Глава биржевого совета Украинской Биржи (УБ) Игорь Мазепа рассказал «Делу», как в дальнейшем будет развиваться биржа и насколько вероятной является покупка российской биржей ММВБ основного конкурента УБ — фондовой биржи ПФТС
Глава совета Украинской Биржи: Следующим этапом в нашем развитии является запуск срочного рынка
12 октября состоялось очередное собрание акционеров Украинской биржи (УБ). Какие ключевые вопросы на нем рассматривались?
Из решений, которые имеют важное практическое значение, можно выделить кадровый вопрос — вместо ушедшего в начале октября зампредседателя правления биржи Алексея Сухорукова был утвержден Сергей Рощин.
Почему выбор пал именно на Рощина?
Сергей — фондовик со стажем, сильный специалист и управленец. Член совета директоров НП РТС, входит в состав биржевого совета санкт-петербургской биржи. Около 10 лет возглавлял питерскую инвестиционную компанию «Элтра», которая стояла у истоков запуска и развития срочного рынка в России. В настоящее время он является лучшим специалистом в СНГ в области срочного рынка [операции происходят не с базовыми активами, а с производными инструментами — опционами, фьючерсами и т.д.]. Поэтому его утверждение было поддержано 100% голосов.
Означает ли назначение Рощина, который специализируется на срочном рынке, что уже в ближайшее время УБ начнет активно развивать это направление?
Мы никогда не скрывали, что следующим этапом в развитии УБ является запуск срочного рынка. Первым инструментом будет фьючерсный контракт, а вот над выбором базового актива для него еще необходимо подумать. Лично мое мнение — это должен быть фьючерс на индекс Украинской биржи.
Сориентируйте по срокам, когда в Украине может начаться торговля деривативами?
Технически УБ готова ввести торговлю фьючерсами и опционами уже завтра. Но основная проблема срочного рынка в Украине — это огромный пробел в регуляторной базе. Сейчас наша основная задача — вместе с Госкомиссией по ценным бумагам разработать и внедрить «рабочую» нормативку, и эта работа уже ведется. Для себя я ставлю цель, что в I квартале 2010 года в Украине должен торговаться хотя бы один производный инструмент.
Почему УБ не развивает торговлю корпоративными облигациями? Означает ли это, что УБ готова отдать этот сегмент рынка бирже ПФТС?
Нет. Мы уделяем достаточно внимания рынку облигаций. На рынке котировок УБ торгуются 20 облигаций, инициативу к принятию которых в биржевой список проявили непосредственно участники торгов. Вопрос в другом. Есть проблема доверия к эмитентам бондов, так как около 3/4 публичных выпусков находятся или в состоянии реструктуризации, или дефолта. Естественно, это сказывается на ликвидности этого рынка, и по сути, в настоящее время «реальных» торгов долговыми инструментами в Украине почти нет.
В то же время мировая практика показывает, что большая часть торгов облигациями проходит на внебиржевом рынке. Однако ту часть торгов, которая будет проходить через биржи, мы будем стремиться сконцентрировать на УБ.
Но для Украины уже традиционной стала ситуация, что основными игроками на рынке облигаций являются банки. Как известно, у банков сильное лобби на бирже ПФТС — председатель биржевого совета ПФТС, предправления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. Захотят ли банки торговать на УБ?
В конечном итоге предпочтение отдается той площадке, где удобнее или выгоднее торговать, а не той, где сильное лобби или коллега — глава совета. Поэтому, если ПФТС сможет организовать удобную и ликвидную торговлю с минимальными спрэдами, то, безусловно, она сможет оставить за собой часть этого рынка. В обратном случае может повториться история с рынком акций, когда за считанные месяцы основная часть торговцев почти полностью перенесла все обороты на УБ.
Несмотря на утверждения многих участников рынка, мол, почти весь объем торгов акциями сейчас заключен на УБ, в сентябре объем торгов на ПФТС составил 360 млн грн, что всего на 24% меньше, чем на УБ. Кто и чем сейчас торгует на ПФТС?
Я не знаю, что это за сделки и кто ими занимается. Я могу сказать, что моя компания — «Конкорд Капитал» — проводит 95% сделок с акциями на УБ. Также знаю, что у большинства других игроков рынка похожее соотношение.
Поэтому почти все торговцы сходится во мнении, что большинство трансакций на ПФТС сейчас не рыночные, а носят технический характер. При этом ходят самые разнообразные слухи, как руководство ПФТС мотивирует некоторые компании совершать такие сделки. Начиная от таких космических предположений — мол, ПФТС платит торговцам за такие сделки — и, заканчивая тем, что те торговцы, которые в рейтинге ПФТС будут на более высоких местах, получат большую долю в капитале биржи, когда она будет акционироваться.
Сейчас активно обсуждается возможность вхождения в капитал ПФТС российской биржи ММВБ? Как вы считаете, насколько реальна эта сделка и усилятся ли после этого конкурентные позиции ПФТС?
Переговорный процесс между биржами идет давно. Но как я понимаю, сейчас это дело у них застопорилось из-за неопределенной позиции президента биржи ПФТС Ирины Зари. Похожая ситуация была, когда РТС выходила на украинский рынок. Одним из вариантов было вхождение РТС в капитал ПФТС. В случае его реализации ПФТС принадлежало бы 25% акций в новой бирже. Однако Ирина Заря никак не отреагировала на это предложение, оставив его вообще без какого-либо ответа. Россияне подождали немного и пошли делать биржу с нуля с участниками рынка.
На примере выхода на рынок Украинской биржи могу сказать, что любые начинания ММВБ здесь могут быть успешными только с участием основных операторов рынка. Иначе никак.
В сентябре компания «Финекс Украина» опубликовала открытое письмо к участникам Ассоциации ПФТС, в котором предлагала исключить из состава совета биржи ПФТС представителей компаний, которые являются учредителями УБ. Значит ли это, что среди украинских торговцев наметился раскол?
Никакого раскола на рынке нет. Позиция, высказанная в этом письме, не является мнением даже малой части торговцев. Это просто действия одной компании, о которой за 13 лет работы на фондовом рынке я даже не слышал, но которая, судя по всему, преследует свои конкретные цели, далекие от интересов фондового рынка. Для понимания ситуации надо сказать, что из 800 торговцев, имеющих лицензию, около 70 более-менее активно торгуют ценными бумагами. И все они уже давно являются членами УБ, поэтому говорить о каком-то расколе бессмысленно.
Но их позиция выглядит вполне логичной, мол, учредители УБ не заинтересованы в приходе в Украину сильного конкурента в лице ММВБ и поэтому мешают проведению сделки…
В этом нет никакой логики. Во-первых, учредителями Украинской биржи являются инвестиционные компании, первоочередная задача которых — эффективность рынка. Во-вторых, члены совета ПФТС никаким образом не влияют на ход переговоров. Даже по уставу биржи совет не может принимать никаких решений относительно слияния или продажи. Такие вещи принимаются на общем собрании участников Ассоциации ПФТС. В переговорном процессе с ММВБ члены совета также участия не принимают. Насколько я знаю, его ведут лично Ирина Заря и Борис Тимонькин. И именно на них лежит вся ответственность за результат переговоров с ММВБ. Желаю им успехов.
Комментарии