Большинство жителей Украины по-прежнему отдают предпочтение самым простым и примитивным способам накопления и сбережения средств и почти полностью игнорируют современные инструменты инвестирования. Немного скрашивает ситуацию то, что 42% приходится на гривню и только 11% на иностранные валюты.
Большинство украинцев все еще хранит деньги «под матрасом»
По данным исследования Gfk Ukraine, на банковских карточках и текущих счетах в банках держат свои средства 12% опрошенных (сюда входят и зарплатные проекты), и только 7% населения в качестве способа сбережения средств выбирают банковский депозит. Опрос показал, что 3% наших соотечественников вкладывают деньги в покупку земли, еще 2% инвестируют в недвижимость.
А вот долгосрочные финансовые инструменты, такие, например, как накопительное страхование, негосударственные пенсионные и инвестфонды, банковские ценные металлы и депозиты в ценных металлах, жителей Украины сегодня практически не интересуют. Более того, люди не планируют пользоваться этими инструментами накопления в ближайшем будущем. Уровень осведомленности населения о существовании этих инструментов также оставляет желать лучшего. К примеру, если о том, что деньги можно накапливать на депозитах в банках, знают 74% опрошенных, то о возможности заработать с помощью инвестфондов — всего 18% людей, о накоплении с помощью негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — 20%. О потенциальной возможности инвестировать средства в ценные бумаги знает только каждый четвертый украинец.
По сравнению с любым инструментом из небанковской финансовой системы (на которые возлагают свои надежды от 0,1 до 1% наших граждан) этот результат выглядит очень солидно. Однако по сравнению с показателями развитых стран это, конечно, мизер. К тому же банкиров должно беспокоить то обстоятельство, что только 8% из всех респондентов планируют воспользоваться депозитными программами банков. «В Украине еще до конца не сформировалась банковская культура. К тому же большинству людей сейчас просто не хватает средств для накопления. Но даже если какая-то копейка появилась, то многие боятся идти в банк, так как еще не забыли потрясений 2008-2009 годов», — объясняет заместитель предправления Проминвестбанка Владислав Кравец. Однако банкир полагает, что альтернативы банковским вкладам в Украине нет, поэтому постепенно люди понесут деньги на депозиты. «Как говорится, время лечит», — резюмирует финансист.
Хуже обстоит ситуация с инвестированием в банковские металлы и депозиты в драгметаллах. Только по 1% опрошенных пользуются этими инструментами, и увеличение числа поклонников этого способа не предвидится. «У населения Украины глубина информационного и понятийного охвата очень низка. В этой ситуации тяжело объяснить: для того чтобы купить золотой слиток, его не нужно забирать себе домой. Люди не понимают, как можно держать драгоценные металлы на депозитах, более того, многие не знают, каким образом выходить из этой инвестиции, чтобы не потерять вложенные средства», — говорит Кравец.
Но если у банкиров есть надежда на время, то у небанковского финансового сектора даже такой надежды нет. Так, в негосударственных пенсионных и инвестиционных фондах, а также в кредитных союзах сегодня держат свои деньги 0,2%. Немного лучше ситуация с накопительным страхованием — 1%. При этом хранить деньги на счетах кредитных союзов, вкладывать их в инвестфонды и облигации государства опрошенные и вовсе не планируют. Более того, как выяснилось, сограждане охотнее будут давать взаймы своим знакомым под проценты (2% опрошенных), чем накапливать их в НПФ и страховых компаниях (по 1%).
«Люди просто очень мало знают о негосударственных пенсионных фондах и их инструментах. А если человек чего-то не знает, разве он будет этому доверять?» — резонно замечает гендиректор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Андрей Рыбальченко. По его словам, еще пять лет назад государство должно было развернуть масштабную разъяснительную кампанию среди населения, для того чтобы донести людям необходимость накопления с помощью негосударственных пенсионных фондов. «Но этого не произошло, а сами администраторы НПФ финансово не могут провести такую масштабную рекламную акцию, вот и приходится рассчитывать только на самых сознательных граждан», — говорит Рыбальченко.
Однако заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов не согласен с тем, что масштабная рекламно-разъяснительная кампания поможет привлечь деньги населения в небанковские финансовые институты. «Нужно учитывать, что банковские инструменты, в которые люди вкладывают деньги, как правило, краткосрочные, а небанковские — вклады в НПФ и полисы накопительного страхования — долгосрочные. А люди просто не знают, что будет с экономикой страны, гривней и этими частными структурами даже через пять лет, не говоря о более длительном сроке», — утверждает финансист.
Специалисты считают, что ситуация с инвестированием населения в длинные деньги не изменится до тех пор, пока государство в корне не поменяет свое отношение к институциональному инвестору. «Экономики всех развитых стран питаются за счет внутренних ресурсов, которые обеспечивает население своими накоплениями. В нашей стране об этом много говорят разные правительства уже как минимум 5-7 лет, но реальных реформ нет. Поэтому трудоспособным жителям Украины остается уповать только на то, что в старости их обеспечит государство», — говорит Александр Залетов.
Комментарии - 4