Недавно зампредседателя НБУ Вера Рычаковская огорошила наших граждан сообщением, что в ведомстве готов проект постановления о предельной сумме расчетов наличными. Осталось провести тестирование, и после этого ограничения можно вводить в действие. «Апрель еще однозначно нет, — сообщила Рычаковская в эфире одной из радиостанций. — Май или июнь, в зависимости от того, как эти документы будут готовы». Конечно, все знали, что рано или поздно расчеты «наличкой» в Украине ограничат. Во-первых, об этом слишком много говорилось, а Нацбанк в последнее время всегда делает то, о чем говорит. Во-вторых, аналогичную меру уже приняли почти все страны Европы и готовят в России. «Пасти задних» в этой ситуации будет просто нелогично.
Кто пострадает от запрета расчетов наличными
В результате всего за неделю украинцы забрали из банков, по разным оценкам, от 3 до 5% от общего объема депозитов. Обналиченные сбережения были потрачены — на что бы вы думали — на покупку автомобилей. Повышение пошлин на ввоз иномарок (будет введено уже через два дня) и грядущий запрет расчетов наличностью оказались гремучей смесью для наших мнительных граждан и приятно утяжелили карманы автодилеров. При этом многие покупали машины вовсе не бизнес-класса. По словам представителей автосалонов, средний чек за эти дни составил как раз пресловутые 150 тыс. грн. С учетом того, что некоторые иномарки достигают в цене в три раза большей суммы, можно сделать вывод, что украинцы в большинстве своем покупали машины по 100-120 тыс. грн.
Понятно, что в случае с машинами масла в огонь подлили именно пошлины. Но эксперты считают, что отток депозитов продолжится и дальше. Люди будут вкладывать деньги в квартиры, дачи и другие очень крупные покупки, которые долго откладывались на «потом» — все ради того, чтобы избежать пристального внимания налоговой инспекции. «Главная цель, которую преследует государство, вводя ограничения на наличный оборот, заключается в борьбе с теневой экономикой, — поясняет советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. — Безналичные расчеты гораздо проще отследить, чем оплату покупки «живыми» деньгами, поэтому у налоговиков расширится поле для проверок. Первые вопросы вызовут нетрудовые доходы — то есть, те, с которых в казну не уплачен налог».
Такое доходы в разном объеме, но есть почти у каждого. Кто-то сдает в аренду восемь квартир, кто-то живет на процент с депозита в кипрском банке, а кто-то вяжет кофточки на заказ и продает их по 70 грн друзьям и знакомым. При этом самое шумное возмущение запрет расчетов наличными вызывает как раз у тех, кто вяжет кофточки или выращивает грибы на балконе. Оно и понятно: люди занимаются этим не от хорошей жизни и имеют полное право негодовать из-за того, что государство, неспособное обеспечить им нормальный уровень жизни, еще и собирается посягнуть на контроль их собственных трудовых доходов. Однако простите — 150 тыс. грн. Какие опасения могут быть при такой, мягко говоря, лояльной сумме?
Сперва хотели ввести 200 тыс. грн, а в конечном счете вводят 150, говорит соседская пенсионерка. Кстати, сама Галина Петровна делает неплохой бизнес на продаже соленых огурцов и квашеной капусты возле нашего дома местным алкоголикам. Суть ее слов сводится к тому, что Нацбанку никто не помешает опускать планку наличных расчетов до самого минимума. «Вот в Европе ввели тысячу евро, и у нас так будет», — заканчивает соседка свой апокалипсический прогноз. Волнение бабушки можно объяснить. Без огурцов, на свою и мужа пенсию она никогда бы не купила себе холодильник типа side-by-side (цены таких агрегатов стартуют с 6,5 тыс. грн). Но опять-таки, даже такая покупка стоит дешевле, чем планка расчетов наличностью «как в Европе».
То есть, сыр-бор разгорается на ровном месте и недовольство наших граждан происходит исключительно из-за мнительности. Кстати, действительно зажиточных украинцев, для которых покупка дороже 150 тыс. грн не становится главным событием жизни, вообще не волнует новация НБУ. Хотя бы потому, что для них уже найдены способы, как обойти подобное ограничение. Дело в том, что сумма в 150 тыс. грн уже два года как стала планкой для обязательного финансового мониторинга. О покупках и сделках на эту сумму и выше продавцы должны давать отчет финансовым и фискальным ведомствам. Поэтому для покупателей, к примеру, дорогих машин нередко оформляется «рассрочка» на пару дней: каждый день по 149 тыс. грн и никаких отчетов.
Очевидно, что рассрочка вскоре станет самым популярным механизмом для приобретения дорогих товаров. Также можно будет проводить расчет на двух продавцов, ведь в Нацбанке планируют ввести «одноразовый» лимит — для одной денежной операции. Зато суммой до 150 тыс. грн можно будет рассчитываться сколько угодно и с кем угодно. Так что лимит (каким бы он ни был) в конечном итоге мало кому навредит. Правда, с другой стороны, он мало поможет налоговой службе. И уж совсем не будет полезным банкам, которые рассчитывают, что с введением ограничения число безналичных операций станет намного больше.
Комментарии - 14