Мінфін - Курси валют України

Встановити
dabster
dabster
25 липня 2013, 16:17
Андрей
Ситуация такова. Предприятие ЗАТ «Док» не подавало декларацию по арендной плате за землю в размере 236 тыс грн за период с января по ноябрь 2011г.(до окончания срока договора об аренде земли с горсоветом). В штате ЗАТ «Док» числился только 1 человек — директор, работал с 22.12.2010 по 31.03.2012. Человек без опыта работы, а функции текущих платежей и налогов помогал оформлять внештатный бухгалтер. Денег на счету предприятия не было, хватало только на погашение текущих коммунальных платежей, выплаты зарплаты директору и связанных платежей. На выплату аренды за землю средств не было, и неопытный директор соответственно не подавал декларацию. С 1.04.2011 ЗАТ «Док» приступило к самоликвидации в соответствии с принятым решением собрания акционеров. Функции председателя ликвидационной комиссии были возложены собранием акционеров на того же директора.
Теперь же имеем. Прокуратура возбудила дело по заявлению налоговой инспекции по факту неуплаты налогов на сумму 236 тыс грн. Инкриминируется статья 364-1, ч.2 УК Украины злоупотребление полномочиями служебным лицом..., которые причинили тяжкие последствия. Насколько это правомочно? И есть ли позитивная судебная перспектива у директора?
Ответ эксперта
Pilkov
Константин Пильков
25 липня 2013, 16:47
Здравствуйте, Андрей!

Насколько можно сделать какие-либо выводы без знания деталей описанной Вами ситуации (хотя стоит признать, что ситуацию Вы описали весьма толково, прослеживается юридический почерк), могу сказать следующее.
В тех случаях, когда речь не идет об ответственности за уклонение от уплаты налогов по статье 212 УК (сумма не дотягивает до необходимого минимума либо платеж не является налоговым, либо же умысел на уклонение трудно доказуем) излюбленной статьей у правоохранительных органов является 367, а не указанная Вами 364-1. Дело в том, что для применения статьи 364-1 УК необходимо установить, что лицо получило неправомерную выгоду. В описанном Вами случае, вероятно, прокуратура усмотрела эту неправомерную выгоду в том, что директор направлял на выплату зарплаты себе те суммы, которые могли быть направлены на выплату арендной платы за землю. Однако размер и история выплаты зарплаты не позволяют говорить о том, что она составляла неправомерную выгоду (например, зарплата выплачивалась в небольшом размере без астрономических премий и повышений на фоне упадка предприятия и роста задолженности), а также с учетом установленной законодательством приоритетности в выплатах, уже видны неплохие возможности для защиты.

Обращаю Ваше внимание также на то, что погашение задолженности стоит рассматривать как важный фактор снижения рисков для директора. В нашей практике были случаи, когда именно это играло решающую роль. Если же предприятие не имеет возможности погасить долг, возвращаемся в предыдущий абзац.

С уважением,
Константин Пильков
Следить за новыми комментариями

Коментарі - 6

+
+1
Іван Цебак
Іван Цебак
25 липня 2013, 16:32
#
Ех уроди, по 212 КК не має крим відповідальнсоті, так вони іншу знайшли
рекомендую вама найти хорошого адвоката у вашій місцевості
+
0
dabster
dabster
25 липня 2013, 18:12
#
Дякую за пiдтримку
+
0
dabster
dabster
25 липня 2013, 17:44
#
Довод в виде Постановы ВСУ №15, п.4, где прямо говорится только о финансовой ответственности за неподачу декларации, прокурором отвергнут предъявленным закрытым подобным делом и фактом того, что практически все приговоры в суде — обвинительные.
+
0
dabster
dabster
25 липня 2013, 18:09
#
Спасибо за ответ, Константин Пильков. Достаточно развёрнутый и содержательный. Зарплата директора была символической — 1200 грн. И эта выплата несет такой же обязательный характере как и налоги. Прокуратурой рассматривался вариант 364-ой и 367-ой статей. А выгода — для третьих лиц (владельца предприятия) как раз в самом факте неуплаты, поскольку это лицо не лишается определенной суммы за продолжительный период. Погашение задолженности так-и-так было бы невозможно, поскольку предприятие не имело денег, производственной деятельности не вело, поступлений не имело. И впоследствии развитие истории предприятия с этапа самоликвидации перешло в стадию банкротства.
+
0
Константин  Пильков
Константин Пильков
26 липня 2013, 13:06
#
Андрей, видно, что 364 рассыпается в прах. Если деньги с предприятия не выводились собственнику (не было выплаты дивидендов или уменьшения уставного капитала с возвратом средств собственнику, например), то такое обвинение держится на честном слове. При всей склонности судов поддерживать обвинительный уклон, в этом деле есть большой шанс разбить обвинение в суде. Только вот что это обычно дает? Суды, получив «гнилое дело» (со слабой доказательной базой или неправильной квалификацией), не оправдывают обвиняемого. В налоговых и других экономических делах, суд часто переквалифицирует деяние (с 212 на 367, например). Если не просматривается умысел и тщательная спланированность преступления, приговоры как правило с условным освобождением от отбывания, а после гумманизации (замены санкции за экономическое преступление в виде лишения свободы на штрафы) — назначают штрафы.
Это слабое утешение, если утешение вообще. Просто в условиях действия нового УПК нельзя на стадии досудебного следствия обжаловать возбуждение уголовного дела (поскольку нет больше возбуждения уголовных дел, а внесение данных в Реестр, которым начинается производство, не обжалуется отдельно). В общем, с безосновательностью обвинения придется биться уже на судебной стадии.
Кстати переход от самоликвидации в банкротство вполне обоснован в описанной ситуации. Пока ничто не говорит, что ликвидатор (директор) мог поступить иначе.
+
0
dabster
dabster
26 липня 2013, 15:42
#
Основной акцент у обвинения в том, что директор, будучи ответственным за правильное начисление и перечисление платежей в госбюджет, злоупотребляя своим положением с целью уменьшения затрат предприятия (по части затрат на уплату налога), не подавал декларацию, что принесло вред горсовету в виде неначисления и непоступления средств. И прокурор уверен, что всё у него срастется. И уже предлагает варианты соглашения. Но приговор обвинительный всё равно будет. А если будет сопротивление, то будет вариант с ущербом экологии рассматривается (порядок на территории предприятия с недостроеннным объектом не поддерживается). Ситуацию, в том числе и в нашем криминально-процессуальном законодательстве, отслеживаю. Институт «кримінального провадження» это нечто, особенно то, что его никак нельзя опротестовать, и в связи с ним у инициативной стороны появляются неограниченные полномочия. В-общем, с учетом судебной практики по делу стоит задача выхода с наименьшими издержками. Ну а то, что невыполненная конторская формальность становится поводом для возбуждения уголовного дела, это уж скорее диагноз. Тем более у налоговой инспекции было предостаточно времени выяснить почему не поступают декларации и платежи. Может, после всего, стоит и на них подать в суд/прокуратуру?
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися