15 грудня 2013, 03:51
Колокола ночи Ночь Колокола ночи Ночь...
Горят огни… Под их теплым ореолом блестят шлемы молодых воинов, защищающих стены своего города. На них движется страшный враг, настойчиво пытающийся смести утомленных, но непокоренных защитников.
У врага значительно больше сил. Он лучше вооружен. Он уже доказал, что способен на любые зверства. На его руках — несмытая кровь невинных.
У каждого рыцаря-защитника в груди неудержимо стучит сердце от гнева за истерзанных… и тревоги перед боем. Каждый сознает: отступать не смеет. За стенами — матери, жены, сестры, дети. А черная тьма надвигается, стремится накрыть, проглотить Город.
Начинают падать стены… Кажется: эта битва обречена.
Но вдруг с противоположной горы, из-за спины св. Архистратига Михаила, над грохотом боя прокатились эхом непривычные для ночи звуки. Колокола! В церкви бьют в колокола! Эти пронзительные ритмичные удары звучат в ночном небе, поднимают тревогу, зовут к бою...
Так можно было описать события, происходившие на стенах Константинополя в 1422 г., когда огромное турецкое войско пыталось ворваться в город, «в котором поселился Бог»1.
И так было в Киеве на Майдане 11 декабря 2013 г.
…Не удивляйтесь. Движения Истории, как и струи жизни Народа, и колебания сознания Человека, имеют упрямую склонность повторяться.
Очевидцем осады Константинополя в 1422 г. был историк Иван Кананос. Его исторические рассказы насыщены религиозным пылом. Собственно, Кананос пишет, что в решающий момент битвы, когда, казалось бы, обессиленные защитники города уже не могли удерживать огромное нашествие турецких войск, зазвонили колокола и подняли город, появился чудотворный образ Феотокос — Богородицы, Матери Божьей. Это наполнило византийских воинов чрезвычайным воодушевлением. Атаку удалось отразить2.
Такой же была эта декабрьская ночь в Киеве. Колокола Михайловского собора подхватили мольбы Майдана: «Киев, вставай!» Колокола поднимали город, звали людей на Майдан, а над помаранчевыми шлемами защитников Майдана в морозном тумане поднялся крест.
А колокола звонили и звонили… Майдан молился, просил о помощи. И Киев услышал! На Майдан пошли люди — сотнями, тысячами. На пылающих гневом лицах киевлян не было страха. Они знали, что не отдадут Майдан «черным шлемам».
Позже, под утро, «обескрыленные» беркутовцы отступили3. И колокола св. Михаила стихли… Майдан выстоял.
Испокон веков происходит титаническая борьба между силами света и силами тьмы, между Правдой… и ложью. Современный Майдан добавил свежие страницы в эту историческую драму, в эту могущественную Легенду. Украинская нация возрождается...
Неслучайно покровителем Киева, как когда-то в старой Византии, является св. Архистратиг Михаил, ведущий, как сказано в Святом Писании, «ежечасную войну против порока и нечисти»4. Мы знаем из истории, что уже в 1453 г. Константинополь пал от очередного нашествия мусульманских войск. Тогда силы Византии были полностью истощены, в частности внутренним раздором. Им не удалось удержать город. Были опустошены святейшие места. Софийский собор, монастырь Пантократора турки-османы превратили в мечети. Архангел Михаил покинул Константинополь.
Возможно, это случилось потому, что в течение многих десятилетий руководители Византии велели вкладывать ресурсы империи в собственное обогащение, а не в настоятельные нужды своих покровителей, своего войска.
А может (если сознательно придерживаться лиричности этого рассказа), мы, украинцы, позволим себе думать, что св. Архистратиг Михаил переселился из Византии в Киев, чтобы на Майдане продолжить свою праведную войну...
Сегодня, уже в который раз, внимание всего мира приковано к центральной площади нашей страны — Майдану. Украинская власть сознает, что свои действия она должна прикрывать некой ширмой легитимности. И прежде чем запустить «черные шлемы» «Беркута» на мирных протестующих, она посылает на Майдан судебного исполнителя, под покровом ночи стыдливо зачитывающего решение суда с требованием освободить Майдан. Власти нужна видимость законности. Заводятся десятки уголовных дел. А «закормленные» кровью невиновных «черные шлемы» остаются неприкосновенны...
Когда-то, во второй половине XVIII в., на берегах будущей Америки Британская империя также пыталась узаконить свою репрессивную колониальную политику, опираясь на нормы своего права, чтобы подавить повстанцев. Тогда в штате Массачусетс появился новый флаг, символизировавший видение американских повстанцев. Знамя венчали слова «Апеллировать к Богу» (An Appeal to God). В этом лозунге был сконцентрирован один из важнейших тезисов известного английского политического философа Джона Локка. В своих произведениях Локк доказывал, что когда власть не выполняет своих прямых обязанностей, превращается в тиранию, используя имеющиеся законы, жонглируя ими, чтобы закрепить свое господствующее положение, народ может лишь «обратиться к небесам» и начать сопротивление против такой тирании всеми возможными средствами. Потом — пусть рассудит Бог.
Каждый закон, каждая норма права, в том числе Основной закон, имеет свой первичный источник — наше общее, элементарное ощущение справедливости. Это ощущение присуще каждому человеку, созданному, как мы знаем из Святого Писания, по подобию Бога. Собственно, богоподобие Человека, хотя бы в определенной степени, заключается в нашей естественной способности познавать то, что справедливо, и сочувствовать обиженным (с древнегреческого — «страдать вместе»).
Когда законы фальшиво исполняются ради неправедной цели, когда при этом явно нарушается наше общее элементарное понимание справедливости, когда правовые нормы применяются выборочно ради сохранения тех, кто у власти, — такие законы теряют свое действие. Власть, применяющая их такими коварными методами, нарушая аксиому Справедливости, теряет свою легитимность. Народу остается единственная альтернатива — апеллировать к Богу.
Ночные колокола архангела Михаила, звучавшие над Майданом в ту незабываемую ночь, должны были бы стать тревожным звонком для президента и его окружения. Поскольку в следующий раз они, возможно, уже не тревогу будут поднимать, а извещать о конце тирании в Украине.
1 Крупнейшим, самым величественным храмом Византии был собор св. Софии (Айя-София, с древнегреческого — «святой Разум»). Местные жители часто говорили, что в этом храме «поселился Бог».
2 Канонос пишет, что одной из точек, где турецкие войска концентрировали свою атаку, были Золотые Ворота города. Также известно, что возле Софийского собора размещался монастырь Пантократора. Монахи этого монастыря молились в часовне святого Архистратига Михаила. В современном Стамбуле этот комплекс называется Мечет Зайрек. Когда город атаковали, колокола церквей, в частности этого монастыря, поднимали тревогу.
3 Во время нападения на Константинополь в 1422 г. турки пользовались новым оружием. Это были мощные пушки, украшенные образами птиц-хищников (орлов, соколов), и потому их называли «соколятами» (falconet), или — «соколами» (falcon).
4 Седмь Архангелов Божьих.