За первый месяц года украинские биржевые индексы подросли на 4%, однако низкая ликвидность и небольшие объемы торгов на биржах дают мало поводов для оптимизма. Эксперты считают, что сейчас приток средств и активизацию торгов могут обеспечить лишь частные инвесторы, пишут Экономические известия.
Инвесторов объявили в розыск
Индексы основных биржевых площадок Украины — Украинской биржи и ПФТС — закончили январь с обнадеживающим приростом в 3,8% и 4,9% — соответственно. Напомним, что прошлый год был окрашен для фондовых бирж в пессимистичные тона и завершился 40% пике вниз.
Результаты января, тем не менее, нельзя считать устойчивым трендом. Особых поводов для радости общая макроэкономическая ситуация как в мире, так и внутри страны не давала. В течение первого месяца индекс Украинской биржи (главного биржевого рынка акций в стране) был достаточно волатилен и чередовал «минусовые» дни с «плюсовыми». Январский рост был фактически обеспечен лишь в последние торговые дни месяца.
В то же время ситуация с ликвидностью на УБ никак не улучшилась — дневные объемы торгов акциями и производными ценными бумагами колебались в пределах 90-150 млн грн (в активные торговые дни образца второй половины 2010 г.— первой половины 2011 г. объемы торгов составляли, как правило, 200-250 млн грн).
Таким образом, пока наблюдается все та же картина, сложившаяся еще с середины 2011 г.,— иностранные инвесторы охладели к нашему рынку, а количество частных внутренних инвесторов (около 10 тыс. трейдеров на УБ) пока слишком малочисленно, чтобы давать серьезный импульс дальнейшему росту рынка.
Именно частные внутренние инвесторы должны вдохнуть «жизнь» в украинский биржевой рынок. Как уже писал источник, привлечение физлиц на локальные биржи — одна из приоритетных задач Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. «В развитых странах за рубежом участие в биржевых торгах принимают как минимум 4-6% граждан, и нам также нужно стремиться к этой цифре»,— говорит глава НКЦБФР Дмитрий Тевелев.
Вероятно, что определенный интерес физлиц в текущем году может привлечь расширение продуктовой линейки бирж. В первую очередь ожидается появление на биржах акций иностранных эмитентов с активами в Украине. По словам господина Тевелева, соответствующий проект решения комиссии сейчас получает последние корректировки от участников рынка, и, вероятно, уже в феврале будет отправлен на согласование с другими ведомствами. В том случае, если Нацбанк даст свое согласие, документ может быть принят уже в марте.
Не исключено, что в текущем году при отсутствии бюрократических преград появятся и другие инструменты — фьючерсы на нефть, пшеницу, золото и курс доллара. Впрочем, проблема привлечения частных инвесторов отнюдь не замыкается на разнообразии инструментов, в которые есть возможность вложить свободные средства. Как отмечает замдиректора Агентства развития фондового рынка Игорь Мельник, вопрос повышения финансовой грамотности граждан и их знаний об инвестициях в ценные бумаги не менее важен.
В текущем году брокерские компании планируют усилить вложения в образовательные программы. К привычным бесплатным семинарам и конференциям в этом году они уже добавили биржевую универсиаду для студентов, в которой с 1 февраля по 15 марта примут участие 75 команд из 47 вузов Украины.
Однако, как указывают эксперты, здесь есть и другая сторона медали. Помимо интереса частных инвесторов, стимулировать нужно и самих эмитентов ценных бумаг. Ведь на данный момент немногие из них действительно пытаются установить с инвесторами доверительные отношения. Отсюда — недоверие граждан к инвестициям в ценные бумаги.
«Эмитенты должны понимать, что инвесторы — это их партнеры. На сегодняшний день таких компаний в Украине — единицы»,— констатирует управляющий директор инвестиционной компании «Тройка Диалог Украина» Артемий Ершов. По словам Ирины Зари, президента ассоциации «Фондовое партнерство», оффшорная структура собственников большинства эмитентов и отсутствие у них корпоративных ценностей сводят на нет интерес инвесторов к рынку ценных бумаг.
Комментарии - 8
а налоги кто собирать будет? Колесников?
болтуны
Но если сократить их на 90 % — остальные 10 % вообще ничего не соберут. Сжание системы возможно до какого-то предела. За ним — развал.