Заработать миллион - легко! Так было 15 лет назад. Именно в мае 95-го в кошельках украинцев появилась банкнота в миллион купонов. Символ вовсе не богатства, а нищеты. Девяностые годы - это период, когда рубли сменили купоны, а купоны - гривны. Когда экономика переживала небывалый упадок, а инфляция и эмиссия стремились опередить друг друга. Когда номинал купюры вовсе не означал ее покупательную способность. Апогеем гонки по замкнутому экономическому кругу как раз и стал выпуск банкноты в миллион купонов. Когда-то самый крупный номинал, а сейчас - лишь украшение коллекции бонистов. Сколько стоил миллион - вспоминал Геннадий Вивденко.
15 лет назад все украинцы стали миллионерами
10 пеленок, 10 распашонок, 4 чепчика, одеяло, пододеяльник и одна лента - голубая или розовая. Так выглядел комплект для новорожденных. Это теперь все покупают врозь. А 15 лет назад - типичный набор для украинского гражданина, который только что родился, стоил миллион.
Товаровед Людмила Дударева три десятка лет работает известном столичном магазине «Детский мир». Вспоминает: когда в карманах покупателей появились миллионные купюры, богатыми они себя считали едва ли. Купоны даже не воспринимались как полноценные деньги. А цены на товары увеличивались тогда еженедельно, а то и ежедневно. Но миллионеры из постсоветских трущоб к 1995 году уже устали удивляться.
Людмила Дударева, товаровед магазина «Детский мир»:
- Иронии больше было. Люди почувствовали себя миллионерами, каждый говорил - вот привет миллионер! Я сегодня имею 5 миллионов, а сколько имеешь ты?
Игра «как стать миллионером» для каждого украинца началась тремя годами ранее - в 1992. Бывшая столица СССР - Москва - перестала присылать независимой Украине наличные рубли. А Киев своего банкнотно-монетного двора еще не имел. Пришлось спешно на стороне заказывать что-то вроде денег. Так появился купонокарбованец - коротко купон. Выполненный на плохой бумаге, даже без серийного номера - он стремительно терял свою стоимость. Вот цены 1992-го: - проезд в столичном метро - 5 купонов, хлеб - 30-40 купонов. Через год, входной билет на выставку творчества режиссера Параджанова - уже 5 тысяч купонов, книга о нем - 70 тысяч. Еще через год - венец сверхскоростной инфляции - килограмм балыка на столичном рынке стоит больше миллиона купонов. Комментарии властей на отечественном телевидении...
- Сьогодні ми добре знаемо - хто завищив ціни - на продукти харчування. Це не колгоспи і не радгоспи, і не населення. Посередник!
Акции протеста представителей почти всех видов профессий - обыденное явление. В теленовостях одна из наиболее болезненных тем: обнищание учителей
Через пятнадцать лет первый вице-премер Виктор Пинзеник вспоминает об истинной причине инфляции - гигантский дефицит, который закрывали варварским методом. Раз падающая экономика не могла зарабатывать - Национальный банк заставляли просто печатать купоны.
Виктор Пинзеник первый вице-премъер-минситр Украины 1994-1995 гг:
- Дефіцит - це знаете вислів - що таке недоперепив? Випив більше ніж міг, але менше ніж хотів. Це прагнення витратити те, чого не існує. А оскільки немає чим покрити - то гроші придумають - їх друкують. Від цього суспільство багатшим не стає.
В шоковом 1993-м цены выросли почти на 11 тысяч процентов. В наши дни такое экономисты наблюдают к примеру в далекой африканской стране Зимбабве. Чтобы в обороте появилась купюра номиналом в миллион, купону пришлось обесцениться в 130 раз за четыре года.
Товаров в стране - мизер. Игорь Митюков в начале 90-тых работал в коммерческом банке и предпочитал, чтобы в счет зарплаты ему выдавали дефицитный бензин для авто. Когда позже пришел во власть, понял, что кадры решили все. У абсолютного большинства чиновников и депутатов - еще советский уровень понимания экономики.
Игорь Митюков, вице-премьер-министр Украины в 1994-97 гг:
- Это не могло не привести к тому что курс купоно-карбованца, цены начинали расти катастрофическим образом. К сожалению понимание этого пришло слишком поздно. Все это вылилось в совершенно фантастическую рекордную инфляцию, которую слава богу мы пережили.
Хребет инфляции пришлось ломать жесткими методами - еще больше охладив экономику. В частности новоназначенный глава НБУ Виктор Ющенко заставил банки поднять ставки по кредитам до 400 процентов годовых. Оборот денег замедлился. Показатель падения экономики в 1995-том до сих пор остается рекордным в новейшей украинской истории. Михаил Савлук, который тогда работал в комиссии по проведению денежной реформы, утверждает: такой была жестокая цена победы над политической целесообразностью.
Михаил Савлук член комисси по проведению денежной реформы в 1994-95 гг:
- Закрутили кредитний вентиль - через різке підвищення проценту. Це суто адміністративне вольове рішення голови центрального банку не дивлячись ні на що - ні на протести верховної ради він взяв і підняв - і відразу отаке падіння - і процес пішов у зворотьньому напрямку.
Национальный банк всеми возможными ухищрениями изымает купоны из оборота.
Стельмах:
- Ми за рахунок вилучених з економічного обороту коштів зараз будемо покупати валюту на тій же біржі.
В ответ на дефицит товаров в стране создается дефицит купонов. Торговцы жалуются - у граждан, которые в то время уже верят только в твердый доллар, и вовсе отбивают охоту покупать.
Но инфляцию остановить не так-то просто. У покупателей и продавцов слишком прочно укоренилось ее ожидание. Украинская гривна уже давно отпечатана - но ее боятся вводить: как бы и она не обесценилась. Через год и три месяца после появления миллионной купюры, ее обменяют на свежую банкоту в 10 гривен. А пока телерепортеры повторяют обнадеживающее:
Спустя 14 лет место миллиона купонов - лишь в коллекциях. Позабытый плод ошибок украинских политиков начала 90-тых прошлого века - популярен среди ценителей экзотики за рубежом, говорит коллекционер-бонист Петр Рябченко. Такие номиналы из стран бывшего СССР за последние 20 лет были лишь в Грузии и Украине.
Петр Рябченко, коллекционер-бонист:
- Они пользовались очень огромным спросом среди коллекционеров Потому что сам по себе миллион, а стоимость его была 5-6 долларов - не дороже.
2006 год, глава НБУ представляет купюру в 500 гривен. Пока это самый большой номинал. Сама по себе банкнота свидетельствует - угроза инфляции никуда не уходила, ведь поначалу такой номинал не планировался. За 14 лет после введения в оборот гривна успела обесцениться в 7 раз.
В прошлом году тот же Нацбанк неоднократно принуждали выкупать облигации правительства на десятки миллиардов гривен, по сути - печатать деньги на фоне обвала экономики - слышны знакомые ноты из песен недалекого прошлого. Призрак купономиллиона вызвать не трудно. Достаточно временами отказываться от честной бюджетной политики.
Комментарии - 3