Либерализация торговли с Европейским союзом, которая предусмотрена в рамках углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли предоставит национальным производителям ряд возможностей по наращиванию экспорта своей продукции в страны-члены ЕС. С другой стороны, перед украинскими экспортерами стоит ряд вызовов, которые им предстоит принять при выходе на рынки стран-членов ЕС.
Эти вызовы лежат как в плоскости оптимизации самого бизнеса, так и в административно-юридических особенностях, таких как соответствие экспортируемой продукции стандартам ЕС, наличие необходимых документов и лицензий для экспорта и т.д.
Эти вызовы лежат как в плоскости оптимизации самого бизнеса, так и в административно-юридических особенностях, таких как соответствие экспортируемой продукции стандартам ЕС, наличие необходимых документов и лицензий для экспорта и т.д.
Чтобы ознакомить вас с принципами экспорта продукции в Европу, украинская компания Baker Tilly подготовила краткое описание основных процедур и документов, которые при этом применяются.
Базовые документы, о которых стоит позаботиться
Таможенный кодекс ЕС
Таможенный кодекс Европейского союза – это свод правил, который регулирует торговые отношения ЕС со странами, не являющимися членами союза. Данные правила позволяют унифицировать процедуры торговли стран ЕС с внешними контрагентами, а также обеспечить их прозрачность и подотчётность.
Ввозная таможенная декларация (ENS)
Ввозная таможенная декларация содержит расширенную информацию о грузе (транспортные накладные, инвойсы и др.), который ввозится на территорию ЕС. Такая декларация подается заранее, то есть до момента непосредственного пересечения товаром границы со страной-членом ЕС. Перевозчик товара подает документ в таможенную службу той страны члена ЕС, через которую осуществляется ввоз товаров на территорию союза. Если, к примеру, вы экспортируете готовую мебель из Украины в Германию, но при этом везете ее через Польшу, то ENS подается в Польше.
Сроки подачи декларации варьируются в зависимости от способа доставки товаров:
- Морские контейнерные перевозки: за 24 до начала загрузки товаров в иностранном порту.
- Морская перевозка сыпучих грузов: минимум за 4 часа до прибытия в порт назначения.
- Фидерные перевозки: минимум за 2 часа до прибытия груза в порт назначения.
- Ближнемагистральные воздушные перевозки (продолжительностью до 4х часов): до момента взлета воздушного судна
- Дальнемагистральные воздушные перевозки (продолжительностью более 4х часов): минимум за четыре часа до прибытия воздушного судна в первый аэропорт на территории ЕС.
- Дорожные грузовые перевозки: минимум за час до прибытия груза на территорию ЕС.
Больше информации о декларации вы найдете тут.
Грузовая таможенная декларация (SAD)
Грузовая таможенная декларация (SAD) предоставляется таможенным органам страны-члена ЕС импортером товаров или его представителем в электронной форме (у каждой страны-члена ЕС есть своя собственная система электронной отчетности) или в форме документа непосредственно в соответствующую таможенную службу.
В данной декларации содержится информация о предназначении товаров (экспорт, импорт, транзит, хранение на складах таможни, временный импорт, переработка и т. д.) вне зависимости от способа (морские, авиа или дорожные перевозки), которым эти товары были доставлены на территорию страны-члена ЕС. Данная декларация является универсальным документом, обеспечивающим оптимальное раскрытие информации о товарах. Она также сокращает количество административных процедур и позволяет унифицировать процессы обработки таможенной информации.
Получить дополнительную информацию по данному блоку можно по ссылкам, указанными ниже:
- Пример грузовой таможенной декларации SAD (загрузить Excel документ)
- Дополнительная информация о таможенной декларации.
А если вы предпочитаете инфографику, то здесь поэтапно описаны ключевые процедуры и этапы импорта продукции странами-членами ЕС.
Таможенные процедуры, о которых стоит знать
Получения EORI кода (регистрация в качестве экономического оператора)
Для того чтобы экспортировать товары в страны ЕС и осуществлять торгово-экономическую деятельность на их территории, также необходимо пройти регистрацию и получить регистрационный код экономического оператора (субъекта экономической хозяйственной деятельности), так называемый EORI код (номер в системе регистрации и идентификации экономических операторов ЕС). EORI – это уникальный идентификационный код, который выдается таможенным органом страны — члена ЕС всем субъектам экономической хозяйственной деятельности, которые вовлечены в торгово-экономические отношения, регулируемые таможенным законодательством ЕС.
Экспортёрам, которые не являются членами ЕС, данный код присваивается автоматически, при первой подаче:
- Грузовой таможенной декларации;
- Ввозной таможенной декларации (ENS);
- Декларации в упрощённой форме (EXS).
Экономические операторы обязаны использовать EORI код при любых видах взаимодействия с таможенными органами ЕС.
Больше о системе регистрации и идентификации экономических операторов ЕС и присвоении EORI кода можно узнать тут.
Когда товары прибывают на таможню страны-члена ЕС, они помещаются во временное хранилище под управлением этой страны-члена ЕС (на период до 45 дней при условии доставки товаров морем, и до 20 дней при условии доставки другим способом). Там товары хранятся до тех пор, пока таможней не будет выдано разрешение на их дальнейшее использование для тех или иных целей, а именно:
1. Выпуск товаров в свободное обращение. Товары поступают в свободное обращение при условии выполнения всех необходимых таможенных процедур и предоставления соответствующих документов: · свидетельства об уплате всех налогов и пошлин, включая акцизы и НДС; · необходимых сертификатов и разрешений на товар (подтверждающих соответствие фитосанитарным, техническим требованиям, требованиям маркировки и т.д.).
2. Процедура транзита. Когда товары завозятся на территорию ЕС и перемещаются между странами-членами союза, информация о таможенной очистке товаров передается таможенными органами государства, через которое они были ввезены на территорию ЕС, а также таможенным органам страны назначения товаров.
3. Временное хранение товаров на таможне. Товары, экспортируемые в страны ЕС, могут храниться на специальных таможенных складах до тех пор, пока не будет выдано разрешение на их дальнейшее использование. Товары, находящиеся на таможенных складах, освобождены от уплаты пошлин и налогов.
4. Обработка товаров внутри таможенной территории. Некоторые виды товаров, импортируемые странами членами ЕС, могут не облагаться таможенными пошлинами и налогами при условии, что они ввозятся на территорию страны с целью их дальнейшей переработки и реэкспорта в страны, не являющиеся членами союза. Если конечные продукты, произведенные из такого сырья, остаются на территории ЕС, они подлежат налогообложению в соответствии с действующими ставками налогов и пошлин.
5. Временный ввоз (импорт). Товары могут быть ввезены на территорию ЕС и при этом не облагаться пошлинами и налогами при условии, что они предназначены для реэкспорта и не будут подвергаться каким-либо модификациям. Максимальный разрешенный период временного ввоза товаров на территорию страны-члена ЕС составляет 2 года.
6. Ввоз товаров в свободную экономическую зону или склад. Свободные экономические территории – особые зоны ЕС, в которые товары можно экспортировать без уплаты таможенных пошлин, НДС, акцизных налогов, а также без прохождения большинства стандартных таможенных процедур. Товары в таких экономических зонах могут быть изменены или переработаны. При этом режим освобождения от уплаты налогов сохраняется. Список свободных экономических зон мы приводили в статье «Бизнес в Европе: что вы должны знать об особенностях начисления и уплаты НДС».
Налоги, которые придется уплачивать
Таможенная стоимость
Большинство таможенных пошлин, налогов, а также НДС взымаются в виде процента от стоимости экспортируемых товаров. Таможенные органы определяют таможенную стоимость товаров на основе их коммерческой стоимости на момент ввоза на территорию ЕС по формуле: цена покупки плюс расходы на доставку до пункта ввоза на таможенную территорию союза. В ряде случаев таможенная стоимость товаров может отличаться от их стоимости, указанной в сопроводительных документах. Больше об оценке таможенной стоимости можно узнать здесь.
Акцизные налог и НДС
НДС. Базовые особенности уплаты НДС в странах-членах Европейского союза были изложены в одной из нашихпредыдущих статей.
Акцизные налоги в ЕС. Акцизные налоги относятся к непрямым налогам на товары, которые вредят здоровью или окружающей среде. Данные налоги повышают конечную стоимость товара для покупателей, таким образом, сокращая их потребление и нерациональное использование (например, если говорить о топливе). Налогом облагаются уже готовые товары (при условии их производства на территории ЕС) или импортируемые товары, после их ввоза на территорию ЕС (из стран, которые не являются членами ЕС). С общими принципами начисления акцизных налогов можно ознакомитьсяздесь.
Акцизные налоги по группам товаров. В ЕС акцизными налогами облагаются нефтепродукты, электроэнергия, табачная продукция, алкоголь и алкогольные напитки:
- Ставки акцизного налога на алкоголь и алкогольные напитки: общие правила начисления налога, ставки налога по видам алкогольных напитков;
- Ставки акцизного налога на табачные изделия: общие правила начисления налога, сигареты, другие табачные изделия;
- Ставки акцизного налога на нефтепродукты и электроэнергию.
Общие ставки акцизных налогов на уровне ЕС являются минимальными, поэтому ставки, которые устанавливаются отдельными странами-членами союза, могут быть выше общеевропейских в зависимости от потребностей и специфики их экономик.
Дополнительную информацию о таможенных тарифах вы можете получить, ознакомившись с электронной базой таможенных данных ЕС TARIC.
Онлайн-сервис My export
Для того чтобы узнать полную информацию о налоговых ставках и специальных требованиях для конкретных групп товаров, существующих в различных странах-членах ЕС, рекомендуем воспользоваться удобным онлайн-сервисом My export.
В следующей публикации мы познакомим вас с особенностями системы импортных ограничений, существующих в Европейском союзе.
Коментарі - 3
Еще раз спасибо за статью.