НКРСИ до сих пор не передал мобильным операторам текст правил предоставления услуги MNP (услуги, позволяющей менять абонентам мобильного оператора с сохранением номера). Согласно документу, украинцы смогут менять оператора без смены номера телефона уже с 1 декабря 2013 года, пишет Дело.
Почему операторы не торопятся внедрять услугу сохранения номеров для абонентов
«На данный момент мы не видели окончательного текста принятого Положения, соответственно, нам сложно сказать, были ли учтены наши правки» — отметили в life:). Ранее сообщалось, что большая часть рекомендаций мобильных операторов принята не была.
«Реализация MNP связана со значительными операционно-финансовыми затратами, которые не предусмотрены финансовыми планами большинства операторов на текущий год (в конце прошлого года, когда такие планы согласовывались акционерами, регулятор не озвучивал конкретных сроков внедрения), поэтому логично и правильно перенести указанные сроки не менее чем на следующий год», — говорит Андрей Осадчук, директор «Киевстар» по регуляторно-правовому обеспечению.
Как стало известно delo.ua, мобильные операторы настаивают на одновременном внедрении переносимости для мобильной и фиксированной сетей начиная с января 2015 года (при наличии технической возможности), а с 2025 года — в обязательном порядке.
«Белые пятна»
Участники рынка обращают внимание на недоработки в самом механизме переноса номера и порядка оформления заявок на смену оператора абонентами.
Как отмечает глава отдела корпоративных коммуникаций компании «Киевстар» Петр Иванов, согласно существующим Правилам, заявку на смену оператора абоненты смогут подавать в виде SMS-сообщения, что может стать основой для мошенничества.
«Заявка на перенос номера не должна отсылаться в виде SMS-сообщения. Иначе сменить оператора без ведома абонента сможет любой шутник или хулиган. Для ускорения процесса можно использовать не письменное заявление, а, например, электронную почту и электронную подпись, которая удостоверяет личность абонента. Использовать же SMS — слишком рискованно и потому неприемлемо. Кроме того, абонент должен одновременно проинформировать не только принимающую сторону, но и оператора, от которого он намерен уйти», — отметили в МТС.
А вот главный исполнительный директор life:) Александр Баринов считает, что SMS-оповещения будет достаточно для обеспечения безопасности перехода абонента. «Такой системой успешно пользуются в нескольких странах, в том числе и Турции», — подчеркнул Баринов.
Также в Правилах не урегулирован вопрос взаиморасчетов между мобильными операторами. Остается неясным, как будут поступать с абонентами, которые имеют на счету бонусы или задолженность.
«Документ „сырой“ и требует значительной доработки с учетом положений гражданского, хозяйственного, конкурентного и телекоммуникационного законодательства Украины. Не решен вопрос, что делать с долгами, остатком средств и бонусами, которые остаются на счетах таких клиентов, их перенос в другую сеть невозможен с точки зрения налогового законодательства», — объясняет Андрей Осадчук.
Интерес есть
Несмотря на существующие проблемы, все операторы заявляют об заинтересованности в новой услуге. «Если даже без сохранения номера в последние несколько лет к нам приходит более миллиона новых абонентов ежегодно, то после запуска услуги мы рассчитываем, что их станет больше», — отметили в МТС.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что в первую очередь внедрение MNP сыграет на руку life:). Так, в 2012 году число абонентов оператора выросло на 998 тыс., часть которых оператор «отщипнул» у лидеров рынка.
Однако в МТС уверяют, что MNP не относится к разряду массовых услуг. Так, в Великобритании за восемь лет услугой переносимости номеров воспользовались 8% абонентов, в Германии за четыре года — 1%.
«По нашим оценкам, исходя из реалий украинского рынка, количество абонентов, которые будут пользоваться этой услугой, вряд ли превысит 3-5%», — отметили в МТС.
Опыт Запада
Для многих стран технология переносимости номеров уже давно стала привычной. В части стран MNP функционирует как бесплатная услуга. Заявка на смену номера принимается либо в день подачи заявки (США, Канада, Ирландия, Мальта), либо в течение нескольких дней. Наиболее длительный срок смены номера был у Литвы и составлял 28 дней.
«В подавляющем большинстве европейских стран (за исключением Великобритании) предоставление услугиMNPосуществляться после запроса абонента к оператору-реципиенту(Recipient-led porting) в течение нескольких часов», — отметили в life:).
Комментарии - 9
Или сделать западло: перевелся с МТСа в Киевстар или наоборот. Народ думает у тебя один оператор и звонит соответственно с такого же, ан нет, и народ платит по 1 грн за минуту, а думает бесплатно звонит.