Мінфін - Курси валют України

Встановити
44017817

Антон Полтев

0 підписників0 підписок

Був на сайті 13 березня 2023 о 09:41

Чоловіча

7 серпня 1990

Kyiv, Ukraine

На Мінфіні з 22 квітня 2016

Заблокувати

44017817 - блог

Записи

3

24 травня 2019, 11:34

BankID и MobileID в Украине: как продвигается внедрение технологии

С 2015 года — в проекте, а с 2016-го — фактически, в рамках «Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года» на просторах страны запустилась технология BankID. Для справки, BankID — это единая система верификации пользователя (гражданина Украины) с помощью финансовых учреждений с целью упрощения процедуры получения государственных и частных услуг физлицами и компаниями. Развертывание системы произошло на базе НБУ через «Ощадбанк» и на базе «Приватбанк». С помощью единой системы электронной идентификации, пользователь может: Получать государственные услуги различных ведомств. Создавать петиции и голосовать за гражданские инициативы. Оформлять субсидию. Принимать участие в общественных проектах городского масштаба. Регистрировать и закрывать бизнес. Оставлять электронную подпись на документах. Входить в личный кабинет на различных порталах, сервисах без повторного ввода личной информации. Получать перечень (пока короткий) частных услуг. По сути, это единый ключ доступа, который привязан к вашей личной информации, хранимой банками и финансовыми учреждениями. Но BankID — не единственная система онлайн-верификации. MobileID: те же возможности, только в профиль С ноября 2017 года официальный запуск в результате принятия закона «Об электронных доверительных услугах» получила система MobileID. Ее предназначение полностью аналогично банковской системе авторизации с отличием лишь в том, что данные о пользователе будут подтягиваться от мобильного оператора, который обслуживает клиента на контрактной основе (с паспортом и ИНН). Получить электронный ключ доступа можно в областных центрах, где действуют отделения, соответствующие нормам АЦСК органов юстиции Украины. SIM-карта пользователя меняется на специальную, по которой, независимо от мобильного устройства, можно получить верификацию абонента. MobileID уже повсеместно распространена в Украине: все операторы так или иначе подключили технологию, а Lifecell даже объединил систему с BankID от «Приватбанк». Компании даже активно подписывают соглашения с различными органами и ведомственными управлениями для получения электронных государственных сервисов через систему. А в приоритете еще услуги здравоохранения, образовательные проекты, объединение системы с корпоративным сектором. Для справки, в Европе системы с применением цифровой электронной печати действуют уже минимум 5 лет. Большинство стран балтийского региона, ряд стран бывшего СССР уже активно переводят граждан на государственные и частные услуги онлайн минимум с 2013 года. В Украине MobileID запустилась позже BankID, но если рынок мобильных услуг уже полностью освоил возможности первой, так что не так с банками? К системе от НБУ уже подключили, помимо основоположника — «Ощадбанка», «Кредобанк», «Банк Восток», «Идея Банк», «Мотор-Банк», «Радабанк». Возможности системы от «Приватбанка» посчитали интересными «Пумб», «Південний», «Конкорд», «А-банк», «Монобанк». При этом, приложений мобильного формата для работы с этим вариантом системы уже 3 с начала мая этого года. Перспективы единой системы для рынка Трудно не заметить все преимущества BankID: от повышенной степени безопасности до автоматизации получения ряда услуг в удаленном режиме. Но банки не торопятся передавать данные своих клиентов, хотя сами же выступали инициаторами внедрения, а НБУ реализовал предложение лишь на волонтерских основах. При этом очень любопытное разделение финансовых организаций на приверженцев технологии НБУ и системы Приватбанка. Но это, скорей, дело вкуса. Как и я вижу, и как считают, в принципе, многие эксперты банковского рынка Украины, насколько бы некоторые финансовые учреждения не старались «оттянуть» процесс тотального покрытия страны системой BankID, рано или поздно дедлайн наступит. Да, система будет модернизироваться, и возможно, банки видят в этом процессе дополнительные затраты. Но те, кто первые реализовали максимум функционала в удобной обертке, и снимут все сливки лояльности клиентов. Сейчас остается открытым лишь вопрос, кто несет ответственность за «проблемных» клиентов, которые все же пройдут онлайн-идентификацию: НБУ или обслуживающий банк? Возможно, именно этот нормативный нюанс в данный момент и является камнем преткновения. Как бы то ни было, но пока мы отстаем минимум на 5 лет от ведущих банковских систем Европы, и именно BankID может дать внушительный толчок в развитии. Антон Полтев, мой канал в Телеграм

Немає голосів

5

15 травня 2019, 01:43

Как Нацбанк идет на встречу FinTech?

Может слышали? С 7 мая Нацбанк запустил пробный проект — GO FinTech. Задача этого проекта — улучшение коммуникаций между представителями финтех-индустрии Украины и регулятором в рамках постановления НБУ № 63 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Национального банка Украины с инновационными компаниями и проектами». В чем суть проекта? Как я встретил в официальных источниках, в рамках сотрудничества на базе Национального банка создан специальный Экспертный совет, который включает отраслевых экспертов в области исследования рынка, разработки инновационных решений, развития финтех-бизнеса, маркетинга и управления командой, а также правового регулирования. Этот Экспертный совет будет призван рассматривать заявления от стартапов в области FinTech по вопросам уникальных продуктов. Польза проекта ожидается для всех субъектов рынка: для регулятора это возможность получить новые предложения от бизнеса на условиях инклюзивности, для компаний в области финтех — это возможность получить обратную связь от Нацбанка по вопросам законодательного регулирования и возможности внедрения инноваций в Украине. По слухам, Нацбанк даже обещает лоббировать интересы компаний перед Правительством с целью улучшения условий интеграции решений. Каким требованиям должны соответствовать продукты, предлагаемые бизнесом на рассмотрение? Уникальность. Сам продукт или максимальное число его характеристик должны быть инновационными для рынка Украины, или иметь новую сферу реализации. Регламентировать. Полное соответствие текущим законодательным требованиям к технологиям в Украине. Полезность. Новые продукты должны двигать отрасль FinTech страны вперед, т.е. нести пользу и финансовому рынку в целом, и пользователю. Законность. Ни один из аспектов деятельности и продукт реализации инноваций не должен противоречить интересам рынка. Упорядоченность. Каждый новый продукт или услуга должен иметь четкий план реализации. Безопасность. Инновации должны соответствовать нормам риск-менеджмента, подтверждением чего будут являться соответствующие документы. С 8 мая представители бизнеса уже могут отправлять проекты, соответствующие указанным условиям, Экспертному совету на электронную почту. Тот, в свою очередь, обязан дать ответ в течении 30 рабочих дней с анализом и рекомендациями. Что это реально даст? Если опустить все бюрократические перипетии, это на самом деле полезная инициатива для украинского рынка. Во-первых, теперь компании имеют равные условия продвижения своих стартапов внутри страны. Во-вторых, теперь регулятор может воочию увидеть все возможности и слабые места законодательной базы и технологических решений, а не просто оперировать цифрами «с потолка». В-третьих, это экстраполирование опыта последних 5 лет запада на нашу страну, где создание уверенной базы для инкубации FinTech проектов уже показало ошеломительный результат. В любом случае, методом проб и ошибок это уверенный рывок, и очень скоро я надеюсь увидеть фундаментальные изменения наконец-то и у нас. Антон Полтев, мой канал в Телеграм

Немає голосів

4

12 травня 2019, 02:16

Open Banking в Украине: перспективы реализации директивы PSD2

Сегодня от 15 до 25% коммерции строится именно на цифровых технологиях. Amazon, Apple — только наиболее яркие примеры индустрии закрытого типа с полной цифровизацией. Но как преображается именно банковская сфера? Директива PSD2: причины появления и значение для мировой экономики Изменения на рынке полностью отображают преобразование потребностей клиента. А что нужно пользователям банковских услуг? Открытость, понятность, общедоступность, оперативность всех видов операций. Как банковский сектор реагирует на модернизацию предпочтений потребителя? Создает приложения, переводит банкинг в электронную среду, создает новые пути управления активами. Именно в такой модернизации инструментов взаимодействия банка и пользователя преимущественную роль играет API открытого типа. API — это интерфейс прикладного программирования, который состоит из комплекса готовых структур и функций, что выполняются отдельным сервисом, приложением либо системой. Именно на технологии API и строится директива PSD2. PSD2 — это директива Европейского Союза, целью которой является урегулирование работы банковских онлайн-операций на территории ЕС. Первая версия директивы была принята в 2007 году, вторая — в 2013-м. Так, в актуальной редакции Второй платежной Директивы ЕС установлены регламенты в отношении использования сервисов инициации платежей и информирования клиента. Это ряд правил для платежей внутри Еврозоны, включая трансграничные, введение которых создает равные условия конкурирования банков на рынке и предоставляет прозрачные условия для клиентов. Именно открытые API позволяют финансовым учреждениям быть ближе к клиенту без необходимости регулярной адаптации приложений. С помощью такого подхода все платежные сервисы возможно интегрировать в один. И если до этого внедрение технологии было лишь прихотью банков и желанием соответствовать рыночным условиям, то теперь ее внедрение станет обязательным. Зарождение директивы датируется концом 2000-х, в период роста финансирования государством представителей Большой двадцатки. Работа со внутренними и внешними рынками брала на себя большую долю госбюджета (к примеру, в Англии — до 20% ВВП). Требовалась минимизация государственного вмешательства в балансирование экономики, что повышало необходимость уравновесить внутреннюю конкуренцию на рынке и снизить влияние нацбанков. Реализовать этот шаг помогли открытые API и система Open Banking, которая обязывала все банковские учреждения предоставлять FinTech-компаниям доступ к данным о пользователях. Контролем за выполнением директивы занимается Open Banking Implementation Entity, главной задачей которого является отслеживание выполнения обязательств до времени Х — 14 сентября этого года. Между тем, к концу первого квартала 2019-го почти 41% банковских учреждений ЕС все еще не выполнили требования по созданию тестовой базы (ТРР) для сторонних поставщиков финансовых услуг. Наиболее быстрый переход обеспечивают молодые банки, которые изначально ориентированы на современный формат онлайн-платежей. Тяжелее всего приходится крупным игрокам, которые уже настроили всю техническую инфраструктуру «под себя»: открытие «песочницы» вызвало перебои в работе мобильных приложений и интернет-банкинга, что создало сверхнагрузку. В Украине, например, процесс адаптации движется «со скрипом»: свой API и тестовые базы на сегодня создали лишь «ПриватБанк» и «ОТП Банк», по данным из открытых источников. Открытый банкинг: какие возможности создает технология для поставщиков и пользователей Проведем аналогию с Apple и операционной системой iOs. Сама система, технологии, технические продукты — компании. Но приложения, которые регулярно тысячами выходят непосредственно для любителей «яблок» — частные. И так, выгоду получают сразу 3 стороны: Apple, мобильные разработчики и пользователи. Так как огромное количество уникальных приложений привлекает пользователя покупать товары именно компании, владельцы iPhone вынуждены использовать приложения непосредственно под уникальную операционную систему, а потребители вместе со всеми фишками техники получают еще и огромный выбор приложений, часто, даже бесплатных. Простыми словами, что дает Open Banking украинскому рынку? 1. Более оперативное внедрение инноваций. Создание единой системы будет стимулировать FinTech создавать все новые продукты под различные потребности пользователя, не привязывая их при этом к конкретному банку. 2. Персонализация банковских продуктов под клиента. Открытый доступ третьим компаниям к пользовательской информации дает возможность финансовым учреждениям лучше понимать своих клиентов, в т.ч. и потенциальных, создавая для них «идеальный» продукт. 3. Защищенность клиентов и банков. Получив единый канал доступа ко всем счетам, снизится риск мошенничества, однако нужно учитывать, что такое «открытое банковское пространство» должно улучшить и инструменты безопасности: аутентификация, авторизация, и т.д. 4. Упрощение процедуры получения лицензии. Открытый API позволит финансовым платформам в режиме онлайн проводить платежи, выпускать карты, управлять цифровыми кошельками без соответствующей лицензии или партнерства с оффлайн-банками. 5. Переход от конкуренции между банками и FinTech к сотрудничеству. Выпуск приложений и платформ для банков теперь ляжет на плечи финтех разработчиков, которые будут конкурировать между собой и создавать продукт на более выгодных условиях, что, в свою очередь, позволит банкам сэкономить на личном IT подразделении. 6. Удешевление банковских продуктов для клиента. Открытая конкуренция будет стимулировать учреждения снижать комиссии, оптимизировать скорость обработки транзакций и прочее, так как, видя в одном месте все счета всех банков, клиент будет непредубежденным. 7. Доступность банковских продуктов. Сегодня лишь 48% украинцев полноценно используют все возможности банковских продуктов. Создание открытого банкинга позволит даже самым отдаленным регионам пользоваться банковскими продуктами на уровне с жителями столиц. Выводы При всем обилии преимуществ и возможностей PSD2, украинский банковский сектор, мягко говоря, не готов к таким кардинальным изменениям. Каждый банк все еще имеет свой набор методов и сервисов работы с клиентами, подает отдельные отчеты и аналитику, «вручную» подключает каждого нового контрагента и партнера. И хотя Open Banking и призван создавать здоровую конкуренцию, ближайшие 5 лет лидерами в отрасли станут те компании, которые первые выполняет нормы директивы на 100%. Заметьте, я не говорю «если выполнят», так как в условиях обязательных требований финансовые учреждения будут вынуждены перейти на единую открытую платформу взаимодействия и обмена данными. И те, кто первые не поскупятся на инвестиции в технологии, сорвут огромный куш. Антон Полтев, мой канал в Телеграм

+15

Коментувати


Головна/

Антон Полтев