16 жовтня 2015, 09:43
Новая парадигма экономического роста: что реально нужно сделать для финансовой стабильностиЗа последнее время в Украине произошло немало событий, которые влились в единый информационный поток: реформы (либо их декларирование), структурные изменения в обществе, новые социально-политические требования, переговоры о реструктуризации внешнего долга, декларация НБУ о намерениях перейти к монетарной политике инфляционного таргетирования, разработка и имплементация инструментария для внесудебной реструктуризации корпоративного долга под названием «Киевский Подход»… На фоне этого информационного хаоса много сил и ресурсов брошено на диагностику украинских реалий, работу со старыми неустойчивыми институтами и, конечно же, поиск правильных, эффективных и устойчивых решений, ведущих к росту и развитию.Увенчался ли уже чем-то этот поиск? Вот об этом и предлагаю поговорить. Последние20-30 лет повидали множество финансовых кризисов, экономических коллапсов и структурных изменений. Каждой экономическое землетрясение было все более деструктивным, и каждый раз последствия для будущего экономик были все более непредсказуемыми. Глобализация и «новая экономическая парадигма» многократно увеличили системные риски и уязвимость финансовых институтов и целых финансовых систем к внешним факторам и «балансовым эффектам». (Примечание автора: многие иностранные финансисты любили называть эру небывалого развития рынков капитала и космического экономического роста развитых стран за счет кредитного ресурса именно термином «новая экономическая парадигма») . Мы это все впервые наблюдали во время кризиса суверенного долга стран Южной Америки в 1980-х годах, Российского дефолта 1998 года, и Восточно-Азиатского Кризиса 1998 года. Тогда был сделан ряд важных выводов, но, к сожалению, очень скоро нас настигли новые, более страшные экономические ураганы. Крах американского ипотечного рынка и последовавший Мировой финансовый кризис 2007-2008 прорвали брешь в экономиках США, Европы и Азии. И самое главное – всего несколько лет спустя – Кризис суверенного долга периферийной Европы и «Великий греческий коллапс» существенно подорвут надежды ЕС на экономической рост и процветание. Украина – страна, множество лет живущая в коррупционной спирали и в зависимости от внешних факторов, – оказалась в политической и экономической дыре небывалых пропорций в 2014 году. Именно тогда благодаря смелости и мужеству обычных людей предыдущий режим пал и власть сменилась. Экономический коллапс Украины 2014-2015 назревал много лет. Отсутствие конструктивной экономической политики, зависимость от внешних рынков сырья, отсутствие диверсификации / модернизации экспортной номенклатуры, ручное управление монетарной политикой с помощью фиксированного курса, стремительно растущие дефициты государственных предприятий и пенсионного фонда, массовая коррупция… Всё это завинчивало Украину в кошмарные тиски. (Примечание автора: фиксированный курс – это дорогостоящий и неэффективный инструмент монетарной политики, который увеличивает нагрузку на международные резервы центрального банка и сдвигает систему хеджирования валютных рисков на плечи всего государства). Военная агрессия восточного соседа и последовавший коллапс торговых отношений еще сильнее усугубили ситуацию. Украинский ВВП провалился, государственный бюджет оказался изможденным, управление денежными потоками стало невозможным. Реструктуризация госдолга решает целый ряд важных вопросов. Во-первых, это вопрос с ликвидностью именно в финансовой логике: денежные оттоки не должны превышать денежные притоки. Реструктуризация дает Украине очень важную передышку (и сам «haircut»), снижает механическое давление на бюджет и дает возможность в скором времени вернуться на внешние долговые рынки.Кроме того, у страны появилось время и платформа для будущих действий: мер по комплексной разработке и внедрению нашей собственной «экономической парадигмы». Мы не можем позволить себе увязнуть в старых методах и практиках, мы не можем позволить себе дальше завинчивать свою финансовую систему и национальную экономику в системные риски и в зависимость от внешних факторов, мы не можем позволить себе еще одно «инфляционное и девальвационное цунами». Сложившаяся сегодня ситуация очень сложна. Нам необходимо пересмотреть всё, к чему мы привыкли, и самое главное – с помощью комплексного подхода. Мое мнение таково, что для построения «новой экономической парадигмы» Украины нужен подход «Трех Столпов» с конечной ориентацией на устойчивом экономическом росте и финансовой стабильности. Эти «Три Столпа» представляют собой макроэкономическое, монетарное и фискальное направление. При этом есть четкое понимание, что для «первого макроэкономического столпа» нужны диверсификация и модернизация украинского экспортного потенциала, стимуляция предпринимательства, борьба с безработицей и активизация четырех ключевых индикаторов экономической активности (промышленное производство, оборот розничной торговли, аграрное производство и строительство). С «монетарным столпом» и с «фискальным столпом» все гораздо сложнее. В Украине, как и в странах Южной Америки в 1980-е и 1990-е года, как и в странах Восточной Азии во время Финансового Кризиса 1998 года, сложилась серьезная проблема недоверия к национальной валюте. Виной тому известные риски инфляции и девальвации. В Украине за последние 10 лет (как мы видели и в 2008 году) произошли структурные изменения в составных частях украинского госдолга, корпоративного долга и кредитов, выданных населению. Происходила «долларизация» не только активов, но и пассивов. Иностранная валюта вытесняла национальную валюту. Например, под давлением девальвации и под вторичным давлением инфляции по банковской сфере (стандартная практика анализа долларизации)общая долларизация депозитов достигла уровня 48,2%. За январь-август 2015 долларизация выданных кредитов достигла уровня 53,3%. Девальвация национальной валюты на 93,5% в 2014 году и на 34% в период январь-август 2015, а также инфляция (по Индексу потребительских цен) в 49,6% за январь-август 2015 заставили НБУ задуматься о применении инфляционного таргетирования, а также об обеспечении ценовой стабильности (при плавающем курсе). Декларация НБУ последовала и появилась надежда, что монетарный инструментарий будет подобран правильно. И тут мы подходим к важнейшему вопросу: какие конкретные действия нужны со стороны центрального банка и со стороны правительства для эффективной и устойчивой работы монетарного и фискального столпов в «новой экономической парадигме» Украины? Как мне кажется, Нацбанку будет достаточно трёх ключевых шагов для обеспечения эффективностиименно «монетарного столпа» экономического роста и финансовой стабильности: (1) нужна институционная ответственность регулятора за ценовую стабильность и за установку «инфляционных маяков» и их достижение; (2) нужно обеспечить прозрачное и эффективное применение правил резервирования и объективное применение правил надзора; (3) по отношению к политике плавающего курса, нужно минимизировать риски искажения цен на импортную продукцию в связи с первичными ценовыми изменениями на мировых рынках. Говоря о «монетарном» и «фискальном» столпах, нужно понимать, что усилий одного НБУ будет недостаточно. Для экономического роста и финансовой стабильности также нужны меры со стороны Министерства Финансов и украинского правительства в целом: (1) в первую очередь, это немедленная пенсионная реформа (реформа пенсионного фонда как института и борьба с фискальным дефицитом) до конца 2017 года (к возможному моменту возвращения на внешние долговые рынки); (2) структурное изменение композиции внутреннего долгового рынка с помощью перехода к инструментам поднятия финансирования в национальной валюте, даже если это дороже (серьезными, совместными усилиями НБУ и МинФина); (3) внедрение новых альтернативных инструментов для институционных инвесторов (не привязанных к иностранной валюте); (4) развитие рынка деривативных инструментов для открытия доступа к новым рыночным методам хеджирования рисков; (5) налоговая реформа, ориентированная на стимуляцию бизнеса (предпринимательства) и реального реинвестирования прибыли в экономику; (6) прозрачная приватизация неповоротливых и неэффективных государственных предприятий; (7) реорганизация госпредприятия НАК «Нафтогаз» и ликвидацияобразовавшегося фискального дефицита до конца 2016 года; (8) внедрение общего инструментария внесудебной реструктуризации корпоративного долга «Киевский Подход» с имплементацией последующей политики на «дедолларизацию экономики». На сегодняшний день существует реальная надежда, что прогресс будет. Много времени потеряно, много сил потрачено, но некоторые важные первые шаги были сделаны. Можно говорить и о некоторых результатах: они вселяют осторожный оптимизм. Однако реалии таковы, что сейчас все зависит от нас самих, и реформы никто за нас не проведет. В итоге, рецепт достижения финансовой стабильности максимально прост: нам всем простонеобходимо активнее и эффективнееработать над созданиемновых экономических реалий.
17