Банковское сообщество создало новую отраслевую ассоциацию. Ключевых задач у нее три: находить компромисс с госорганами, сбалансировать интересы ее членов, наладить диалог с банковскими клиентами.
НАБУ обещает подружить банки и защищать клиентов
После того, как 4 ноября состоялось учредительное собрание Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), а затем ее публичная презентация 7 ноября, стало понятно — новый объединительный процесс необратим. На учредительное собрание пришли предстаивтели более 80 банков, из них уставные документы подписали 57 банков, включая 13 из первой группы. На вошедшие в НАБУ банки приходится порядка 70% активов украинской банковской системы.
Главой Совета НАБУ был избран Борис Тимонькин — глава правления «Укрсоцбанка» (UniCreditBank, входит в группу крупнейших). Его заместителями — Юрий Блащук, глава набсовета PlatinumBank (входит в группу небольших) и Светлана Скосырская, председатель правления банка «Киев» (входит в группу средних). Исполнительным директором НАБУ стал Юрий Яременко, глава правления банка «Старокиевский» (входит в группу небольших). Как видим, в руководстве НАБУ представлены банки разной величины (крупные, средние, мелкие) и разных стран происхождения капитала (украинские, иностранные, в том числе российские), частные и государственные.
ПОЧЕМУ
Разговоры о том, что разобщенный банковский сектор ждет нового объединительного процесса, ходили уже давно. Поначалу Ассоциация украинских банков (АУБ), существующая уже 21 год, всех устраивала. «АУБ, как организация, в свое время довольно прилично выполняла все свои функции, чего нельзя сказать о ее деятельности на протяжении последних четырех лет», — рассказывает Борис Тимонькин.
Однако со временем ситуация стала явно напряженной. «Когда 12-13 самых известных банкиров страны, являющиеся членами совета АУБ, приходят к исполнительному руководству организации с целью назначить дату проведения совета, на котором обсудить насущные банковские проблемы, а руководитель к ним просто не выходит, и так три раза в течение двух месяцев, понятно, что вся их работа сейчас состоит в том, чтобы удержаться на своих местах», — сетует Яременко.
Как рассказывают банкиры, АУБ в некоторых ситуациях занимал просто странную позицию: «Как вы отнесетесь к тому, что глава АУБ призывает прекратить рефинансирование банков с иностранным капиталом, — недоумевает Борис Тимонькин. — И это при том, что »Укрсоцбанк« платит 300 тыс. грн. в год членских взносов!» Неудивительно, что первыми о выходе из АУБ заявили банки с иностранным капиталом, создав альтернативную площадку — Форум ведущих международных финансовых учреждений.
При этом характер публичных политических заявлений руководства АУБ, как утверждают те же банкиры, не соответствовал интересам пребывавшей в финансовом кризисе банковской системы и не отражал готовность считаться с различными, порой противоречивыми, интересами ее участников. «Нам нужно взаимодействие с Нацбанком и правительством, чтоб мы могли правильно строить свою стратегию на основе понятных для нас, как важных игроков рынка, правил и прогнозируемости действий правительства и НБАльфа-Банка» Роман Шпек. Чем выражает, пожалуй, главную претензию к АУБ — отсутствие конструктивного диалога с регулятором — Национальным банком.
У», — объясняет суть проблемы член Совета НАБУ, старший советник ««Когда приходишь в Нацбанк с какой-то проблемой, то собеседник пытается выяснить, это твоя личная проблема или это некое совокупное мнение», — делится опытом Тимонькин. И если каждый день направлять в НБУ по 2-3 вопроса, так дела никогда не решить, констатирует банкир.
Окончательную черту под длинным списком претензий к АУБ подвел глава правления «ПриватБанка», член Совета НАБУ Александр Дубилет: «Плательщики в АУБ — это, в основном, крупные банки, у них взносы намного больше. А порядок принятия решения таков: один банк — один голос. Если правильно построен процесс — это не страшно. Но если АУБ, членами которой являются крупные банки, банки с иностранным участием, начинает эти банки »долбить«, то у их руководителей появляется вопрос, почему же за их деньги их же и позорят?»
После срыва съезда АУБ в июне 2011 года, недовольным ею банкирам стало окончательно понятно, что решать насущные вопросы — наладить сотрудничество с НБУ, парламентом, правительством, провести внутреннюю реформу, — придется другой ассоциации, причем, с новым названием и новым руководством. Точно так же уже тогда было понятно, что в новую ассоциацию войдут ключевые игроки банковского рынка страны.
ДЛЯ ЧЕГО
«То, чего добивались много лет большевики, — свершилось», — такими словами Борис Тимонькин поприветствовал собравшихся на презентации НАБУ участников. «Допустим, банкиры извлекли урок из прошлых ошибок объединения, но что дальше?», — в ответ поинтересовались журналисты. Ведь никто не отменял противоречий между участниками — крупными, средними и мелкими банками, а также между банками с иностранным и отечественным капиталом.
Само собой, противоречия никуда не делись, но появились два новых важных принципа, уверяют организаторы. Прежде всего — это новые принципы организации и деятельности Ассоциации. Ее руководящим органом станет Совет, состоящий из 19 банкиров, представляющих банки на любой «вкус и цвет». От крупных до мелких и средних, от украинских — до иностранных. Что немаловажно, банки, входящие в Ассоциацию, как уже было сказано, представляют 70% ее активов, то есть, большинство. Кстати, двери перед остальными банками открыты, говорят в руководстве Ассоциации, а условием приема называют принятие принципов НАБУ.
Исполнять решения Совета будет исполнительная дирекция во главе с Юрием Яременко. «Конфликтов не будет, — заверяет он. — Ведь Ассоциация создавалась на согласованных принципах, а они в банковской системе не меняются столетиями — стабильность и доверие». К тому же, по его словам, сразу после предания публичности Декларации о консолидации банковской системы, которое состоялось более полугода назад, прекратились высказывания руководителей крупных банков на тему, нужны ли мелкие банки. Небольшие банки прекратили говорить, что им мешают банки с иностранным капиталом. «Получилось, что система ждала этот документ», — сделал вывод банкир.
В целом, как несложно было заметить, работа НАБУ во многом опирается на тот опыт, который и привел к ее созданию. В частности, в НАБУ обещают избежать политизации Ассоциации, неразумных трат денег и раздутых штатов. За каждым из пяти будущих комитетов обещают закрепить по одному сотруднику, а возглавят комитеты либо члены Совета, либо авторитетные банкиры. Ожидается, что это будут комитеты по финансовому учету и налоговому законодательству; банковскому регулированию; валютному законодательству, платежным системам; защите прав кредитора.
НАБУ будет исключительно банковской ассоциацией, решили ее участники. В перспективе рассматривается также вопрос вхождения в Ассоциацию региональных структур. Второй принцип, который сделает невозможным «бронзовение» НАБУ, — обязательная сменяемость каждые два года Главы Совета. Избирать его будут не съезд, а совет НАБУ. Точно так же будет избирать и исполнительного директора. «Цель такого порядка избрания ключевых фигур НАБУ — не дать им засиживаться на своих должностях», — пояснил Роман Шпек. Кроме того, как утверждает Александр Дубилет, к задачам организации будет добавлен поиск взаимодействия с клиентами банков — это принципиальное отличие новой организации от существующих.
Естественный вопрос, а точнее опасение — не станет ли НАБУ «карманной» структурой Нацбанка? Борис Тимонькин отреагировал на него однозначно: «Мы что, будем славить Нацбанк? Смысл нам тогда какой для этого объединяться? Мы понимаем, что своя ассоциация нужна любой отрасли». Он же привел в пример отраслевые союзы судостроителей и машиностроителей, которые жестко реагируют на любые попытки ущемить их интересы. «Давайте вместе подумаем, где найти такой карман, куда поместятся большинство банков, — отшучивается Яременко. — Мы слишком долго к этому шли и нужно быть полными непрофессионалами, чтобы испортить этот процесс».
При этом в Ассоциации уверены, что результаты работы не заставят себя долго ждать. «Потенциал украинской банковской системы громаден. На наш взгляд, для решения важных стратегических задач для банковской системы нужна структура, которая бы консолидировала мнение всего банковского сектора, надеемся что НАБУ станет такой структурой», — пояснил Юрий Яременко.
Совершенно очевидно, новой организации еще предстоит научиться, причем очень быстро, четко формулировать интересы участников, отстаивая жизненно важные и не размениваясь на второстепенные. А то, что работы будет много, банкиры не сомневаются, особенно в связи с предстоящими выборами, традиционно сопровождающимися волной популистских решений (как, например, лишение банков гарантий по ипотеке в процессе банкротства юридических лиц или предоставление необоснованных кредитных каникул).
Комментарии - 2
1.Первым делом будем принимать закон о коллекторской деятельности, чтобы урегулировать отношения между кредиторами и заёмщиками!
Вторым делом, упростим процедуру банкротства банка.
А на последок останется 57 банков подписавших уставные документы.
Стабильность однако!