Минфин - Курсы валют Украины

Установить
15 января 2016, 18:40 Читати українською

Шевалев о продаже госбанков

В конце 2015 года на финансовом рынке разразился скандал, связанный с одной из версий стратегии развития госбанков, разрабтанной Минфином. В нем говорилось о снятии гарантий государства для вкладчиков этих финучреждений. Позже Минфин поспешил опровергнуть эту информацию. О том, на каком сценарии реформирования государственных банков все-таки остановился Минфин в интервью «Новое время» рассказал заместитель министра финансов Артем Шевалев. «Минфин» выбрал самое интересное.

В конце 2015 года на финансовом рынке разразился скандал, связанный с одной из версий стратегии развития госбанков, разрабтанной Минфином.
Артем Шевалев Фото: Минфин

О ситуации в госбанках

— Государственные банки остаются определенным островом стабильности в нашей банковской системе. Мы слышим очень много критики. Она связана, по большому счету, с общими элементами неэффективности и не транспарентности, которые характеризуют украинский банковский сектор последние 20 лет. Госбанки достойно перенесли макроэкономический финансовый шторм последние два года. Они на сегодняшний день находятся в стабильной ситуации. Государство полностью выполняет свои обязательства как акционер. Мы будем заканчивать программу докапитализации государственных банков по результатам стресс-тестирования, которое проводит Национальный банк. И мы уверены, что в 2016-2017 годах государственные банки будут выполнять очень важную посткризисную роль в нашей экономике.

О пользе стратегии развития госбанков

-  Многие годы, если не сказать последние два десятилетия, банки существовали сами по себе. Мы пытаемся создать систему и понятную дорожную карту того, как мы видим развитие государственной части банковского сектора Украины. Также, мы хотим сделать госбанки прибыльными, чтобы не государство тратило миллиарды гривен на их ежегодную докапитализацию, а наоборот, банки приносили доход государству.

О выбранной Минфином версии стратегии

— Вы знаете, та версия стратегии, на которой мы остановились (…) она фокусируется не столько на функционале банков, сколько на философии того, как мы управляем государственными интересами в банковском секторе. Мы будем предлагать совершенно новые принципы оперативного управления для госбанков. То есть это полная деполитизация управления госбанками. Независимые наблюдательные советы, полностью профессионально ориентированные, ответственность и отчетность правления, менеджмента банков. Соответственно, в новой системе менеджмент банков будет нести ответственность за результат, и это будет приоритетом и прерогативой менеджмента и независимого наблюдательного совета решать, где банк должен быть более активен. Государство, правительство задает очень общее направление. Поскольку мы считаем, что ключевые банки имеют разный операционный опыт и операционные преимущества в конкретных сегментах. В первую очередь мы говорим о двух наибольших банках – о Укрэксимбанке и Ощадбанке. Мы говорим о том, что Ощадбанк имеет развитую филиальную сеть, имеет опыт работы с розницей, имеет опыт работы с отдельными корпоративными секторами, поэтому он будет фокусироваться на этом. Укрэксимбанк, как совершенно очевидно из названия, должен фокусироваться на поддержке украинского экспорта, на поддержке экспортоориентированных компаний.

— До конца этого месяца (Минфин ожидает утверждения стратегии, — ред.)

О скандале с Ощадбанком (лишении его гарантий государства по депозитам)

— Речь идет о том, что полная гарантия по депозитам в Ощадбанке связана с полной государственной собственностью Ощадбанка. Поскольку мы в нашей стратегии реформирования госбанковского сектора говорим о том, что мы будем продавать части Ощадбанка и Укрэксимбанка на горизонте до 2019 года, мы, естественно, говорим о том, что по мере прихода инвестора, институционального инвестора, международной финансовой организации в качестве инвестора государство будет отказываться от полной гарантии. Но этот процесс будет связан только с приходом ответственного институционального инвестора в соответствующее банковское учреждение. Никто не говорит о том, что государство сегодня, завтра, послезавтра отказывается от гарантий. Мы это рассматриваем исключительно в контексте дальнейшей продажи долей в банках через несколько лет.

О приватизации госбанков

— В той стратегической картинке, которую мы предлагаем, мы хотим принять решение и начать диалог с потенциальными инвесторами в 2017 году, чтобы до конца 2019 года закрыть уже первые сделки по продаже миноритарных пакетов.

До конца 2019 года будут закрыты уже первые сделки по продаже миноритарных пакетов госбанков

О потенциальных покупателях

— Те, кто сотрудничают с нашими государственными банками многие годы. Это международные финансовые организации, это Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, возможно другие.

О дедлайне по реализации стратегии

— Стратегия покрывает период в 10 лет. Ближайшие 4-5 лет – это тот период, на котором мы фокусируем наше внимание, где уровень детализации выше. Второй этап нашей работы уже начат. Мы продолжаем сотрудничество с нашими международными консультантами с МВФ, Всемирного банка, ЕБРР относительно тех деталей имплементации стратегии. Речь идет о том, что необходимо подготовить целый пакет законодательных предложений, изменения нормативно-правовой базы, которые позволят нам перейти к формированию независимых наблюдательных советов в государственных банках. А последующий этап – это уже их подготовка к частичной продаже на горизонте 2-4 лет. Некоторые изменения будут достаточно серьезные. Они будут требовать изменения в соответствующие законы. Мы будем работать с Верховной Радой, мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса. Поскольку речь идет о реализации международных принципов прозрачности и эффективности корпоративного управления. В принципе, мы рассчитываем в течении 3-4 месяцев уже выступить с конкретными законодательными инициативами.

Никто не говорит о том, что государство сегодня, завтра, послезавтра отказывается от гарантий.

Комментарии - 10

+
+19
Игорь Коляда
Игорь Коляда
15 января 2016, 20:18
#
После таких «откровений» представителей правительства складывается впечатление, что пределом эффективности их менеджмента является РАСПРОДАЖА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ государства.
Это вся их «стратегия».
По-моему, это ДЕфективный менеджмент.
А эффективный менеджмент заключается в ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ.
И стратегия соответственно выражается в СТАБИЛИЗАЦИИ ДОХОДА, а не в «максимизации прибыли».
Но «экономикс» этому не учит.
+
+8
HYPERNOVA15
HYPERNOVA15
15 января 2016, 23:37
#
В Украине в данной ситуации алтернативы нет, долгов много доходов мало.
Будут распродаваться основные фонды, основные обьекты и напоследок землю.
+
+34
Игорь Коляда
Игорь Коляда
16 января 2016, 13:01
#
Альтернатива есть всегда.В экономике это называется — ВЫБОР.
Если доходов мало — то может стоит пересмотреть расходы в первую очередь?
А если мозгов хватает только на увеличение доходной части и только за счёт продажи основных фондов, а не их эффективного использования с увеличением количества или ассортимента выпускаемой продукции — то увы,«маемо те, що маемо».
+
+14
vlad9486
vlad9486
17 января 2016, 19:45
#
Управление банками не входит в функции государства. Действительно, государство могло бы нанять людей, которые выведут государственные банки на прибыль, заняться повышением КПД государственных банков и будет это делать в ближайшее время. Но зачем это делать постоянно? Это как постричься в кафе, оно же не для этого предназначено. Пусть государство занимается своим делом, а банками прекрасно умеют управлять частники.
+
0
alexanderzel
alexanderzel
18 января 2016, 1:44
#
То как управляют частники мы в последние два года прекрасно убедились.частники-иностранцы не в счет.те пока еще держутся
+
0
vlad9486
vlad9486
18 января 2016, 11:46
#
Значит наши частники должны приспособиться или уйти, это же здравый смысл.
+
0
alexanderzel
alexanderzel
18 января 2016, 12:29
#
Западные банки тоже хотят уйти но никто не покупает их здесь
+
+7
vlad9486
vlad9486
18 января 2016, 12:55
#
Все не уйдут, уйдет ровно столько сколько нужно что-бы этим стало опять выгодно заниматься.
+
+6
Vadim
Vadim
16 января 2016, 11:12
#
«Прибыль госбанков» от обслуживания гос.компаний и бюджетников — это их «очень важная посткризисная роль в нашей экономике» ) )
+
0
vlad9486
vlad9486
18 января 2016, 12:57
#
Государство просто перестанет лезть не в свое дело. Государство это не господь бог, а просто поставщик некоторых услуг.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться