Проект нового Налогового кодекса предлагает снизить ставку налога на прибыль с 25% до 20% с последующим поэтапным снижением до 17%. Но местные власти будут иметь право устанавливать дополнительные ставки налога на прибыль предприятий свыше базовой ставки.
Как отразится на бизнесе изменение ставки налога на прибыль
По мнению специалистов юридической фирмы «Саенко Харенко», такие нормы в сочетании с предлагаемой системой администрирования налога не окажут стимулирующего влияния на бизнес.Проектом Налогового кодекса, принятого в первом чтении, планируется временное снижение основной ставки налога на прибыль предприятий до 20% начиная с 1 января 2011 года, а затем, начиная с 1 января 2012 года, ежегодное ее уменьшение на 1%, пока в 2014 году она не достигнет 17%. В текущей редакции проект Кодекса предусматривает, что начиная с 1 января 2015 года основная ставка налога на прибыль предприятий вновь будет равна 20%, хотя в прессе уже появились заявления премьер-министра Николая Азарова о намерении устранить такое «двузначное толкование» о возможности ее возврата к 20%.
В то же время одной из новаций Кодекса является право органов местного самоуправления на районном и областном уровнях устанавливать дополнительные ставки налога на прибыль предприятий свыше базовой ставки в максимальном размере до 5%. В понимании разработчиков Кодекса это не только позволит местным бюджетам получить независимую от центра статью доходов, но и создаст конкуренцию между регионами. Несложно подсчитать: в случае установления максимальной дополнительной ставки налога на местном уровне, чего вполне можно ожидать, кумулятивная ставка налога на прибыль предприятий составит те же самые 25%, за исключением четырехлетнего периода временного снижения, либо 22%, если Николай Азаров выполнит свое обещание и откорректирует проект.
Администрирование налога
Что же не было сделано в проекте Налогового кодекса, для того чтобы облегчить порядок администрирования налога на прибыль? Не был увеличен налоговый период, который по-прежнему составляет квартал вместо календарного года, что означает авансовые выплаты налога на прибыль и существенно больший объем работы для бухгалтера при составлении отчетности.
Забыли о введении обязательного ежегодного аудита финансовой и налоговой отчетности предприятий, что в комбинации с введением ответственности аудиторов за качество и полноту отчетной документации разгрузило бы контролирующие органы и позволило бы им сконцентрироваться на нарушителях законодательства вместо проведения поголовных проверок всех и каждого.
Вместо введения ответственности налоговых органов за выставление неправомерных претензий к плательщикам налогов, в том числе их обязательства компенсировать убытки предприятий в случае проигрыша налогового дела в суде против налогоплательщика, убрали вообще понятие согласованного налогового обязательства, беспредельно расширили полномочия налоговых органов, вплоть до предоставления им «полицейских» функций (в том числе изъятие документов, обыски, допросы) и права безакцептного списания налоговых долгов со счетов предприятий и так далее.
Еще одним изменением, которое может привести к неоднозначной реакции бизнеса, является введение положения об особенностях налогообложения операций с нерезидентами. На данный момент плательщик налога может отнести на валовые затраты 85% суммы расходов по отношению к операциям, которые осуществляются через страны, внесенные в черный список FATF (страны, отказывающиеся сотрудничать с данной организацией). Вместо этого текущий проект Налогового кодекса предлагает распространить этот режим на операции с компаниями, которые зарегистрированы в стране с преференциальным режимом налогообложения, а это любая страна, где ставка налога на прибыль составляет половину или менее от украинской. Более того, к сумме доходов от таких нерезидентов будет также применяться коэффициент 1,15. И тем не менее наиболее одиозной является норма, которая предусматривает налогообложение украинских предприятий в отношении доходов, полученных нерезидентами, зарегистрированными в стране с преференциальным режимом налогообложения, если более 10% акций такого нерезидента прямо или опосредованно принадлежат этому украинскому предприятию.
Проблема в неоднозначности
Учитывая все вышеизложенное, мы считаем, что само по себе снижение ставки, тем более такое незначительное и непродолжительное, никак не сможет стать стимулирующим фактором для экономики в целом. По нашему мнению, стимулирующим фактором для бизнеса прежде всего является не ставка налога, а упрощенный способ его администрирования, что позволяет нашим соседям, Беларуси, Кипру и Грузии, стимулировать развитие бизнеса внутри страны и привлекать не сравнимые с украинскими объемы иностранных инвестиций. Мы не уверены, что Украина сможет себе позволить конкурировать с этими странами в вопросе установления размеров ставки налога, который составляет 10% на Кипре и 15% в Грузии, однако стремиться к упрощению администрирования этого налога Украине, безусловно, стоит.
Большинство проблем украинского налогового законодательства, регулирующего налогообложение прибыли предприятий, сводится к неоднозначности его положений, чрезмерности налогового бремени и отсутствию кодифицированного акта, который бы устранил спорные вопросы законодательства, упростил механизм уплаты налогов, сбалансировал налогообложение малого, среднего и крупного бизнесов.
Комментарии - 1
И самое главное. Сталин умер уже давно, но вот прицип призупции не виновости для ГНА не указ. Всегда предприятияю приходится даказывать, что он не виноват, а не наоборот что бы ГНА доказывала в чем есть обвинение