Инфраструктурное министерство снова лоббирует повышение акцизов на топливо. В министерстве полагают, что для улучшения качества украинских дорог, показатели акцизов необходимо повысить до минимального европейского уровня. Тем не менее, любое повышение акцизных ставок поднимет розничные цены, напоминают эксперты, пишет Коммерсант-Украина в статье Большая ставка на бензин.
Акцизные планы властей могут взвинтить цены на бензин
Ранее сообщалось, что подобное повышение составит увеличение акциза со 198 евро за тонну бензина примерно до 466 евро.
По данным главы ведомства Владимира Козака, если в Украине ставка акциза за тонну бензина составляет 198 евро (для дизельного топлива — 46-98 евро), то в ЕС в среднем — 466 евро за тонну (и 375 евро за тонну дизтоплива).
Например, в Германии акциз за тонну бензина составляет 851 евро, за тонну дизтоплива — 534 евро, в Польше, в свою очередь, 494 и 375 евро. «Понятно, что у нас и зарплаты ниже, но тем не менее рассмотреть вопрос повышения акциза необходимо», — рассказал чиновник.
Предполагаемое повышение объясняют тем, что необходимо увеличить поток средств в дорожный фонд для сооружения и ремонта автодорог, основная доходная часть которого образовывается именно благодаря акцизному сбору и ввозной пошлине с ввозимых на территорию Украины транспортных средств, шин и нефтепродуктов. По словам Козака, в ведомстве планируют таким образом улучшить качество дорог.
Отметим, что акциз на нефтепродукты ввели в 2011 году, прежде действовал транспортный сбор с каждого владельца автомобиля. В марте премьер-министр Николай Азаров говорил, что каждый хозяин машины уплачивает в год 992 грн акцизного налога, за которые можно провести ямочный ремонт около 5 кв. м дороги, капремонт примерно 1,5 кв. м, или же построить примерно 2,5 см дороги первой категории.
Против подобного увеличения выступает Минэнерго, как говорит один из чиновников ведомства, где официально не комментируют планы Мининфраструктуры.
«Мы предлагаем принципиально другой механизм — введение плавающего акциза. В определенные месяцы, когда необходимо улучшать состояние дорог, мы будем увеличивать ставку», - рассказал собеседник Ъ. Причем, по его данным, рост в этом случае составит менее чем в три раза.
В неофициальных беседах игроки рынка отмечают, что опасаются роста акцизов и считают, что такая угроза вполне вероятна, если «поступит команда сверху решить проблему бюджетной дыры». Аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко подчеркивает, что сейчас розничные цены на бензин и так максимальные: часть компаний — примерно 20% рынка продает Аи-95 по 11,45 грн/л. В Лукойле считают, что повышение акциза в три раза спровоцирует подорожание топлива на 6-7 грн. «Это снизит спрос на бензин и сократит объемы продаж», — уверены в компании.
ВУкраине действительно незначительные ставки акцизов — сейчас часть налогов и сборов в цене литра бензина в Украине составляет около трети, тогда как в большинстве стран Европы эта отметка превышает 50%. «Однако и покупательская способность у нас гораздо ниже. Кроме того, с возросшими акцизами украинский потребитель все равно не получит европейское качество бензина», — сетует директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
Комментарии - 7
Насколько у нас зарплаты ниже — настолько и качество бензина хуже.
Сейчас (через акциз 2грн/литр) плачу около 1500 грн в год. У меня ощущение, что деньги с автовладельцев до бюджета доходят не все. А при очередном увеличении акциза в бюджет больше доходить не будет (всё будет оседать у главного стоматолога — именно он единственный поставщик-контрабандист автомобильного топлива в страну).