Обмен информацией между ГАИ, госисполнителями и нотариусами перекроет лишь часть лазеек, которыми пользуются заемщики, чтобы вывести кредитные машины из залога, пишут Комментарии.
Кредитные авто останутся неуловимы
Автопарк залоговых авто теперь будет находиться под пристальным контролем сразу нескольких госорганов. В ближайшее время ГАИ, госисполнители и нотариусы начнут обмениваться информацией относительно транспортных средств (соответствующий приказ Минюста и МВД Украины был подписан в начале ноября). Согласно документу, упомянутым ведомствам будет открыт доступ к соответствующим базам данных и реестрам. ГАИ, в частности, сможет беспрепятственно пользоваться информацией из Единого реестра доверенностей и проверять все документы, выданные в отношении транспортных средств. Государственные и частные нотариусы получат доступ к Национальной автоматизированной информационной системе департамента ГАИ, «отлавливая» там информацию о находящихся в розыске авто. Доступ к этой системе также получат органы государственной исполнительной службы (ГИС), действующие по решению суда. В свою очередь, ГАИ сможет пользоваться информацией из Единого госреестра исполнительных производств. Таким образом, инспекторы будут знать обо всех транспортных средствах, по которым госисполнителями вынесены постановления об аресте, розыске, снятии ареста с имущества и т.д.
Отсутствие взаимодействия между госорганами до сих пор приносило немало проблем, прежде всего, банкам. Подразделения ГАИ занимались розыском автомобилей, объявленных в розыск подразделениями ГИС, спустя рукава. До недавнего времени такие автомобили даже не заносились в специальную информационную базу ГАИ «Угон» и свободно колесили по городу.
«Автомобили, на которые банки накладывали арест, могли свободно передвигаться. Даже в случае взаимодействия собственников авто с органами ГАИ, не возникало никаких ограничений для их передвижения. То есть заемщик мог оставаться злостным неплательщиком и продолжать свободно пользоваться автомобилем», — констатирует директор Департамента по работе с частными лицами, малым и средним бизнесом АСТРА БАНК Виталий Жихарцев.
К тому же, нерадивые заемщики сплошь и рядом пользовались неразберихой, чтобы вывести авто из залога. «МРЭО ГАИ, осуществляющие постановку на учет и снятие с учета транспортных средств, не были подключены к Единому государственному реестру отягощений движимого имущества. Это давало возможность должникам без проблем снимать залоговые автомобили с учета и без разрешения банка, как залогодержателя, продавать их третьим лицам», — рассказывает директор департамента правовой защиты АО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий.
Немало проблем возникало у банков и при аресте и изъятии залоговых автомобилей у проблемных должников в рамках исполнительного производства.
«Находящиеся в залоге автомобили успешно разыскивались ГАИ только в двух случаях: когда попадали в ДТП или когда банки их находили сами. Чтобы обеспечить остановку такого авто для дальнейшего ареста и изъятия, банк должен был обеспечить одновременное присутствие на месте предполагаемого пути передвижения должника и сотрудников ГАИ, и государственного исполнителя и эвакуатора. Только таким образом удавалось остановить транспортное средство, арестовать его, изъять у должника и передать на ответственное хранение третьему лицу», — поясняет Александр Ярецкий.
Финансисты надеются, что после открытия доступа к реестрам и начала обмена информацией работа госисполнителей и ГАИ станет более эффективной, а статистика по розыску и взысканию залоговых средств начнет улучшаться.
Хотя договор об обмене информацией сможет залатать далеко не все бреши в законодательстве, которые сейчас используют должники. Многие из них категорически не желают расставаться со своими авто. Ведь в случае принудительной реализации на торгах машины продаются по заниженным ценам. В итоге заемщик лишается «железного коня», но при этом остается должен банку.
«В большинстве случаев неплательщики надеются со временем урегулировать вопрос о погашении задолженности с кредитором. Поэтому они на время прекращают пользоваться автомобилем. В этом случае место его нахождения госисполнителю не известно и изъять его не представляется возможным», — рассказывает старший партнер АК «Кравец, Новак и партнеры» Ростислав Кравец.
Еще одним «скользким» местом в законодательстве остается процесс регистрации транспортного средства. При покупке нового авто в кредит, его регистрируют еще до выдачи займа. Ведь без свидетельства о регистрации (права собственности на автомобиль) невозможно оформление договора залога с обязательным нотариальным заверением такой сделки. «В итоге МРЭО не фиксирует тот факт, что автомобиль оформлен в кредит. Это оставляет лазейку недобросовестным заемщикам и дает им возможность реализовать залоговый автомобиль», — рассказывают в пресс-службе ВТБ Банка.
Читайте также:
Комментарии