Едва в Украине закончился процесс очистки банковской системы от больших и неплатежеспособных финансовых учреждений, регулятор, засучив рукава, взялся за малые банки, входящие в IV группу. На сегодняшний день, их в Украине насчитывается порядка 90 штук, на которые, по словам Валерии Гонтаревой, приходится 5 процентов всей банковской системы.
Группа риска: что будет с малыми банками в Украине?
Преимуществом малых банков в Украине всегда была их способность создавать повышенный уровень сервиса своим немногочисленным клиентам, чем их не баловали крупные банки. Но с наступлением кризиса финучреждения четвертой группы стали более уязвимы. Основные трудности, с которыми сейчас сталкиваются небольшие игроки - это низкий уровень капитала, ликвидности и отсутствие новых клиентов.
Малые банки, не являются системообразующими для НБУ и, как выразилась в одном из своих интервью Валерия Гонтарева, говоря о банках четверной категории: «большинство граждан даже названий таких не слышали, я некоторые из них и сама с трудом различаю».
Поэтому рассчитывать на поддержку регулятора им не приходится, а помочь в этом деле могут только их акционеры. Но стоит учитывать и то, что далеко не все собственники готовы оказывать помощь своим банкам в необходимых объемах. Этот факт на фоне снижения доверия населения к банковской системе усложняет возможность мелких банков бороться за новых клиентов с более крупными коллегами.
«Самая большая проблема у реально действующих малых банков (не отмывочных контор) это нехватка ликвидности. Большая часть ликвидности сконцентрирована в крупных и крупнейших банках. В условиях слабого межбанка и тотального недоверия друг к другу — бизнес малых банков практически остановлен и они живут на том, что создавали раньше», — отмечает Виталий Шапран, главный финансовый аналитик РА Эксперт-Рейтинг.
Что же касается «отмывочных контор» и других мелких банков с непрозрачной структурой собственности, то им также придется не сладко, ведь они оказались под пристальным вниманием НБУ.
«Переход от так называемой «олигархической» модели бизнеса, когда банк используется для обслуживания сугубо родственных бизнес структур, тоже будет затруднен для многих игроков ввиду высокой конкуренции. Последняя, кстати, серьезно ужесточилась, особенно в вопросе привлечения депозитов, после недавних банковских банкротств. Клиенты все больше обращают внимание на показатели надежности банка», — рассказала «Минфину» Анастасия Туюкова, старший аналитик Dragon Capital.
Регулятор, в свою очередь, заявляет, что в рамках второго этапа реформирования банковской системы малые банки в Украине должны будут либо объединиться, либо ликвидироваться. До лета 2016 года перед каждым из них стоит задача увеличить свой капитал до 120 млн гривен, соответственно, консолидация значительно упрощает эту задачу, если мелкие банки стремятся выжить.
Значит ли это все, что количество банков IV группы существенно сократится в перспективе? Опрошенные эксперты рынка разделились во мнениях. Так, Виталий Шапран полагает, что «из одного заявления рановато делать выводы».
«Регуляторы во многих странах подают словесные сигналы рынку, но за сигналами не обязательно происходят действия», — говорит эксперт.
В то же время Анна Апостолова, директор финансового департамента IBI Rating ожидает, что до конца текущего года Нацбанк выведет с рынка еще около 10 банков, а еще некоторых — в 2016 году.
«Должностные лица НБУ заявляли о сокращении банковской системы еще на 50 банков. Конечно же, это будет происходить преимущественно за счет банков III и IV групп. Также это предусмотрено реформированием банковской системы и требованиями МВФ. Как мы можем наблюдать, регулятор продолжает выводить неплатежеспособные банки по разным причинам, в том числе и вследствие непрозрачной структуры собственности», — говорит эксперт.
После реформирования системы, на рынке может и вовсе не остаться банков, которые попадают под категорию малых, либо же их количество сократится до минимума. Об этом могут свидетельствовать не только решительные планы регулятора, но и процесс, который уже начался на рынке.
«Безусловно, НБУ и ФГВФЛ заинтересованы в объединении банков с целью снижения нагрузки на Фонд и укрупнения банковской системы. Более того, сейчас ряд мелких банков ведут работы по очищению баланса для повышения привлекательности, а некоторые уже выставлены на продажу»,- рассказала «Минфину» Анна Апостолова.
В конце концов, от новых высоких требований регулятора скрыться не удастся, поэтому, вероятней всего, объединяться будут банки, имеющие общего собственника, а прозрачность структуры станет для них едва ли не решающим фактором выживания. В любом случае, банки, которые не выполнят условий НБУ, вынуждены будут покинуть рынок.
Кристина Болотова
Комментарии - 12
В этих банках отдают депозиты?
Им достаточно так называемого админресурса, то есть прокручивая государственные деньги через свои банки они УВЕЛИЧИВАЮТ ОБОРОТ денег в банке, а соответственно и свою прибыль.
Можете привести факты использования админресурса или как всегда — только предположения…
Да ну!
А как же тогда государственные деньги оказываются на счетах частных фирм в оффшорах, как это было например с экс-главой МЧС, через публичные или пуб-ЛИЧНЫЕ тендеры?
А судя по результатам борьбы с этими явлениями, я могу предполагать что это явление — СИСТЕМНОЕ, и эти люди в этой системе занимают не последние места, а первые.
Разве ОЧЕВИДНОЕ нуждается в доказательствах?
Всё нуждается в доказательствах, даже голословные утверждения.
И конечно закупка у одного поставщика без тендера (с описанием массы причин, почему это необходимо) возможна даже сейчас, но ведь мы говорим всего о двух банках, а вы на частные фирмы уже перешли.
Может вернёмся к банкам и расскажете хоть одну схему, где именно банк «выиграл» тендер с нарушениями законодательства да ещё и со ссылками на «наши гроши» или «цензор.нет»…
Во-вторых, расскажите лучше Вы на каких публичных тендерах избирались банки для социальных выплат или по выплатам фонда гарантирования вкладов.
И в-третьих, кто же Вам расскажет «хоть одну схему, где именно банк «выиграл» тендер с нарушениями законодательства да ещё и со ссылками на «наши гроши» или «цензор.нет»…?
1. Частный банк и частная фирма — совершенно разные вещи и для понимания этого не надо быть семи пядей во лбу.
2.1. «Фонд выбирает банки-партнеры путем открытого тендера, заявку на который подают все желающие. Выбор проходит на основании нескольких критериев. Во-первых, стабильность и системность банка, отсутствие жалоб со стороны клиентов. Во-вторых, удобство расположения отделений банка, соотношение точек, где клиенты могут получать выплаты с регионами, где непосредственно находятся клиенты ликвидируемого банка. Немаловажный момент – успешное прохождение так называемого „пилотного теста“, который состоит в том, что Фонд дает банку какое-то количество пробных выплат.»
2.2. По социальным выплатам — сайт государственной службы занятости вам в помощь.
3. если никто не расскажет, так может и не было ничего — ведь что знают трое — становиться известно со временем всем желающим.
«И для понимания этого не надо быть семи пядей во лбу.»
2.Проблема в том, что у нас пишут в законах одно, а делают — другое.
У коррупции между прочим отсюда и «растут ноги», потому что делают не так, как ОБЯЗЫВАЕТ закон, а как ХОЧЕТСЯ должностному лицу.
3.У нас даже Генпрокуратура то ли не хочет рассказывать, то ли не дают, а Вы хотите услышать от меня всё.
У меня не те ОБЯЗАННОСТИ, а вот предполагать я могу.
Кстати, о «голословных утверждениях».
Как Вы думаете, НЕвыполненные предвыборные обещания можно считать «голословными утверждениями»?