Мінфін - Курси валют України

Встановити
ferrit

ferrit

0 підписників0 підписок

Був на сайті 21 травня 2015 о 17:17

2 жовтня 1977

На Мінфіні з 9 листопада 2014

Заблокувати

ferrit - блог

Записи

2

3 січня 2015, 19:19

Илларионов: Дефолт в Украине практически неизбежен. Он наступит в конце января, максимум февраля 2015 года

Украине невероятно повезет, если в 2015-м курс не превысит 50 гривен за доллар, страну ждет экономический и политический кризис, чем обязательно воспользуется Россия. Еще есть ничтожный шанс избежать дефолта, но воспользоваться им надо в ближайшие недели, заявил в эксклюзивном интервью «ГОРДОН» российский экономист, экс-советник президента РФ Владимира Путина Андрей Илларионов. В 2015 год Украина вошла с новым бюджетом, который Верховная Рада рассматривала двое суток подряд и утвердила в половину пятого утра 29 декабря 2014 года. Главный финансовый документ страны вызвал массу критики. В частности, экс-министр финансов и действующий депутат от фракции «Блока Петра Порошенко» Виктор Пинзеник заявил, что дефицит бюджета-2015 составит не 64 миллиарда гривен, как уверяет Кабинет Министров, а 200 миллиардов. Дефолт Украины практически неизбежен, рассказал в интервью изданию «ГОРДОН» российский экономист, старший научный сотрудник вашингтонского Института Катона, бывший советник президента РФ Владимира Путина Андрей Илларионов. Эксперт отмечает, что сейчас вопрос лишь в том, наступит ли дефолт в конце января или в феврале 2015 года. Впрочем, по словам Илларионова, «ничтожный шанс» избежать финансового и социально-политического краха у Украины еще есть. – После принятия Верховной Радой государственного бюджета на 2015 год в вашем «Живом журнале» появилась запись: «Как и было говорено неоднократно украинцам, теперь дефолт практически неизбежен». Практически или все же неизбежен? – Практически неизбежен. Есть, правда, ничтожный шанс, что Украине удастся избежать дефолта, но для этого в течение трех-четырех недель Кабинет Министров должен кардинально пересмотреть, а Верховная Рада переутвердить бюджет 2015 года. – Что значит кардинально пересмотреть бюджет? – Существенно сократить государственные расходы, ликвидировать бюджетный дефицит, начать реформы «Нафтогаза» и пенсионной системы. – Судя по заявлениям Кабмина, госрасходы и так жестко сокращены, заложена новая система налогообложения, где-то даже экономические реформы просматриваются… – В новом украинском бюджете действительно есть следы шагов, которые можно интерпретировать как попытки реформ. Например, снижение отдельных налогов, изменение структуры налогообложения. Однако согласно данным, приведенным Виктором Пинзеником, государственные расходы составят две трети годового валового внутреннего продукта (ВВП). Это означает увеличение удельного веса государственных расходов в ВВП на 13-14 процентных пунктов по сравнению с 2014 годом, когда они, по данным Международного валютного фонда (МВФ), составляли 53% ВВП. – Но для увеличения удельного веса госрасходов есть объективные причины: в Украине почти год идет война. – Тем не менее, если оценка Пинзеника справедлива и новый бюджет действительно предусматривает увеличение удельного веса госрасходов в ВВП с 53% до 67%, это означает, прямо скажем, самоубийство украинского государства. Даже если в 2015 году планировалось сохранить нынешний уровень государственной нагрузки на экономику, это в любом случае означало бы государственный суицид. – Если новогоднего чуда не произойдет и Кабмин не пересмотрит бюджет в первые недели января, что тогда? – На конец сентября 2014 года объем международных резервов Украины составлял 16,4 миллиардов долларов. За октябрь резервы сократились почти на 4 миллиарда и на конец месяца составили 12,6 миллиарда долларов. Я был в Киеве в ноябре, пытался обратить внимание украинских политиков на разворачивающуюся катастрофу: если в месяц тратить по 4 миллиарда долларов, то резервов хватит не более чем на три месяца. На конец ноября резервы составили уже чуть меньше 10 миллиардов, то есть за ноябрь они сократились еще на 2,6 миллиарда долларов. Данные на конец декабря будут обнародованы в начале января. По предварительным данным, резервы сократятся еще примерно на 2,0-2,5 миллиарда долларов. – То есть на конец 2014 года международные резервы Украины составят примерно 7,5 миллиарда долларов. Это и есть та критическая сумма, которая гарантированно приведет к дефолту? – В начале 2015 года Украина должна будет обслуживать свои обязательства по внешним кредитам, сделать предоплату «Газпрому» за российский газ. По подсчетам, в январе резервы могут сократиться еще примерно на 2,0-2,5 миллиарда долларов. Таким образом, на конец января 2015 года резервы Украины могут составить около 5 миллиардов долларов. Тогда же должны быть опубликованы официальные цифры размеров государственного долга и ВВП Украины. Их соотношение превысит рубеж в 60%. Как только это произойдет, Россия может потребовать от Украины погашения долга в три миллиарда долларов. – Это не те ли три миллиарда первого транша, которые президент РФ Владимир Путин в декабре 2013 года, спустя месяц после начала Евромайдана, дал режиму Виктора Януковича? – Они самые. Среди условий предоставления российского кредита была оговорка: кредит может быть досрочно востребован к погашению в случае, если отношение госдолга к ВВП превысит 60%. Сомнительно, что господин Путин не воспользуется этим шансом. – Допустим, Украина выплатит долг Януковича… – Тогда международные резервы Украины сократятся еще на три миллиарда – с пяти до, примерно, двух миллиардов долларов. – А если откажется выплачивать России трехмиллиардный кредит? – Это автоматически будет означать объявление дефолта, то есть признание неспособности обслуживать свои внешние обязательства. – То есть выплачиваем долг Януковича, и в резерве государства останется всего два миллиарда долларов, не выплачиваем – автоматически признаем дефолт. Может, с двумя миллиардами Украина худо-бедно дотянет до лучших времен? – При бюджетном дефиците, утвержденном Верховной Радой, с учетом дефицита бюджета «Нафтогаза» и расходных статей, не вошедших в бюджет-2015, свои последние международные резервы Украина израсходует в феврале 2015 года. В этом случае наступление дефолта будет отложено лишь на несколько недель. – Интересный выбор: дефолт так или иначе будет, вопрос лишь в том, в январе или феврале он настанет. Давайте вернемся к «ничтожному шансу», что Украина все-таки избежит дефолта. – Теоретически это возможно в двух случаях. Первый вариант: Кабмин кардинально пересматривает бюджет-2015 года и радикально сокращает госрасходы. Второй вариант: МВФ и зарубежные кредиторы предоставляют финансовую помощь Украине. По базовому сценарию, Украина нуждается в помощи в размере не менее 17 миллиардов долларов. Правда, МВФ озвучивал эту цифру еще до принятия бюджета 2015 года. Если главный финансовый документ страны соответствует тем параметрам, о которых написал Виктор Пинзеник, тогда Украине потребуется больше средств. – Но ведь западные кредиторы, включая МВФ, Всемирный банк, Евросоюз и США еще летом 2014 года четко дали понять, что окажут Украине финансовую помощь. – Они окажут такую помощь, но только в случае проведения в Украине реальных экономических реформ, которые убедят западных кредиторов, что программа, осуществляемая Кабмином, является credible… – …надежной, заслуживающей доверия... – …обеспечивающей выполнение денежной программы и выход из кризиса. Бюджет-2015 этим требованиям, очевидно, не соответствует. МВФ уже откладывал визит своей миссии в Киев для проведения переговоров. – По последней информации, миссия МВФ приедет в Украину 8 января, после рождественских каникул. – МВФ демонстрирует свою готовность помочь Украине. Но он сможет предоставить кредиты только при наличии правительственной программы, вызывающей доверие. Не уверен, что МВФ согласится на программу с таким бюджетным дефицитом, какой был только что утвержден. Кроме того, может оказаться, что и 17 миллиардов долларов будет недостаточно. Тогда переговоры с МВФ затянутся, и февраль наступит без кредитов МВФ. Обратите внимание, когда утверждался госбюджет Украины 2015 года, была озвучена поправка: бюджет может быть подвергнут изменениям по результатам переговоров с МВФ. Это фактически публичное признание того, что тот главный финансовый документ, который был утвержден в Верховной Раде, не удовлетворяет требованиям МВФ. Вероятнее всего, миссия МВФ, приезжающая 8 января, повторит своим партнерам еще раз: международные финансовые институты не смогут начать кредитование государства с таким бюджетным дефицитом. Это значит, что надо пересматривать бюджет. Даже если Кабмин на это согласится, придется вносить в бюджет изменения, собирать правительство, созывать Раду, заново голосовать за новую версию бюджета. Это потребует некоторого времени… – А тут как раз февраль к концу подойдет, а за ним, по вашим прогнозам, и неизбежный дефолт? – Кроме того, тогда надо будет дождаться приезда новой миссии Фонда. И она должна будет рассмотреть новый вариант бюджета. В любом случае, пока не будет бюджета, соответствующего требованиям МВФ, маловероятно, что кто-либо из внешних кредиторов предоставит Украине новые средства. – Даже не представляю, как простые украинцы воспримут очередные ночные посиделки Рады с очередным бюджетом из Кабмина… – Украина находится накануне исторических испытаний исключительного значения. Пока мы говорили только об экономической части возможного дефолта, но не затрагивали его социальных и политических последствий. Отсутствие внешнего финансирования и неумолимое сокращение международных резервов приведут к коллапсу валютного рынка Украины. – Разве коллапс уже не наступил? На черном рынке доллар продают по 20-22 гривны. – Пока это легкий насморк по сравнению с предстоящим гриппом или даже крупозным воспалением легких. Если у страны не останется международных резервов, то курс гривны может упасть и в три, и в пять раз. К этому нужно психологически готовиться уже сейчас. Вам невероятно повезет, если в 2015 году валютный курс не превысит отметку в 50 гривен за доллар. – Я не ослышалась: 50 грн/$ – это невероятное везение?! – Если украинские власти будут действовать так же, как они действовали в 2014-м, то доллар будет стоить и дороже. Кроме того, дефолт по внешним обязательствам будет означать начало реструктуризации внешнего долга государства: перенесение сроков платежей, капитализация процентов в основное тело долга, дополнительная стоимость переоформления долга. Такие переговоры никогда не бывают легкими и быстрыми. Даже если в стране есть необходимые квалифицированные кадры, такие переговоры займут несколько месяцев. До тех пор, пока переговоры о реструктуризации долга не закончатся, нового внешнего финансирования не будет. Возможно, кредитование Украины возобновится к началу лета 2015 года, но за это время и гривна упадет в разы, и долговая нагрузка радикально увеличится. Украинский ВВП, измеряемый в гривнах, по новому валютному курсу уменьшится в число раз, соответствующее глубине девальвации, а внешний долг, измеряемый в долларах, в лучшем случае останется прежним, но на самом деле, конечно, возрастет. Тогда соотношение государственного долга Украины к ВВП увеличится настолько, насколько упадет гривна. Если в январе 2015-го соотношение долга к ВВП, допустим, будет равно 60%, а затем курс гривны упадет вдвое, то тогда соотношение долга к ВВП вырастет до 120%. Если гривна упадет втрое, то – до 180% ВВП, если... – Не продолжайте, я уловила логику. – В любом случае бремя внешнего долга Украины ощутимо возрастет. Обслуживание долга с такими показателями потребует иную, чем сейчас предусмотрено в бюджете, статью расходов. Кроме того, падение гривны спровоцирует дополнительный скачок инфляции. Доходы и уровень жизни обычных украинцев снизятся в то количество раз, в какое количество раз упадет курс гривны. – В 2014-м гривна обесценилась в два раза – с 8,10 грн/$ до 16,53 грн/$. Вы сказали, что в 2015-м гривна может обесцениться в 3–5 раз, то есть уровень жизни украинцев упадет в такое же количество раз? – Доллар и евро подскочат в цене, резко сократится импорт, упадет долларовая оценка получаемых гражданами и компаниями доходов. Ощущения будут не из приятных. Как будут на это реагировать люди, я прогнозировать не берусь. Что можно предсказать, так это резко возрастающую вероятность политического кризиса. – Вы на третий Майдан намекаете? – Политические кризисы, вызванные дефолтом и девальвацией, часто приводят к отставке либо правительства, либо президента, а иногда и того и другого. Например, в августе 1998-го в России произошел валютный кризис, был объявлен дефолт, рубль за короткое время упал вчетверо – с 6 до 24 рублей за доллар. На шестой день после объявления дефолта в отставку ушли правительство Сергея Кириенко и руководство Центрального банка РФ. Весьма реалистичной стала и отставка президента Бориса Ельцина, которому коммунисты в Госдуме как раз готовили импичмент. Отставки президента РФ удалось избежать только потому, что ельцинский режим довольно быстро стал менять полудемократическую политическую систему России на авторитарную. Часто полагают, что авторитаризм в России начался только при Путине. Это не так. Первые мощные шаги по направлению к авторитаризму были совершены Ельциным в 1998–1999 годах. Так или иначе, Ельцину все равно пришлось уйти из власти досрочно, оставшуюся жизнь он остался де-факто заложником своего «преемника». – Простите, но Украина – не Россия. Приведите другой пример политического кризиса на фоне дефолта. – В том же 1998 году, за три с половиной месяца до российского дефолта, в аналогичной ситуации валютного, долгового, финансового, экономического, социального кризиса оказалась Индонезия. Кризис привел к отставкам и индонезийского правительства, и президента Сухарто, находившегося у власти 33 года. Даже его авторитарный режим не смог выдержать катаклизмов девальвации. В ходе столкновений, сопровождавших политический кризис, на улицах Джакарты и других индонезийских городов произошли нападения на банки, универмаги, рестораны, отели, были убиты более трех тысяч человек. – Ну вы сравнили – Украину и Индонезию… – Индонезия не так далека от Украины, как кажется на первый взгляд. И Россия, и Индонезия образца 1998 года по многим параметрам, в том числе по величине ВВП на душу населения, сопоставимы с сегодняшней Украиной. Надеюсь, у вас не дойдет до таких последствий. Но стопроцентной гарантии никто дать не сможет. – Подведем итог: весна 2015 года, в Украине дефолт, политический кризис, Кабмин и президент уходят в отставку, государство временно возглавляет переходная власть, объявляются новые выборы… – Все это создаст благоприятные основания для господина Путина, внимательно следящего за событиями в Украине и терпеливо ждущего своего часа, в очередной раз (но впервые – более или менее обоснованно) объявить киевскую власть нелегитимной, обозвать Украину failed state, постараться привлечь внимание мирового сообщества к тому, что официальный Киев не в состоянии справиться с элементарными экономическими проблемами. Дефолт и последующий социально-политический кризис создадут исключительно благоприятные условия для завершения программы господина Путина по установлению контроля над всей Украиной. Эта программа станет реализацией проекта «Руина №2», фактором активизации пятой колонны Кремля в вашей стране. Россия сможет возобновить наступательные военные действия на Украину не только со стороны восточных границ, но и из Крыма. К тому же в последнее время подозрительно активизировался господин Янукович, в отношении которого начата мощная кампания по имиджевой реабилитации. – Вам не кажется, что с учетом западных санкций и падения цен на нефть к весне 2015-го господину Путину будет не до Украины… – Утверждения о наступлении экономического кризиса в России не опираются на достоверные факты. Некоторые эксперты пророчествуют о неминуемом крахе. Политические амбиции их заказчика весьма прозрачны. Но экономического кризиса в России сейчас пока нет. – Странно, а российские пользователи Facebook постоянно пишут о падении рубля, исчезновении многих импортных продуктов и резком возрастании цен буквально на все… – Да, валютный кризис есть, была даже валютная паника. Некоторые импортные продукты исчезли в результате действия российских санкций, введенных Путиным, цены поднялись. Но экономического кризиса пока нет, рецессии нет, валютные резервы России составляют 389 миллиардов долларов. Даже если тратить их темпами, наблюдавшимися последние месяцы, средств все равно хватит минимум на два года. Иными словами, в гонке «Кто первый поскользнется?» украинское первенство в настоящее время выглядит бесспорным. – Вы не представляете, как украинцы следят за ценами на нефть и курсом рубля. Надеются, что хоть это заставит обитателей Кремля оставить Донбасс и Крым в покое и заняться экономическими проблемами внутри России… – Меня изумляют такого рода разговоры и ожидания: дескать, Россия вот-вот рухнет, у нее нет экономики, только нефть и газ. Это глубокое заблуждение, совершенно неадекватное восприятие реального состояния дел. Мировые цены на нефть могут упасть и до 20 долларов за баррель, такое уже бывало, но у РФ сохраняются приличные золотовалютные резервы, российская экономика состоит не только из нефтянки и газодобычи. Более того, в последние три месяца в промышленности началось оживление, причем с каждым месяцем темпы его возрастают. В 2015 году в России может быть даже небольшой экономический рост. – Интересная у нас беседа вышла: экономический кризис в РФ – блеф и выдумка, зато Украину в любом случае ждет дефолт, политический кризис и возможное восстание народа. С Новым годом, называется… – Задача всех украинцев, прежде всего власти, – сделать все, чтобы не допустить дефолта. А для этого необходимо пересмотреть государственный бюджет, радикально сократить государственные расходы, ликвидировать бюджетный дефицит, начать реформы. Тогда можно будет избежать дефолта и реализации печальных сценариев. http://gordonua.com/publications/Illarionov-Defolt-v-Ukraine-prakticheski-neizbezhen-on-nastupit-v-konce-yanvarya-maksimum-v-konce-fevralya-2015-goda-58966.html

+18

Коментувати

3 грудня 2014, 17:19

Тарифная евроинтеграция Украины

В Украине вступило в силу постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, установившее новые, повышенные тарифы на отопление и горячую воду. Однако за этим подорожанием, вероятно, скоро последует новое. В правительстве уже рассматривают возможность нового поднятия цен на газ для населения и теплоэнергетики, причем на выполнении этого требования настаивает Международный валютный фонд. Ловушка бедности Повышение цен на природный газ и электроэнергию, а также тарифов на отопление и прочие коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня было одним из главных требований МВФ и Европейской комиссии к Украине еще с конца прошлого десятилетия, когда украинское правительство впервые провозгласило евроинтеграцию своим внешнеполитическим и экономическим приоритетом. В принципе с точки зрения рыночной логики и либеральной идеологии такое требование было полностью обоснованным. Субсидирование тарифов для населения и теплокоммунэнерго снижало прибыльность «Нафтогаза Украины», энергогенерирующих компаний и провайдеров коммунальных услуг, удерживало эти отрасли под значительным влиянием государства, делало их не слишком привлекательными для частного бизнеса и, наоборот, создавало стимулы и возможности для различных схем и махинаций. Предполагалось, что установление для всех единых правил и цен или хотя бы примерное выравнивание тарифов в регулируемом секторе с рыночными должно немедленно привести к инвестиционному буму. Якобы возможность беспрепятственных продаж газа и электроэнергии и оказания коммунальных услуг по высоким ценам, гарантирующим прибыльность, приведет в эти отрасли новых игроков, создаст конкуренцию и повысит качество услуг. Единственная проблема здесь заключалась в том, что если по старой схеме затраты на субсидирование ложились, так или иначе, на экономику в целом, то после проведения либерализации рост прибылей газовиков, энергетиков и коммунальщиков должно было покрывать из своих карманов исключительно население (и, возможно, немного государство в случае увеличения объемов жилищных субсидий). Учитывая, что средние доходы украинцев в 3-7 раз уступали европейскому уровню, подъем тарифов хотя бы до восточноевропейских отметок должен был привести к обвалу национального потребительского рынка, резкому нарастанию социальной напряженности и кризису коммунальных неплатежей, как в 1990 годы. Однако нынешнее правительство Украины, пришедшее к власти в феврале 2014 года, сразу же заявило, что будет строить экономику по западным лекалам и выполнять все требования и рекомендации МВФ. В этой ситуации повышение цен и тарифов становилось необходимым и неизбежным. Цены надо было поднимать, чтобы уменьшить дефицит государственного бюджета и убыток «Нафтогаза Украины», а также компенсировать высокие цены на импортный газ и снижение курса гривны по отношению к доллару. И повышение состоялось. С 1 мая природный газ подорожал для населения в среднем на 63%. Затем последовали 11% рост тарифов на электроэнергию, увеличение платежей за горячую и холодную воду, а теперь – и на отопление. По подсчетам СМИ, этой зимой средние расходы на коммунальные платежи для семьи, проживающей в трехкомнатной квартире в Киеве, составят около трети средней месячной зарплаты и больше половины средней пенсии по Украине. Учитывая, что средние гривневые доходы населения за этот год несколько сократились, безработица резко подскочила, а объем невыплаченной зарплаты, даже по официальным данным, увеличился вдвое по сравнению с концом прошлого года, это повышение цен и тарифов стало весьма болезненным для многих потребителей. Но главная трагедия заключается в том, что это повышение является абсолютно, вопиюще недостаточным! Получая газ, ядерное топливо, а теперь еще и уголь из-за рубежа, украинские компании расплачиваются за них валютой, в то время как собирают платежи в обесценивающихся гривнах. Заявив в апреле этого года о том, что майский подъем цен на газ будет единственным в этом году, власти сами себя загнали в ловушку. Из-за войны на Донбассе, обвала экономики, тяжелейшего кризиса в финансовой системе, нарастающей нестабильности, курс гривны по отношению к доллару, как признала председатель НБУ Валерия Гонтарева, упал в этом году вдвое. И как бы ни старался Нацбанк удерживать курс с помощью откровенно нерыночных административных методов, это еще не предел. Если даже считать по нынешнему официальному курсу, сегодня жильцы многоквартирных домов, использующие газ для приготовления пищи и нагрева воды, платят за него около 78 долл./тыс. куб. м с НДС при наличии счетчика, тогда как еще год назад эта сумма составляла порядка 90 долл. А «Укргаздобыча», на долю которой приходится более 76% добычи газа в стране, получает за него от «Нафтогаза Украины» вообще смешные деньги – менее 28 долл./тыс. куб. м. Притом, что себестоимость украинского газа в прошлом году оценивалась в 60-80 долл./тыс. куб. м. То же самое и с электроэнергией, и с отоплением. В пересчете на доллары нынешние тарифы в Украине крайне низкие даже после осуществленных в этом году повышений. Если ранее они уступали европейским в 3-5 раз, то теперь этот разрыв увеличился до 4-7 раз. Это вызывает нескрываемое раздражение МВФ, так как растущая разница между ценами и себестоимостью ложится на государственные финансы, увеличивает бюджетный дефицит и делает для Украины все более сложным обслуживание внешних долгов. Как заявил в середине ноября на Международном инвестиционном форуме в Киеве постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше, дефицит «Нафтогаза Украины» за первые три квартала текущего года составляет 6% от ВВП. Однако ранее называлась немного другая цифра – 10% от ВВП по итогам 2014 года, и она намного больше напоминает истину. В 2013 году ВВП Украины составил около 1,44 трлн грн. Как ожидается, в текущем году он сократится на 7-8%, то есть до примерно 1,33 трлн грн. Однако если подсчитать, сколько средств в этом году уже было влито а уставный капитал «Нафтогаза Украины», получится сумма, значительно превышающая 10% от данного показателя. Как сообщали украинские СМИ, за первые пять месяцев 2014 года государство направило в уставный фонд «Нафтогаза» 55,3 млрд грн. облигациями внутреннего госзайма. В конце мая было объявлено о перечислении на те же цели еще 22,3 млрд грн., в начале августа – 63,3 млрд грн., а в октябре – 104,6 млрд грн. Таким образом, по состоянию на сегодня общий объем вливаний достиг 245,5 млрд грн., или 16,3 млрд. долл. по нынешнему официальному курсу. Это превышает половину запланированных на текущий год расходов государственного бюджета. Правда, в течение года часть капитала «Нафтогаза», очевидно, была списана или пересчитана согласно изменениям курса, так что, как заявляет правительство, нынешний объем уставного капитала компании составляет всего 160,45 млрд грн. Откуда взялись эти огромные средства? Естественно, из закромов НБУ, который является единственным покупателем гособлигаций, которыми правительство накачивает уставный капитал «Нафтогаза». Эта практика, безусловно, является единственно возможной в нынешних украинских экономических условиях, но с точки зрения международных финансов представляет собой чистой воды мошенничество. Неудивительно, что МВФ, по некоторым данным, требует от украинских властей прекратить эмиссию и покрывать затраты «Нафтогаза» за счет других источников, например, увеличения его доходной базы. Нельзя не повысить и невозможно поднять Пожалуй, именно с этой точки зрения следует воспринимать постановление Кабмина № 596 от 7 ноября, в соответствии с которым порядка 80 крупнейших потребителей – энергетических и промышленных компаний – должны до конца зимы приобретать газ исключительно у «Нафтогаза Украины». Этот нормативный акт, опубликованный 10 ноября, немедленно вызвал ожесточенные протесты со стороны частных газовых компаний, которых таким образом лишили ведущих покупателей накануне сезонного скачка спроса. С точки зрения долгосрочных перспектив отрасли это постановление, действительно, выглядит по меньшей мере странно. Ведь именно частные компании, за первые три квартала нарастившие производство на 29,9% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, в последнее время обеспечивают развитие украинской газодобычи. Однако «Нафтогазу» деньги нужны сейчас и срочно, а взять их неоткуда. Вот и приходится хвататься за любую соломинку и топить печь ассигнациями – лишь бы не замерзнуть в ближайший час. Еще одно решение текущих финансовых проблем НАК озвучил в середине ноября министр энергетики Юрий Продан. По его словам, правительство уже разработало график повышения цен на газ для населения, который, очевидно, будет значительно опережать прежний план, предусматривающий рост всего на 20-40% в год в течение четырех лет. Кроме того, как заявил член правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Колупайло, рассматривается вариант приведения цены на газ для предприятий теплокоммунэнерго, которая сейчас составляет 1309,2 грн./тыс. куб. м, в соответствие с тарифами для бюджетных и промышленных потребителей – 6706,08 грн./тыс. куб. м. В этом случае расходы населения на отопление и горячую воду должны будут возрасти еще в несколько раз (бывший министр экономического развития Павел Шеремета считает, что в пять), так как на стоимость газа приходится до 60% составляющих тарифа. Но самое главное – на подорожании газа настаивает МВФ. Как заявил Жером Ваше, низкие тарифы способствуют коррупции в нефтегазовой сфере, поэтому их необходимо повысить. Причем МВФ сейчас является для Украины, по сути, единственным источником валютных средств, так что правительство, очевидно, будет вынуждено к нему прислушаться. Помимо газа и отопления, подорожание может коснуться и электроэнергии. Из-за дефицита угля, который приходится покрывать за счет импорта, растет доля энергии, вырабатываемой атомными станциями, закупающими за рубежом топливные сборки, а вместо угольных блоков на ТЭС запускаются газо-мазутные. Уже сейчас энергетики жалуются, что им не хватает денег, чтобы платить за уголь, а задолженность потребителей перед «Нафтогазом Украины» (а более 80% этого долга приходится на ТЭС и ТКЭ) всего на неделю, с 11 по 18 ноября, выросла почти на 600 млн грн. И по мере дальнейшего ослабления гривны украинская энергетика становится все более убыточной, а ее представители заявляют о необходимости пересмотра тарифов. Какими же должны быть эти экономически обоснованные цены и тарифы? Исходя из стоимости импортного газа, которая традиционно является для Украины ориентиром, и опыта восточноевропейских стран, можно предположить, что единая рыночная цена на газ должна составлять порядка 400 долл./тыс. куб. м без НДС и стоимости доставки, электроэнергия должна обходиться домохозяйствам в 0,10-0,12 долл./кВт-ч, а расходы на отопление зимой должны приближаться к отметке 3 долл./кв. м без учета потерь теплоносителя. Это те ориентиры, к которым, очевидно, будут стремиться нынешние украинские власти с подачи МВФ. Таким образом, полная месячная платежка для средней киевской двухкомнатной квартиры составит порядка 210-230 долл. Что это будет означать для экономики? С одной стороны, такое поднятие тарифов позволит повысить доходность газодобывающей отрасли и, вероятно, превратить «Нафтогаз Украины» в прибыльную компанию. По крайней мере, в коалиционном соглашении, на основании которого должно быть создано единое правительство всех демократических сил в Верховной Раде, обозначено, что закупочные цены на газ, добываемый украинскими государственными компаниями («Укргаздобыча» и «Укрнафта»), будут подняты до экономически обоснованного уровня. Летом руководство «Укргаздобычи» просило о повышении до 855,3 грн./тыс. куб. м с НДС, но теперь с учетом снижения курса эта цифра, очевидно, должна составлять не менее 1000 грн./тыс. куб. м. Кроме того, председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев заявляет о необходимости приватизации «Укргаздобычи» и «Укрнафты», после того как цены на добываемый ими газ будут доведены до рыночного уровня. Естественно, пока данные компании были планово убыточными, они должны были находиться в государственной собственности. А как только их бизнес станет прибыльным, на него тут же появятся частные претенденты. От повышения цен на газ и выравнивания их для всех потребителей, безусловно, выиграют и частные газодобывающие компании, для которых официально будут отменены все ценовые ограничения. В энергетике наибольшую выгоду должен получить «Энергоатом», который – вот совпадение – тоже предлагается приватизировать. Впрочем, все эти расчеты могут быть сведены на нет тотальным кризисом неплатежей, который грозит Украине при повышении цен и тарифов в коммунальной сфере даже не до европейского, а до текущего уровня. В нынешней экономической ситуации этот подъем выглядит бессмысленным, так как из потребителей просто не удастся выжать требуемых сумм. Подорожание газа, отопления, воды, электроэнергии лишь полностью обвалит украинский потребительский рынок и окончательно добьет обслуживающий его малый и средний бизнес, вызвав новый виток безработицы и понижение жизненного уровня. Пожалуй, с точки зрения интересов украинской экономики лучше было бы и дальше гасить убытки «Нафтогаза» нарисованными гривнами, которые бы просто сгорали, не раскручивая инфляцию. По крайней мере, покупательная способность населения сокращалась бы не так быстро. Однако Украина – не США, чтобы использовать подобные инструменты для покрытия бюджетных расходов. В то же время МВФ прав: нельзя бесконечно погашать убытки «Нафтогаза» только за счет эмиссии. Но это означает, что украинская экономика заходит в глухой тупик, из которого нет выхода. Не поднимать тарифы нельзя, иначе государство просто разорится, да и скупать доллары за эмиссионные гривны означает еще сильнее обваливать курс национальной валюты. Но и поднимать тоже нельзя, иначе не выдержит население, которое просто откажется платить по новым счетам. Устраивать же массовую конфискацию имущества неплательщиков, как рекомендует МВФ, тоже чревато, так как может вызвать социальный взрыв. Впрочем, у властей остается еще один вариант – минимизировать импорт газа, ядерного топлива и угля, отключать в массовом порядке газ и свет, чтобы сократить непосильные для государства расходы. И пока что такой выход выглядит наиболее вероятным. Виктор Тарнавский http://minprom.ua/articles/170383.html

Немає голосів

Коментувати


Головна/

ferrit