НБУ и Минфину нужно разработать сценарии оттока депозитов на фоне снижения ставок. Нужно определить порог ставок - тригера существенного оттока. Это кстати может частично сделать и Minfin опросив банки/читателей. Нужно так же определить баланс ставок пары доллар/гривна, когда гривневые вклады начнут перетекать в валютные. Важно понимать куда уйдут вклады и выдержат ли банки. Вклады могут пойти:
- валютные/золотые кубышки - возможен рост курса
- недвижимость/землю - подорожает
- виртуальные валюты/брокеридж
- фин компании с доходностью розничного кредитования.но и высоким риском. По мере их регулирования НБУ ( это нужно), могут уходить в серую зону через виртуальные технологии
- прямое финансирование бизнеса и физ лиц типа Р/В2Р/В. Возможно появление платформ - посредников с низкой комиссией + страхование.
В любом случае к таким и другим сценариям нужно готовиться. И для этого не нужно писать на бумаге 27 норм документов по 64 постанове, а определить сценарии, риски и схемы их снижения. А сформировать дешёвый долгосрочный ресурс и направить в реальную экономику - это уже целое мастерство.
А банкам нужно готовиться к сжатию маржи...
Проблема и в том куда идут эти деньги. Нафтогаз закупил летом по 5-6 грн куб а продает по 8 с наваром от 40%!. Прибыля за счет украинцев зашкаливают. Гончарук лучше бы посмотрел фин отчет Нефтегаза. Деньги на ветер : консультантов, премии...
Этого мало. В 2018 засунули 24 млрд грн в незавершенку, за 3 года она выросла в 3 раза!!! без никакой отдачи. Что это???
При этом ГТС уценили существенно - процентов на 30%. А амортизация ее продолжает нагнетаться в цену газа. При больших прибылях за 2018, денежный поток Нафтогаза отрицательный.
Для сравнения в польской нефтегаз компании наценка при продаже на купленый газ составляет 19%, у нас 34,3%!!
Сталин бы быстро разобрался с такими «хозяйственниками».
Треба розрізнити продаж паїв і держ земель. Хату з присадибною, наприклад за спадщиною, продати можу а пай ні. Де сенс? Нехай заростає бурьяном та чагарником? Але в першу чергу вимога продавати сусіду як і хату.
Продавати державні але тільки сільсьські землі треба як найдорожче і будь кому, в тому числі іноземцям. Вони краще багатьох українців можуть організувати виробництво. Основні умови крім ціни: сільськогосподарське виробництво,екологія і робочі місця. Ні - забирається без відшкодування. В будь якому випадку великі землі захоплять «великі» олігархи.
А ось використати отримані гроші куди - повернути борги, підняти зарплати вчителям..., пенсіїї, спрямувати на створення робочих місць - визначайте.
Принципы кредитования прописаны в учебнике: забезпеченість - кредитор должен проверить не только рыночную стоимость -20% на обесценение, но и состояние, местонахождение, обтяженисть...; цільове використання - четко выписано до копейки на что используется и строгий контроль на кор счете в НБУ. Может ли повториться? НБУ - банки может и нет, а вот банки - заёмщики - да. По 64 постанове НБУ нужно написать 26 документов по рискам и создать 3 линии обороны .... но это на бумаге и остановит ли это воров ? - нет и МВФ наш менталитет не понимает. Нужна независимая система тестирования хотя бы от средних активных операций банков по типу фин мона. Когда всё украдено вернуть почти невозможно, а нужно упреждать - а это система управления « по слабым» сигналам.
Гадание о курсе доллара - глупая затея которой занимаются тысячи человеко-часов и на который влияют десятки факторов, силу действия которых даже в коротком будущем оценить сложно. Атака в Сауд Арав = рост цен на нефть = ухудшение сальдо плат баланса Украины = рост курса + возможный отток инвестиций - тогда пике гривны. Проще составлять валютный гос бюджет в составе общего. Есть доходы в вал и есть расходы в вал. Если сальдо позитивное но курс ниже прогнозного, то должны сразу указываться статьи расходов которые уменьшаются если нет других источников и наоборот. Если сальдо негативное и курс выше прогнозного то так же необходимо указать источники из которых покрывается = урезание расходов или резерв.
C началом года лучше не сравнивать - там специфика сезонного колебания, или предыдущий квартал или аналог прошлого года. Кроме того, в портфелях есть валютные ОВГЗ а курс упал и это штучно уменьшило портфель. Нужно считать по стабильному курсу.
При кредитовании юр и физ нужно читать 361ю. Там сразу резервы от 50% по большинству заёмщиков. Кроме того, НБУ в стрессе переводит значительную часть физиков в 5ю группу, а это 100% резерв без залога. При инфляции в 8-10% умеренно рисковая ставка до 12-13% . Выше «gamble». В Польше Центробанк держит учетную примерно на уровне инфляции, ставки по депозитам на около 1п.п. ниже от неё а по кредитам банков на 1 п.п. выше .
Судя по статистике ВВП потянуло село + 28% реализация зерновых к 1 пг 2018 и строительство + 35.2% нежилых помещений ( офисы, склады - но реально ли ВВП это?? да и может просто построенных и не проданных помещений - тогда вообще фикция). А вот промышленность выросла только на 0,5%. Интересно почитать детальную методу структуры ВВП . Давно искал что банки дают в ВВП. Лет 10 назад это был чистый процентный и комиссионный доходы. Как по мне не очень то подходит. Методу кстати Янык поменял и ВВП начал расти.
Но для людей ВВП абстракция, а вот хлеб официально к лету прошлого добавил в цене 20,7% , но реально 30-40%.
На западе есть интересная статистика: занятость в деталях, сколько новых домов/квартир купили, покупки машин, товарооборот, доходы по категориям людей и т.д. т.е нужна статистика о народе и для народа.
Минфин кстати мог бы делать статистические обзоры своих читателей - лучше ли им стало жить.
Читайте закон в оригинале. В тексте и его статьи написаны не правильно:
Стаття 65. Загальний порядок визначення середньомісячного заробітку для обчислення пенсій
Середньомісячний заробіток для обчислення пенсій береться за будь-які 60 календарних місяців роботи підряд протягом усієї трудової діяльності незалежно від перерв у роботі та за період роботи починаючи з 1 липня 2003 року до моменту звернення за пенсією. Заробіток за період роботи до 1 липня 2003 року враховується на підставі документів про нараховану заробітну плату (виплати, дохід), виданих у встановленому законодавством порядку, а за період роботи починаючи з 1 липня 2003 року - за даними персоніфікованого обліку відомостей у системі загальнообов’язкового державного пенсійного страхування.
А вообще закон под чиновников. Стаж - фикция - 1% за проработанный год. Ставка на высокую зарплату ( хоть есв платят до 55 тыс грн). Пример: Коболев за год получил 300 млн грн против средней 120 тыс грн и максимальная пенсия навечно, хотя зачем она ему нужна.... Но цинизм в том, что от неё он не откажется.
Портфель ОВГЗ по отчету НБУ дал 43 млрд грн % доходов за 2018г. А весь фин рез ЦБ 37,8 млрд грн. При этом как в бюджет перечислено 64 млрд грн остается загадкой.
Динамику нужно очищать от влияния курсов и учитывать изменения в структуре портфеля. Часть нерабочего портфеля постепенно замещается рабочим. Хорошо бы проанализировать тренд рабочего портфеля и его доходности по фиксированному курсу. Но и так видно что в 17м кредиты на растущем курсе падали. В 18м на снижающемся курсе - росли. И это физики. И НБУ заметил и строго включил физиков в оценку устойчивости по негативному сценарию. С начала 19го кредиты снижаются и это во многом курс, но и банки притормозили. Риски к капиталу особо в свете 351го и требований проверки по единому реестру с 01.07 гигантские. А с 01.01.2020 + буфер к капиталу Н3. Но и уважаемые заёмщики берут деньги за границей, в том числе и у своих «пап». НБУ на самом деле держит высокую ставку по нескольким причинам: стерилизовать гривну, которая может надавить на курс и вложиться в кредитование импорта, и наполнить бюджет + неплохой доход по ОВГЗ в своем портфеле, а это прибыль. Но нужно констатировать, что учетная ставка в 2 раза выше официальной инфляции. А такое в мире нужно еще поискать. В Польше разница до 2пп.