невиданная ранее девальвация, погром банков с прокидыванием вкладчиков 200+, рост тарифов и цен. Это явно не копирование западной модели…
+
+18
Максим Петренко
Максим Петренко
14 апреля 2016, 20:48
#
Дружище, Moniks, безусловно вы правы — никто в Украине западную модель копировать не собирался, не собирается и не будет собираться — у нас полностью скопирована модель Нового Света — я надеюсь, что вы меня полностью поняли!
+
0
Эрик Хартман
Эрик Хартман
14 апреля 2016, 21:57
#
+12
+
0
Andrey Trofimov
Andrey Trofimov
18 апреля 2016, 15:56
#
Особенно четко подмеченно «… не собирается и не будет собираться....». Увы главный враг украинцев, откато-вороватый, мещанский менталитет. Никто из мещан по сей день (зрадные обещалки на ТВ-Шустерах не в счет) ничего не желает в реале менять. В украинском каганате все сферы воровства четко поделены, крупным занимаются бандито-олигархи, мелким — жлобский, мещанский, чиновничи-откато-вороватый класс. И самое смешное, что данные сферы воровства устраивают обе стороны, мелкое воровство устраивает воровитых мещан, тк недостаток интеллекта и ресурсов не позволяет им дерибанить по крупному, а мелкое воровство безынтересно бандито-олигархам при наличии крупного. Вот такой убогий симбиоз получается в нашой Неньке, где нормальным и честным людям просто нет места (первый год событий после двух буржуазно-жлобских революций (как распределялись места в пирамиде власти) — подтверждение моих слов).
+
0
moniks
moniks
14 апреля 2016, 11:39
#
Хороший День? 11.04.2016
business-tv.com.ua/хороший-день-11-04-2016/
+
0
moniks
moniks
18 апреля 2016, 15:12
#
НБУ не сможет отрицать вину в банкротстве «Хрещатика» — экс-глава банка
Отмечается, что «Хрещатик» уже два года не выдавал кредитов компаниям акционеров, поэтому заявления о преференциях для них являются абсурдными.
economics.unian.net/finance/1322591-nbu-ne-smojet-otritsat-vinu-v-bankrotstve-hreschatika-kommentarii.html
+
0
valtratur
valtratur
7 мая 2016, 14:26
#
Кто виноват.сам Хрещатик и виноват /не договорился/незаплатил
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться