За десять лет украинское правительство способно добиться полной энергонезависимости страны и открыть огромный запас собственных источников энергии. Единственный, кто может этому помешать, — украинское правительство, — пишет Корреспондент.
Будем искать. Как достичь полной энергонезависимости Украины
Время большого флирта закончилось. После долгих ухаживаний Киева за Москвой в надежде заполучить если не дешевый, то хотя бы не самый дорогой газ в мире украинская власть объявляет курс на отказ от российского топлива.
После долгих ухаживаний Киева за Москвой в надежде заполучить если не дешевый, то хотя бы не самый дорогой газ в мире украинская власть объявляет курс на отказ от российского топлива.
По мнению Владимира Омельченко, эксперта по вопросам энергетики Центра Разумкова, достаточно десяти лет, чтобы Украина стала абсолютно независимой от настроения боссов Кремля. Причем за первую пятилетку можно добиться пятикратного сокращения российского импорта, что по сегодняшним ценам означает экономию около $ 20 млрд — половины госбюджета страны.
К 2020 году, прогнозирует Омельченко, если Газпром сможет продать в Украине хотя бы 10 млрд кубометров газа вместо 52 млрд, на чем сейчас настаивает Москва, то и этот показатель будет для россиян большой удачей.
За первую пятилетку можно добиться пятикратного сокращения российского импорта, что по сегодняшним ценам означает экономию около $ 20 млрд — половины госбюджета страны.
Тренд на сокращение потребления российского газа родился не в Украине. Страны Западной Европы — вот главные законодатели моды на современный русский демарш. Имея техническую возможность получать топливо не только из России, но и из США, Норвегии, Катара, ЕС готовится к уменьшению объема поставок газа из РФ.
«Кстати, Словакия уже учла это и модернизирует свою систему, понижая пропускную мощь с 95 до 75 млрд куб. м, — говорит Вячеслав Княжницкий, бывший посол по особым поручениям в вопросах энергетической безопасности МИДа Украины. — За счет того, что там есть реверс, они могут получать газ не с Востока, а с Запада».
У ЕС возможностей для маневров больше, чем у Украины. Однако у Киева куда выше мотивация для диверсификации рисков. Отступать некуда — позади Москва.
Руководство России ловко пользуется своим безальтернативным положением, чем вызывает раздражение даже у Виктора Януковича, самого лояльного к Кремлю украинского Президента.
«У нас была и остается самая высокая в мире цена на газ, — заявил глава государства. — Вот на сегодняшний день цена на газ для Украины — $516. Нет ни одной страны в мире, где была бы такая цена».
Дорого и сердито
За последние шесть лет стоимость российского газа для Украины возросла более чем в десять раз. В мире нет аналогов таких безумных темпов роста на какой-либо продукт. Причем цена росла и в сытые времена, и в период глубочайшего кризиса.
«Пока у покупателя не будет технической возможности получить альтернативный газ, монополист всегда будет использовать свое положение, — говорит Михаил Гончар, директор энергетических программ Центра Номос. — Цена будет всегда высокой».
За последние шесть лет стоимость российского газа для Украины возросла более чем в десять раз.
И вот руководство Украины приняло решение ударить по монополии Газпрома, существенно сократив объемы закупки газа с 52 млрд куб. м — на чем настаивает Москва — до 27 млрд, о чем мечтает Киев. Контракт, заключенный еще в 2009 году правительством Юлии Тимошенко, обязывает украинцев выкупать весь оговоренный объем или заплатить неустойку. В нынешней ситуации россияне грозят украинцам штрафными санкциями в размере до $ 8 млрд.
Пока юристы и дипломаты сторон ведут перестрелку аргументами и контраргументами, обвиняя друг друга в нарушении прежних договоренностей, энергетики приступают к режиму экономии и диверсификации.
Первый делом Украина переводит теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) на уголь.
Первый делом Украина переводит теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) на уголь. Юрий Бойко, министр энергетики и угольной промышленности, обещает с заданием справиться за год. По его подсчетам, ежегодная экономия от перехода на уголь — 6 млрд кубометров газа.
Второй источник, способный относительно быстро компенсировать потерю российского газа — энергорынок ЕС. Украина планирует летом 2012 года закупить топливо в Западной Европе на спотовом рынке, правила которого, в отличие от долгосрочных контрактов, — заплатил и забирай.
Первый делом Украина переводит теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) на уголь.
«У меня состоялся разговор с комиссаром Еврокомиссии по энергетическим вопросам Гюнтером Оттингером, — говорит Бойко. — Это направление диверсификации будет реализовано летом».
Идея закупать газ на спотовом рынке ЕС Княжницкому более чем по душе. Хотя бы потому, что сейчас здесь стоимость газа на $ 135 ниже, чем при покупке у России. «Сегодня цена в Словакии была на $ 90 ниже, чем в среднем по Европе. Почему бы нам этот газ не покупать? Рынок есть, предложения есть, — говорит эксперт Корреспонденту. — Почему мы можем брать [газ] только на Востоке, а не на Западе?».
Княжницкий уверяет, что у Украины есть еще масса источников для компенсации российского газа, правда, все они из прекрасного далека.
Десять лет спустя
Январь 2022 года. Украина согласилась закупить не более 10 млрд кубометров газа у российского Газпрома. Модернизированная экономика способна обойтись и меньшим запасом топлива, однако Москва существенно снизила цену на газ, как того требует повышенная конкуренция на едином энергорынке Европы.
Приблизительно так в 2012-м выглядит украинская мечта, исполнить которую берется правительство. На вопрос Корреспондента, из каких источников в ближайшие годы страна может обеспечить себе энергетическую независимость, Омельченко отвечает с пулеметной скорострельностью.
Вместо сегодняшних 20 млрд кубометров через две пятилетки сможем добывать до 30 млрд.
Первый источник — увеличение собственной добычи. Вместо сегодняшних 20 млрд кубометров через две пятилетки сможем добывать до 30 млрд. Для этого нужно провести либерализацию рынка, выделить единственную государственную газдобывающую компанию в отдельную структуру, которая получит прозрачное финансирование, а не то каким оно есть сейчас в составе многострадального НАК Нафтогаз України, реинвестировать прибыль в геологоразведку и добычу, пригласить на рынок транснациональный капитал.
Второй резерв — тотальное внедрение программ энергосбережения. Здесь свое слово добавляет Гончар, буквально ошеломляя Корреспондент своей статистикой.
«Если бы у нас уровень потребления газа по отношению к ВВП был такой, как в Венгрии, мы бы в год потребляли 11,7 млрд кубометров, — говорит эксперт. — То есть мы могли бы еще экспортировать часть собственного газа».
По подсчетам Центра Номос, если бы венгры имели на своих предприятиях украинские энерготехнологии, то сжигали бы в год до 55,8 млрд кубометров. Еще ярче уровень отсталости отечественного производства иллюстрирует ситуация в Чехии. Здешние предприятия используют 5,7 млрд кубов голубого топлива в год. Сохрани чехи старые советские технологии, сегодня они вынуждены были бы закупать до 82 млрд кубометров газа в год.
Второй резерв — тотальное внедрение программ энергосбережения
Третий шаг в сторону независимости — строительство на побережье Черного моря терминала по переработке сжиженного газа, так называемого LNG-терминала (liquified natural gas, сжиженный природный газ). Сейчас этот проект находится на стадии разработки. По подсчетам Омельченко, к 2017 году LNG-терминал сможет выйти на проектную мощность до 10 млрд кубометров. «Это реальный срок, — уточняет Омельченко. — Его стоимость — около $ 1 млрд».
Основными поставщиками сырья эксперт из Центра Разумкова называет страны Персидского залива и Северной Африки.
«Мы вступили в переговоры с турецкими партнерами о поставках газа по новому маршруту, — дополняет Бойко. — И я надеюсь, что до конца января мы уже выйдем на конкретные предложения».
Также в конце января в Давосе между украинским Госагентством по инвестициям и управлению нацпроектами и азербайджанской компанией SOCAR, в сферу деятельности которой входит разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти, природного газа и газового конденсата, планируется подписать договор о создании СП по поставкам сжиженного газа с Кавказа в Украину.
Четвертый источник энергии — уголь. Как заявил Бойко, Украина совместно с нидерландско-британской нефтегазовой компанией Shell планирует построить три завода по газификации угля. «Они построили заводы в Китае, мы посмотрели эти заводы, нас они устраивают, — говорит министр. — Мы будем закладывать три таких завода у нас в стране».
Третий шаг в сторону независимости — строительство на побережье Черного моря терминала по переработке сжиженного газа, так называемого LNG-терминала.
Пятый пункт в длинном списке альтернатив — добыча нетрадиционных газов (сланец, метан и т. д.). По данным Института геологических наук НАНУ, в стране есть минимум 12 трлн куб. м залежей шахтного метана, и, как утверждают в Министерстве экологии и природных ресурсов, Украина богата 8 трлн кубометрами сланцевого газа.
Шестой кладезь — шельф Черного моря, где покоится неизведанный огромный запас углеводородов. Правда, это один из самых дорогих и долгоиграющих проектов. В мире не слишком много компаний, способных работать на больших морских глубинах. Однако в перспективе, через 15-20 лет, и этот резерв способен дать стране топливо.
В 2015 году в Европе открывается единый газовый рынок. Эксперт настаивает на том, что Украина должна сделать все, чтобы стать его частью.
«Сейчас более трети рынка принадлежит спотовому рынку, — говорит Княжницкий. — По всей Европе это около 300 млрд кубов с учетом газа, который идет из США, из Катара, норвежский газ, из Тринидада и Тобаго. Единственное, что требуется от Украины, — модернизация газотранспортной системы для включения ее в общую сеть еврозоны с возможностью реверсного движения топлива».
Впрочем, модернизация, способная превратить сказку в быль, возможна только при участии крупного капитала. «Мы ничего не можем сделать собственными силами, — констатирует Омельченко. — Необходимо сотрудничество с крупными международными компаниями».
Пятый пункт в длинном списке альтернатив — добыча нетрадиционных газов (сланец, метан и т. д.).
В целом эксперты считают, что Украине надо подводить черту под 20-летней историей отношений с Москвой, когда у Киева не было альтернатив российскому газу, и начинать быструю работу по диверсификации источников поставки.
Гончар называет свой простой рецепт выживания украинской экономики в целом и энергетики в частности. «Интеграция в энергетический рынок Европейского союза для нас означает принятие тех правил игры, которые есть в Европе, — говорит эксперт. — Вместо российской игры без правил, которую нам пытаются навязать через втягивание нашей ГТС в корпоративную империю Газпрома, мы должны взять европейские правила игры. Все равно ничего лучшего нет».
Украина-2022
Десять шагов к энергонезависимости Украины
К 2020-му Украина может довести добычу газа с 20 млрд до 30 млрд куб. м в году.
Энергосбережение. За счет модернизации энергосистемы Украина может в течение десяти лет сократить потребление газа с нынешних более чем 50 млрд до 12 млрд куб. м.
Сокращение поставок газа из России. Украине по силам сократить закупки российского газа с предлагаемых Москвой 52 млрд до менее чем 10 млрд куб. м в год.
Выход на спотовый рынок ЕС. К услугам Украины спотовый рынок ЕС объемом 300 млрд куб. м. С 2015 года начнет функционировать единый газовый рынок ЕС.
Постройка терминала сжиженного газа на Черном море. Строительство терминала сжиженного газа на Черном море даст Украине 10 млрд куб. м газа в год с Ближнего Востока, Кавказа и из Турции.
Увеличение объемов добычи газа. К 2020-му Украина может довести добычу газа с 20 млрд до 30 млрд куб. м в год.
Использование биогаза. Энергетический потенциал биогаза в Украине (в эквиваленте природному газу) — 3 млрд куб. м.
Разработка месторождений сланцевого газа. Ориентировочные запасы сланцевого газа в Украине составляют 8 трлн куб. м.
Разработка месторождений метанового газа. Ориентировочные запасы метанового газа в Украине составляют 12 трлн куб м.
Переход части ТЭЦ на уголь. Переход ТЭЦ с газа на уголь позволит экономить 6 млрд куб. м газа в год.
Увеличение доли альтернативных источников энергии. Доля альтернативных источников энергии в украинской энергетике на сегодняшний день составляет порядка 1%, но вполне может быть повышена до 20%.
Комментарии - 2
Но в этой красивой машине не хватает одной маленькой, но очень важной детальки — нет государственников в управлении страной. А без этого все эти статьи так же нужны как «Исследование влияния песчаных бурь на Марсе на удои молока в Тверской губернии».