Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз» считает, что проект плана мероприятий по реализации стратегии защиты прав потребителей на рынках финансовых услуг в Украине на 2012-2017 годы, требует согласования с государственными приоритетами развития финансового сектора и эффективности защиты прав потребителей. Предложения по совершенствованию проекта УКБС предоставил соответствующей рабочей группе при Минсоцполитики. Об этом «Минфину» сообщили в УКБС.
В частности, УКБС, как участник рабочей группы, отмечает необходимость четкого определения и конкретизации изменений, которые планируется внести в законы Украины «О защите прав потребителей», «О банках и банковской деятельности», «О залоге», «Об исполнительном производстве» и прочее.
Право отказаться от кредита только повредит заемщику, — мнение
«Ведь представленный проект декларирует лишь общую цель запланированных законодательных изменений, который не позволяет понять их смысл и оценить их эффективность для защиты прав потребителей», — говорится в сообщении.
Таким образом, УКБС предложил предусмотреть проектом планом мероприятий разработку законодательных норм, направленных на увеличение объема предоставления финансовых услуг, снижения рисков финансовой системы и доли проблемных активов, в том числе за счет упрощения механизмов продажи, передачи, списания плохих активов, проведения досудебных процедур и тому подобное.
По словам генерального директора Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галины Олифер, следует учитывать, что объем просроченной задолженности по кредитам по данным НБУ на 1 ноября 2012 года составил 78,2 млрд грн или 9,5% кредитного портфеля банков.
«При этом, с начала текущего года этот показатель остается практически неизменным при сокращении объема кредитов, предоставленных банками», — отмечает госпожа Олифер.
Кроме того, среди мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности и осведомленности потребителей финансовых услуг, УКБС предлагает предусмотреть нормы относительно развития финансовой дисциплины потребителей, которая является неотъемлемой составляющей финансового образования всех слоев и категорий населения.
Учитывая принципиальные отличия способа предоставления и получения финансовых услуг по сравнению с услугами на товарном рынке, УКБС считает нецелесообразным распространение права одностороннего отказа от полученной услуги на все без исключения случаи.
«Ведь норма, расширяет возможности потребителя относительно свободного выбора услуг, может обернуться против него учитывая ограниченное время по долгу возврата кредитных средств и уплаты процентов», — считают в ассоциации.
Так, например, в случае с потребительскими кредитами, полученными и затраченными на приобретение недвижимости (жилой и нежилой, земельных участков), авто или оплату работ/ услуг третьих лиц и так далее, существенно ограничены возможности потребителя относительно возврата кредитных средств. «При этом, согласно ст. 14 Директивы ЕС 2008/48/ЕС, если потребитель использует свое право на прекращение участия в кредитном соглашении, он обязан немедленно, но не позднее 30 календарных дней с даты направления им уведомления кредитору, уплатить кредитору капитальные и процентные платежи, начисленные с даты выделение кредита до погашения кредита», — отмечается в сообщении.
«Реформирование сферы защиты прав потребителей финуслуг должно быть системным, консолидированным с государственными приоритетами развития финрынка, и обеспечивать баланс прав как потребителей, так и лиц, предоставляющих финансовые услуги, — уверенна Галина Олифер. — Именно такой подход будет способствовать эффективному развитию рынка, поскольку уравновесит как права потребителей, так и создание благоприятных условий ведения бизнеса для добросовестных поставщиков услуг ».
Комментарии - 1