Глава НБУ Валерия Гонтарева провела пресс-конференцию, приуроченную к решению регулятора оставить учетную ставку на уровне 22%.
Гонтарева о валюте и ценовой стабильности
«Минфин» выбрал самые интересные высказывания.
Инфляция
Нацбанк продолжает проводить сдержанную монетарную политике с целью достижения ценовой стабильности в стране. В прошлом году инфляция снизилась до 43,3% с 60% в апреле. Послабление роста цен стало возможным именно благодаря сдержанной политике НБУ, а также за счет низкого внутреннего спроса и снижения инфляционных ожиданий. Но в краткосрочной перспективе есть факторы, которые НБУ не может контролировать за счет монетарной политики. В 2016 году мы прогнозируем инфляцию 12%, в 2017 — 8%.
ВВП
НБУ пересмотрел свой прогноз относительно роста украинской экономики в этом году. Реальный ВВП в 2016-м вырастет на 1,1%. Развитие украинской экономики зависит от глобальных тенденций. Большинство развивающихся стран зависят от доходов от продажи сырьевых ресурсов. Украина — не исключение.
Внешние факторы
В ближайшие два года мы ожидаем сохранения низких цены на мировых сырьевых рынках. Предложение на рынке нефти будет чрезмерным из-за усиления конкуренции между странами-экспортерами. Саудовская Аравия не будет снижать добычу, на рынок вернулся Иран, а США сняли эмбарго на экспорт своей нефти. Кроме того, замедляется рост экономики Китая, который пытается сменить модель развития экономики. С ценами на нефть снижаются и цены на сталь и продовольствие. А это основные источники валютных поступлений в страну.
Нафтогаз и Фонд гарантирования
В этом году «Нафтогаз Украины» не будет нуждаться в поддержке со стороны НБУ. Это первый год, когда его дефицит будет равен нулю. Потребности Фонда гарантирования будут незначительными, поскольку основной этап очищения банковской системы закончен. Мы ожидаем, что Фонд будет удовлетворять свои потребности самостоятельно, в частности, за счет продажи имущества ликвидируемых банков.
Госбанки
Ощадбанк и Укрэксимбанк нуждаются в докапитализации в этом году на 15 млрд гривен. Пополнение их капиталов будет профинансировано за счет долгосрочных государственных ценных бумаг. НБУ не планирует их монетизировать.
Платежный баланс
НБУ ухудшил свой прогноз по дефициту платежного баланса — в этом году он составит 2,5 млрд долларов или 3% ВВП. И этот дефицит может увеличиться в силу внешних рисков, таких как дальнейшее снижение цен на продукцию украинского экспорта и девальвация валют стран-торговых партнеров Украины. В таком случае, достигнуть показателя 12% инфляции к концу года не получится.
Смягчение хватки
Нацбанк готов смягчить свою политику при условии, если влияние внешних рисков не будет слишком сильным, а официальное финансирование Украины со стороны международных кредиторов продолжится.
Девальвация гривны
Колебания курса — это неотъемлемая часть режима гибкого курсообразования. НБУ предупреждал об этом еще в 2014 году.
Чтобы сгладить чрезмерные колебания курса Нацбанк в этом году выходил на рынок с предложением валюты на 118 млн долларов. Но это было нужно для нивелирования одномоментных ситуативных факторов. Но наша валюта не может не реагировать на происходящее на международных рынках. Эти проблемы можно компенсировать за счет внешнего финансирования. Кроме транша МВФ, это размещение украинских евробондов под гарантии США.
Я завидую Украине, которая сейчас находится под «амбреллой» международных кредиторов. В отличие от наших партнеров из СНГ. Ситуация с валютой этих стран вызывает у нас большее беспокойство.
Наличный рынок
Наличный рынок всегда зависит от межбанка, но здесь есть дополнительные факторы влияния. Самый главный фактор – настроение населения. Второй фактор – сезонный. В праздничный период всегда возрастают платежи по карточным платежам за границей, в связи, с чем банки закрывают свою валютную позицию с помощью покупки валюты через межбанковские обменные пункты. Этот сезонный фактор не очень существенный, но он есть. Кроме того, предложение на рынке в январе всегда ниже, чем в другие месяцы. Это также сезонный, но более фундаментальный фактор. И еще один фактор, который может оказывать такое воздействие на наш валютный рынок, это избыточная ликвидность, которая может быть связана с социальными выплатами. Вы знаете, что в конце 2015 года было выплачено более 30 млрд гривен, 14 млрд из которых – преждевременные пенсии. Это создало дополнительное предложение денег на валютном рынке. Также было возвращено НДС.
Но мы как Национальный банк все это понимали. Кроме валютных интервенций для предотвращения ситуаций с избыточной ликвидностью, Нацбанк на протяжении всего года изымал избыточную ликвидность с банковской системы. В первую очередь, мы проводили очень активную работу с депозитными сертификатами. Остатки на депозитных сертификатах коммерческих банков на конец года составили более 80 миллиардов гривен. Мы активно работали над возвращением долгосрочного рефинансирования НБУ. Только за прошлую неделю нам вернули 5 млрд гривен. Ситуация в банковской системе прогнозированная и контролируемая. Нацбанк и в дальнейшем будет предотвращать чрезмерные колебания курса, связанные с одномоментным дисбалансом спроса и предложения на рынке.
Комментарии - 73
Нынешний кабмин и политика высшего руководство очень постаралось, чтоб сделать все возможное, чтоб уничтожить все, что еще оставалось после нашествия других реформаторов.
Сразу видно — женщина не догоняет. В большинстве стран СНГ, которые есть наши основные торговые партнеры, которые девальвируют валюту, она уже отпущена в свободное плавание и выравнивается. И без всяких международных кредиторов. С помощью гибкого курса они выравнивают платежный баланс. У таких как РФ, где отпустили уже давным давно, ввиду незначительной зависимости от импорта (все сырье и основные производства, кроме ширпотреба, свои), инфляция уже остановилась практически, несмотря на скачки. Курс эластичен и способен укрепляться мгновенно и симметрично с нефтью. Те кто с курсом еще мухлюют и не могут выровнять платежный баланс — пока еще подвержены существенной инфляции. Но она тоже замедлится, как балансы выровняют. А в Украине как на пороховой бочке. О чем вообще говорит энта женщина!
И они как раз без бизнеса все как один.
ПыСь. Еще в далеком 2009м году я нечто подобное (и не только это) предлагал, но тогда был закидан тапками со всех сторон. Хотя через какое-то время НБУ начал закручивать валютные гайки аккурат примерно так, как было сказано в моих предложениях. Но время уже ушло…
2. Банк в свою очередь обязаны формировать для перечисленных/зачисленных Вам/Вами средств 100% резервы на депозитарном счете в НБУ.
Неправильное функционирование денежно-кредитного рынка, как раз и приводит к вопросу: на чем будет работать банк. В современной системе, банк может со спокойной душой работать даже при 100% резервирование по рискам. Всё это нытье банков, что нет ликвидности для кредитования — это не более, чем чушь или непонимание, как работают банки вообще. И чем больше это непонимание будет сохраняться, тем будут выше % ставки.
Во-вторых, депозиты не ограничивали и никогда не ограничат кредитование, если есть платежеспособный заемщик. Я смотрел украинский риск-менеджмент по некоторым банкам — 86-ой год прошлого столетия. Нет не винтажей по куммулятивам, нет совокупной базы,… одним словом — это не кредитование, а рулетка. В-третьих, то, что повышают нормы резервирования — это плохая политика НБУ. Эти проценты (по незадействованным средствам) просто перекладываются на заемщиков, что увеличивает инфляцию. Как для примера, то посмотрите MBS по странам у которых отрицательная базовая процентная ставка — доходности везде выросли. Это от того, что «минус»/потери переложили на заемщиков.
А как по-Вашему банки смогут выдавать кредиты на сумму сверх привлеченных срочных депозитов (в т.ч. иные инструменты долгосрочных заимствований для банков), если на нормативном уровне им будет запрещено использовать в кредитовании средства с текущих счетов клиентов?
По поводу электронных денег и транзакций в такой системе, в которой развитые страны пришли рыночным путем, а нам, возможно, придется, прийти административным, то могу написать целый пост. Про новые меры безопасности в EMV так же можно описать, да и вообще, как пришли к полному переходу на электронные платежи. Тем более, если образно взять, то MxV=PxT, то у НБУ и у других ЦБ больше маневров для таргетирования инфляции.
Да и вообще брать пример с т.н. «развитых стран» уже как-то неприлично, т.к. вся их мегапирамида только и держится на постоянной многотриллионной эмиссии.
В любой системе это возможно. НБУ и ФРС — это лишь аббревиатуры. Наша монетарная система стремится к такому же функционированию, где и ФРС. Если бы у нас экономика была бы диверсифицированной, то перенос курса на инфляцию был бы минимальным — 0,1-0,2.
ФРС: доллар ни чем не обеспечен, т.к. не привязан ни к ЗРВ (а у них есть ваще такой термин?), ни к каким прочим реальным активам, ФРС может напрямую покупать бонды казначейства США и вливать сколько угодно денег в банковскую систему под мусорные бумаги.
НБУ: эмитированные гривны (первичные деньги — монетарная база) должны быть обеспечены ЗВР, НБУ не может напрямую выкупать ОВГЗ у правительства Украины, а выкупая на вторичке (неподкрепленная эмиссия) система автоматом корректирует курс на МБ/ЗВР, у НБУ только два инструмента законной эмиссии — покупка валюты в ЗВР и продажа депозитных сертификатов.
Поэтому НБУ — валютообменный ларек ФРС/МВФ. Поэтому же ни мы, ни любая иная страна не являющаяся эмитентом мировых денег не может/не имеет права эмитировать собственную валюту под потребности собственной экономики (в т.ч. и страны с позитивным сальдо торгового баланса экспорта/импорта).
Поэтому фича с КуЕ у нас не прокатит.
В Украине другая проблема — здесь нужно снизить инфляционные ожидания, но изза неправильного функционирование ММ и теневого рынка и дуболобости праительства, ЦБ не сможет провести политику таргетирования инфляции.
Если ММ не работает нормально, то Вы со спокойной душой можете взять ликвидность в ЦБ столько, сколько позваляют Вам Ваши активы, которые принимаются к обеспечению.
А по большому то счету не надо ничего таргетировать, а надо разорвать связь между валютой и внутренней экономикой — валюта должна обслуживать исключительно экспортно/импортные потребности страны и ничего более, внутри страны в обороте должна быть только гривна. И тогда все будет Ок.
Если у меня есть вощмодность на моей должности воровать скажем по 100 млн. грн. в месяц, то я конвертировал бы в валюту. Если все платежи в электронном виде, то отследить не будет проблем «утечку». Через механизм ОЭСР по укланению от уплаты налогов, возвращать деньги, если где-то протекло. На данном этапе украинская система на уровне бюджетных организаций — друшлак для вермешели. И пока так будет, то хоть Гонторева будет, хоть еще кто-либо, то ситуация не изменится. По поводу диверсификации на 100% согласен и не раз за это писал.
Но есть одно «но» — все эти вполне оправданные механизмы сдержек/противовесов проистекают из всем ненавистного Совка и по нынешним меркам есть нерыночными проявлениями тоталитаризма — именно там внутри страны ходила только национальная валюта, а инвалюта ни коим образом (до определенного момента) не отражалась на внутренней экономике. Так что за такие идеи могут и на кол посадить в такой-то постреволюционной обстановке :-)
А зря, все-таки кой-чего да было хорошего в Совке и оттуда можно почерпнуть много полезного для выздоровления страны. Но только без фанатизма, конечно… :-)
Как для примера по поводу ограничений и механизмов ОЭСРhttp://m.ria.ru/world/20160128/1366277140.html
Нам бы с внутренними доходами и их чистотой разобраться.
Но для этого необходима реальная революция со всеми вытекающими последствиями, а не тот фарс, что мы имеем сейчас.
Сейчас ситуация такова, что на черном рынке дефицита валюты нет, а вот на межбанке она есть. И в этом направлении и должны работать, а не на ток шоу выступать, как некоторые. И всем бы было отлично. Тем более, куда не «плюнь», то все нужно делать: жд дороги, обычные дороги, полная интернетизация и т.д. капитализация компаний в раз 7 бы поднялась только от того, что страна детенизируется и улучшает корпоративный и гос сектора. В первую очередь — это в интересах тех же олигархов. 2 млрд или 10 — уже существенно.
bampi, я такой вариант тоже предлагал ещё в прошлом году minfin.com.ua/2015/09/02/8581937/#com2682909 и здесь minfin.com.ua/2015/09/01/8543483/#com2681516.
Но в вашей совместной дискуссии с Сергеем я больше склоняюсь к его позиции.
Я бы установил «норму прибыли», то есть ограничил использование денежного мультипликатора каждого банка в соответствии с размерами его собственного капитала.
Тут, на форуме в одной из дискуссий один «знающий» товарищ говорил о влиянии соотношения собственного и заёмного капитала на деятельность субъектов экономики.
Если банки такие же субъекты экономики как и другие, то почему деятельность других ограничивается и регулируется коэффициентами концентрации и финансовой зависимости, а банки таких ограничений фактически не имеют, потому что могут принимать депозиты в НЕОГРАНИЧЕННОМ количестве.
… а соответственно и выдавать кредиты.
К тому же, как Вы писали в одном из комментариев этой темы — «работодатель или Вы принесли свои средства — это не деньги банка (хотя то, что есть на сегодняшний день, то они считают их своими на закон. уровне)».
То может быть нужно устранить эту правовую коллизию, когда по мановению «волшебной палочки» ПАССИВЫ банка ПРЕВРАЩАЮТСЯ в его АКТИВЫ.
Ведь проблема нынешней системы кроется в НЕКОНТРОЛИРУЕМОМ росте денежной массы, что приводит к макроэкономическому НЕравновесию.
Мы с Вами это уже обсуждали в вашем блоге на примере структуры ВВП США.
Задача обезналичивания — контроль за денежными потоками и снижения коррупции. Если введут вертикально-горизонтальный контроль, отменят кредитные поручительства и подпишут договор ОЭСР о единыом глобальном стандарте по обмену налоговой информацией, то коррупции не скажу, что не будет, но на уровень Западных стран выйдут быстро. НО — кому это нужно в аппарате президента или каб мина, если они устроили самый настоящий маховик по ее (коррупции) росту?! Поэтому, первое — люди на верху, а не контроль снизу.
это чтоб понимать, что нынешнее руководство страны — обычные воры й популисты И это слова западного общества.
По сути, если все деньги на депозитарии будут и не будет возможности/или будут серьезные ограничения на расчет наличными, то можно провести действительно здоровую и полноценную Налоговую реформу, которая соответствует экономическим реалиям в стране. А так получается, что налоги платят самая незащищенная группа населения страны. Да и многие законы берутся не просто с потолка, так как информативности при нынешней системе нет.
А разве рефинансирование банков под залог государственных ценных бумаг не есть монетизация этих самых государственных ценных бумаг?
Себестоимость канадской нефти около 48 долларов. Американской Сланцевой где то около 40. Нефтяные компании покрывают убытки за счет переработки нефти.
А что у нас? Я не силён в зкономике и спрашиваю как обыватель- где дно? На сколько гривна ещё может просесть за два три года? понимаю что тридцать не за горами. Но всё таки — 40, 50? Только не повторяйте слова яценюка 2014 года — что экономика украины курс 12 не выдержит. Он был прав. Экономика таки не выдержала. Люди похоже выдержат что угодно. Так всё таки — есть ли дно для падения грини. На следуюший год. На пару лет вперёд. Спасибо.
А «дна» — нет.
Потому что «девальвация» есть результат ЗАМЕЩЕНИЯ национальной валюты — иностранной валютой в контуре денежного обращения национальной экономики.
Чем больше процент замещения — тем больше девальвация.
А этот процесс ЗАМЕЩЕНИЯ может длиться бесконечно долго.
И пока этот процесс не будет остановлен — гривна будет девальвировать.
Но изначально виновата именно Гонтарева, т.к. фактически она ничего не делала, чтобы избежать очередного обвала гривны.
Не делала т.к. скорее всего и не знает, что делать.
Если бы Порошенко не поставил на этот пост свою знакомую, а назначил специалиста, я думаю курс с 8 не повысился более 20.
Есть на эту тему петиция к Президенту: https://petition.president.gov.ua/petition/20087