Проект бюджета на 2015 год предполагает рост роли государства в экономике, что прямо противоречит обещаниям правительства, зафиксированным в его плане действий всего две недели назад: сокращение бюджетных расходов на 10% ВВП в 2015-2016 гг.
Мнение: проект бюджета на 2015 год противоречит обещаниям правительства
Таким образом, одним из первых шагов Кабинета министров стало невыполнение своих обещаний, отмечают аналитики Vox Ukraine. Такая непоследовательность, по их мнению, серьезно подрывает авторитет нового правительства, понижает его шансы вывести страну из кризиса и увеличивает политический вес парламента.
Многие эксперты с большим нетерпением ожидали публикации проекта государственного бюджета на 2015 год, так как он должен был послужить своеобразной лакмусовой бумажкой для нового Кабинета министров. Во-первых, он должен был продемонстрировать, насколько радикально и решительно новое правительство готово корректировать свою экономическую политику с целью предотвращения финансового кризиса, и именно решать проблему дефицита, сокращать избыточные расходы и пересматривать систему государственных финансов в целом. Во-вторых, бюджет должен был послужить важным базисом для дальнейших дискуссий с МВФ. И наконец, этот документ должен был дать сигнал о приоритетах деятельности правительства в 2015 г.
Но опубликованный проект стал серьёзным разочарованием для многих. Во-первых, не было представлено никаких новаторских предложений. Во-вторых, многие инициативы были разочаровывающими, а острые вопросы остались открытыми. Хотя оценить все детали предлагаемых законов за такой короткий промежуток времени довольно сложно, мы поделимся своим первым впечатлением от бюджета.
Плохой старт
Начнем с того, что правительство представило комплексный пакет около 60 законов и поправок, которые должны стать основой для нового бюджета. Многие из этих законов, особенно в налоговой сфере, вступят в силу уже с начала 2015 года. Это означает, что у населения и у бизнеса есть только 7 дней для ознакомления, планирования или внесения изменений в свою деятельность, где это необходимо. Хотя экономическая теория рекомендует изменять налогообложение неожиданно и на длительный период, каждая страна решается на большие перемены в этой сфере только после их долгого и тщательного обдумывания. Заблаговременное обнародование налоговых изменений формирует ожидания и оставляет бизнесу и населению время на планирование и пространство для маневра. Конечно, в случае с Украиной принцип неожиданности может помочь противостоять олигархическим интересам, а также вывести из тени и обложить налогом «серую» экономику, но он также больно ударит и по всем направлениям законного бизнеса.
Основные показатели
- Соотношение бюджетных расходов к ВВП, которое показывает, сколько средств в экономике перераспределяется через государство, планируется на уровне 30,6%, по сравнению с 27,5% за четыре последних квартала (до 30 сентября 2014 г). Доходы бюджета относительно ВВП, которые указывают на налоговое и административное давление на экономику, увеличатся до 27,6% в 2015 году по сравнению с 23,0% за четыре последних квартала. То есть, проект предполагает, что роль государства в экономике должна возрасти, что прямо противоречит плану действий правительства, обнародованному всего две недели назад (сокращение бюджетных расходов на 10 процентов ВВП до 2017 г.).
- Ожидается, что дефицит государственного бюджета составит 64 млрд грн, или 3,7% ВВП. Сверх этого показателя, правительство планирует финансировать с помощью выпуска долговых обязательств компанию «Нафтогаз Украины» (31,5 млрд грн, хотя эта сумма может оказаться заниженной), рекапитализацию банков(36,5 млрд грн), Фонд гарантирования вкладов физ. лиц(20 млрд грн), а также бюджетную задолженность(7,5 млрд грн). Следовательно, широкий фискальный дефицит составит 160 млрд грн, или 9,3%ВВП, по сравнению с показателем этого года, который оценивается на уровне 12% ВВП. Однако фактический дефицит может оказаться гораздо выше, если учесть, что запланированный рост доходов (+27% по сравнению с планом на 2014 г.) кажется оптимистичным для экономики, пребывающей в глубоком кризисе.
- Национальный банк Украины снова профинансирует недостаток доходов, обеспечивая реккордные 65 млрд грн трансфертов. Если предположить, что НБУ также будет продолжать монетизацию дефицита, финансирование «Нафтогаза Украины», рекапитализацию банков и Фонда гарантирования вкладов физ. лиц, совокупный объем поддержки от Центрального банков 2015 году может составить 217 миллиардов гривен, по сравнению с оценочной суммой в 175 млрд грн в 2014 году (23 млрд грн трансфертов плюс оценочные 152 млрд грн чистых покупок государственных облигаций).
Налоговые изменения
Несмотря на то, что изменения только к Налоговому кодексу занимают более 200 страниц, мы хотели бы сосредоточиться на некоторых из недавно предложенных новаций.
Во-первых, правительство предлагает налоговую амнистию для тех, кто добровольно задекларирует свои доходы и имущество, независимо от их происхождения. В то же время, налоговые органы будут наделены возможностью отслеживать чрезмерные расходы, и облагать налогом расходы или активы, превышающие официально задекларированный доход, по ставке 30%.
В части декларирования денежных сбережений, правительство вводит 3%-ный налог для тех, кто задекларирует наличные средства сверх суммы в 200 000 грн и не будет размещать их на банковских счетах.
Эта норма предполагает двойное налогообложение и, очевидно, является несправедливой, поскольку нарушает права тех, кто уже заплатил подоходный налог. Кроме того, эта норма принуждает людей вкладывать деньги в банковскую систему на фоне глубочайшего банковского кризиса (32 банков были объявлены неплатежеспособными в этом году), мошенничества и жестких ограничений по депозитам и валютным операциям (например, клиенты могут снимать средства со своих валютных счетов только в объеме 15 000 грн в сутки в гривневом эквиваленте). Как правительство может ожидать работы этого закона, если есть столько веских причин для его несоблюдения?
Самое странное при этом, что правительство гарантирует не выдвигать обвинения за любые прошлые нарушения налогового, валютного и другого соответствующего законодательства для тех, кто подаст декларацию добровольно. Хотя мы приветствуем такую инициативу, гарантия правительства Украины сейчас вообще не внушает доверия, а в законе не предусмотрено никакого четкого механизма реализации этой гарантии. С какой стати людям в такой ситуации декларировать свои активы, особенно полученные незаконным путем?
Неверная идеология
Предложенный пакет бюджетных и налоговых законов основывается на неверной идеологии: больше вмешательства государства, больше налогов. Государство Украины является неэффективным, некомпетентным и коррумпированным, но при этом ставит себя в центр экономики. Правительство хочет снова расширить свою роль, а также контролирующие и административные функции. По настоящему хорошая реформа государственных финансов началась бы с принятия законов в духе грузинского «Акта об экономической свободе», который конституционно ограничивает бюджетные расходы, дефицит и уровень долга по отношению к ВВП, и создает механизмы, препятствующие произволу в повышении налогов. Правительству следует отказаться от старой системы, где каждое министерство/ведомство указывает, сколько оно хочет потратить за год, а потом Министерство финансов устанавливает планы по сбору налогов. Вместо этого, необходимо начать с оценки того, сколько средств государство может изъять из экономики, и после этого решить, куда вложить эти средства для достижения максимальной выгоды для общества.
Итог
Проект бюджета указывает на неготовность правительства к настоящей бюджетной реформе. Он включает несколько толковых мер, но большинство изменений являются косметическими, а некоторые — ошибочны, несправедливы или нереализуемы (например, двойное налогообложение, амнистия). Нынешние проблемы Украины имеют устрашающий масштаб, и на их решение может потребоваться много лет. К сожалению, бюджет на 2015 г. не содержит четких сигналов о том, что правительство намерено делать дальше, кроме как латать дыры в краткосрочной перспективе.
Правительство пообещало сократить дефицит бюджета и заняться важнейшими диспропорциями в экономике. Вместо этого мы наблюдаем, как первым же шагом правительство предлагает бюджет, увеличивающий роль государства в экономике. Это подрывает доверие к нынешнему правительству, понижает шансы вывести страну из кризиса и увеличивает политический вес парламента.
Авторы — редакционная коллегия VoxUkraine
Комментарии - 7
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА!
Страничка истории, о тотальном налогообложении.
Особо впечатлительным, не читать;)
Государство есть такой же «субъект экономики» как и другие юридические или физические лица в национальной экономики.
Отличие лишь в размерах — государство есть самый БОЛЬШОЙ субъект национальной экономики с наибольшим количеством занятых людей.
Так что это нормально — когда государство хочет увеличить свою роль в экономике.
Другое дело — методы или способы.
Есть только один путь для этого — УВЕЛИЧЕНИИ прибыли субъекта экономики.
В случае с субъектом экономики «государство» прибылью является ПРОФИЦИТ бюджета, но в данном ситуации, при НАЛИЧИИ «дефицита» бюджета, нужно сначала уменьшить дефицит и перейти к увеличению профицита.
В любом случае нужно добиваться ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ разницы между доходной и расходной частями бюджета.
Да, приватизация госимущества может быть хорошим тактическим шагом, но ведь отмена выплаты дивидендов частным акционерам госпредприятий тоже принесёт в казну доход.
И много ещё