Под давлением международных финансовых организаций (МФО) правительство отказалось от идеи создания общего банка плохих активов, управляемого государством.
Плохой банк бросили в урну
Взамен предлагается создать механизм конкурсного отбора частных компаний для управления и продажи плохих активов банковской системы.
Как сообщил источник в Кабмине, правительство приняло решение не создавать так называемого плохого банка (bad bank) — компанию по управлению плохими активами, именуемыми в мировой практике токсичными активами (toxic assets).
Первоначально создание компании лоббировал Национальный банк в лице главы дирекции банковского регулирования и надзора Александра Киреева (в начале марта он был переведен на должность гендиректора Банкнотно-монетного двора). Господин Киреев предлагал передать управление активами плохих банков в руки Фонда гарантирования вкладов физлиц.
Затем возникла идея передать неликвидные активы с банковских балансов на баланс государственного финансового учреждения, которое бы рефинансировало их стоимость в Нацбанке, а полученные средства направляла бы банкам для выполнения обязательств по вкладам.
Позднее схема создания компании по работе с проблемными активами была несколько модернизирована. Совет инвесторов при Кабмине предлагает привлечь к участию в ней Международную финансовую корпорацию (МФК) и Всемирный банк (ВБ), которые должны наравне с правительством сформировать уставный капитал компании и проводить выкуп у кредиторов прав требования по кредитам, предоставленным банку, с отсрочкой платежа (МФО — у иностранных кредиторов за валюту, а Кабмин — у украинских кредиторов за гривню), а у банков — проблемную кредиторскую задолженность. Затем МФО и Кабмин должны на конкурсных основаниях находить управляющие компании, которые будут брать на себя управление проблемной кредиторской задолженностью, возвращая деньги государственной финансовой компании. Однако против создания плохого банка выступили, как ни странно, и сами банкиры. «Потребуется достаточно много времени и денег на создание такой организации, а результат остается под вопросом. Кроме того, мы должны иметь гарантии, что схема будет работать прозрачно»,— говорит председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.
Видимо, такие же условия выдвинули правительству и международные финансовые организации, которые были готовы согласиться на создание плохого банка под управлением государства только в том случае, если будет создана прозрачная система корпоративного управления этой структурой и доказана невозможность проведения коррупционных действий с проблемными активами. Судя по всему, уровень корпоративного управления, предложенный Минфином, МФО не удовлетворил.
Поэтому пока единственно действующей моделью оздоровления коммерческих банков является присоединение части их активов и обязательств к стабильным кредитно-финансовым учреждениям и ликвидация тех банков, которые допустили серьезное ухудшение качества кредитного портфеля.
Комментарии