На минувшей неделе Никопольский завод ферросплавов (НЗФ) сообщил об остановке в сентябре 3-х печных агрегатов (помимо уже остановленных ранее 5-ти печей) и увольнении 170-ти своих сотрудников. До конца 2012 года предприятие вообще может быть полностью остановлено. Потери государственного и местного бюджета и целевых фондов напрямую через выплату пособий по безработице превысят 450 млн. грн. в год, потери энергорынка составят более 3,5 млн. МВт/час в год, не будет более 720 млн. долл. валютных поступлений в год. К тому же, НЗФ является одним из крупнейших регуляторов энергосистемы Украины (потребляет более 1,5 млн. МВт/час в год в ночное время суток), без которого она будет разбалансирована. Со всеми вытекающими отсюда непоправимыми последствиями.
Но это — отнюдь не полный список негативных последствий. Практически в один момент более 6,5 тыс. человек вынужденно останутся без работы, а весь Никополь, для которого отчисления налогов НЗФ в бюджет являются градообразующими, будет поставлен на грань выживания.
Учитывая, что 15 октября могут полностью остановиться два других украинских ферросплавных завода — Запорожский (ЗЗФ) и Стахановский (СЗФ) — следующий год наша страна рискует встретить без своей ферросплавной отрасли. Дающей более 1% ВВП Украины и занимающей второе место в мире (после Китая, где, кстати, почти 600 ферросплавных заводов) по производству марганцевых сплавов. Затем начнется цепная реакция: остановятся марганцевые ГОКи (по итогам 2011 года Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи суммарно сократили выпуск марганцевого концентрата на 38,9%, в сравнении с 2010 годом, за 7 месяцев 2012 года — на 14,1%, в сравнении с тем же периодом 2011 года), продукция которых является сырьем для ферросплавных заводов, появятся серьезные проблемы у многих других предприятий-смежников (подрядные организации, занимающихся специализированными ремонтами заводского оборудования и т.д.).
Как видим, трагическая судьба Запорожского алюминиевого комбината ничему не научила наших «государственных мужей». Их «стараниями» Украина уже лишилась алюминиевой отрасли, теперь может лишиться ферросплавной, а они по-прежнему стремятся получить сиюминутную мизерную выгоду. Совершенно не задумываясь о последствиях от принимаемых ими непродуманных решений. Без учета развития ситуации, без взгляда на перспективу, даже без элементарного экономического анализа. Например, такого.
В 2010 году стоимость электроэнергии для промышленных предприятий повышалась 4 раза на 30,9% в сумме, в 2011 году — 8 раз на 21,4%, в текущем году — 4 раза на 10,8%. При этом, тонна ферромарганца на европейском рынке в декабре 2010 года стоила 1280 долл., в июле 2012 года — 1240 долл., тонна ферросиликомарганца в декабре 2010 года стоила 1490 долл., в июле 2012 года — 1300 долл. Доля электроэнергии в себестоимости производства ферросплавов доходит до 60% (в зависимости от видов ферросплавов). Если стоимость основного вида сырья постоянно растет, а цена готовой продукции снижается, то о какой рентабельности производства вообще может идти речь?!
Прощай, ферросплавная отрасль?
Отсюда и убытки. Так, 2011 год НЗФ закончил с убытком в 2810,8 млн. грн.,. ЗЗФ — с убытком в 758,920 млн. грн., тогда как годом ранее была получена чистая прибыль в 105,413 млн. грн. СЗФ — с убытком 235,161 млн. грн.
Снижать потребление электроэнергии за счет использования энергосберегающих технологий? Все три отечественных ферросплавных завода давно так и делают. Например, на ЗЗФ внедряется программа, позволяющая предприятию самостоятельно вырабатывать порядка 15-20% электроэнергии, необходимой для производственной деятельности, за счет тепла исходящих газов. Но такая экономия бьет по самим ферросплавщикам.
В августе 2005 года Кабмин принял Постановление №745 «О переходе на единые тарифы на электроэнергию, отпускаемую потребителям», отменившее диверсификацию энерготарифов по региональному и отраслевому принципу. Теперь в Украине все потребители электроэнергии делятся на два класса: к I классу относятся крупные промышленные предприятия и большие объекты со среднемесячным потреблением электроэнергии не менее 150 млн. кВт/ч, ко II классу — население страны (бытовые потребители) и небольшие предприятия, ежемесячно потребляющие менее 150 млн. кВт/ч. Для I класса энерготариф на 30% ниже.
Происходит следующее. Предприятие тратит миллионы гривен на внедрение энергосберегающих технологий, снижает потребление электроэнергии, соответственно, не укладывается в установленный норматив, после чего его переводят на другой класс потребления. А что такое, быть на II классе, не понаслышке знает тот же ЗЗФ: с 1 января 2011 года его приравняли к предприятиям, у которых затраты на электроэнергию не являются ценообразующими, после чего ежемесячные расходы завода на покупку электроэнергии выросли на 20 млн. грн. Таким образом, государство призывает экономить электроэнергию, и за это же самое наказывает тех, кто ее действительно экономит.
Зато на экспорт украинская электроэнергия идет по ценам, на 30-40% меньше тех, по которым продается отечественным предприятиям! Кроме того, распоряжением Кабмина №163-р от 28 марта 2012 года закупочная цена на электроэнергию для экспортеров снижена на 30% (за счет отмены дотационных сертификатов, компенсировавших потери, связанных с поставкой электроэнергии по регулируемому тарифу).
Ферросплавщики предлагают установить для энергоемких предприятий с потреблением электроэнергии на уровне 60 млн. кВт/ч в месяц и более, и со значительной долей электроэнергии в себестоимости товарной продукции, тариф на электроэнергию в размере 60 долл. за 1 МВт/ч (без НДС). Это будет полностью соответствовать уровню цены экспортируемой электроэнергии, и позволит отечественной ферросплавной продукции быть конкурентоспособной на внешнем и на внутреннем рынках. Но, ни в Кабмине, ни в Минэнергоугля, ни в Нацкомисси, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики, их не слышат. И, похоже, даже не хотят слушать. Наоборот, на ближайшее время запланировано очередное повышение цены на электроэнергию на 3%.
Потеря одной из ключевых отраслей отечественной экономики, почти 10 тыс. безработных (прибавьте сюда несколько десятков тысяч членов их семей), миллиарды гривен потерь бюджета. Вот, что ожидает Украину, если не изменится политика государства по установлению цены на электроэнергию.
Александр Рязанов
Комментарии - 5
Геннадий Боголюбов, контролирующий с 2008 года горнорудную компанию Consolidated Mineral (Consmin) с основными активами в Австралии и Гане, приобрел ее дочернюю компанию Nsuta Gold Mining Corporation Limited (Джерси) за 5,7 млн. долларов, передает «Интерфакс-Украина».
Как говорится в квартальном отчете Consmin, покупателем выступила компания Боголюбова Grizal Enterprises Limited.
Consmin уточняет, что за вычетом выбывших денежных средств ее выручка составила 5,1 млн. долларов.
Другие подробности сделки в отчете отсутствуют.
Основными марганцевыми активами Consmin являются рудник Woodie Woodie на западе Австралии, резервы которого на июнь 2011 года составляли 16,7 млн тонн 38% Mn руды, и Nsuta Mine в Гане с резервами 24,4 млн тонн 29% Mn руды на июнь 2011 года. Компания также добывает и продает хромитовые руды.
Боголюбов завершил приобретение Consmin в январе 2008 года, купив ее в ходе ожесточенной 18-месячной борьбы за AUD1,3 млрд (на тот момент — 1,2 млрд долларов). После этого компания была выведена из листинга Австралийской фондовой биржи, однако впоследствии заявила о планах осуществить IPO.