Собственник — лидер, направляющий бизнес компании. Но кто направит его самого, когда дела идут хуже, чем хотелось бы? Кто может предоставить полную объективную информацию о финансовом состоянии компании и предложить улучшения?
Руководство компании — не эксперты по финансам
Собственник и директор — не одно и тоже, хотя в Украине владелец малого бизнеса зачастую самостоятельно занимается оперативным управлением. Директор компании, как наемный менеджер, заинтересован в развитии и эффективности бизнеса едва ли не больше собственника. Но руководитель компании обычно управленец. Он может прекрасно разбираться в структуре бизнеса, перспективных направлениях развития, подбирать профессиональных менеджеров среднего звена, не обладая глубокими знаниями в сфере финансов.
Так в может ли собственник опираться только на своего директора? Давайте рассмотрим плюсы и минусы.
Плюс: Руководитель компании поможет собственнику понять структуру бизнеса и возможные направления развития.
Минус: Если такой руководитель не финансист, то он не сможет качественно проконсультировать собственника по вопросам налогообложения или минимизации расходов.
Штатный финансист: финансовый директор или бухгалтер
Оценку деятельности компании может дать финансовый директор или бухгалтер. Но их видение и без того отражено в отчетах. Как и директор, менеджеры среднего звена прилагают максимальные усилия для сохранения бизнеса. Однако желание сохранить привычный стиль работы часто мешает наемным сотрудникам посмотреть на ситуацию объективно — или просто сменить угол обзора. Если для финансового директора стабильность ситуации означает развитие, то для собственника она может обернуться упущенными возможностями или отсутствием оперативной реакции на возникающие риски.
Плюс: Финансовый директор может дать собственнику общее представление о текущем состоянии дел компании.
Плюс: Бухгалтер способен дать совет относительно возможности минимизации налогов.
Минус: Предлагать кардинальные изменения для улучшения эффективности — не в компетенции бухгалтера или директора по финансам.
Минус: Занятый регулярной отчетностью, бухгалтер предприятия не всегда оперативно отслеживает изменения в законодательстве. Его оценка может быть полезной, но неполной, либо основываться на неактуальной информации.
Минус: И бухгалтер, и финансовый директор — наемные сотрудники компании, заинтересованные в сохранении своих рабочих мест. Даже если бизнес медленно разоряется — последним, кому об этом сообщат финдиректор или бухгалтер, станет собственник.
Помощь зала: коллектив, послушный руководству
Вовлеченный коллектив профессионалов, способных проявлять инициативу и предлагать эффективные решения — отличное преимущество перед конкурентами. Но каждый из сотрудников является специалистом в своей (достаточно узкой) сфере деятельности, редко связанной с построением стратегии развития, оценкой финансового состояния компании и возможных рисков. Кроме того, руководитель отдела (а тем более рядовой сотрудник) не обладает полной информацией о деятельности предприятия.
Вовлеченность часто путают с лояльностью сотрудников. Но лояльности (преданности компании и желания сотрудничать) недостаточно, если речь идет о необходимости разработки новых решений или изменениях в оперативной деятельности. Лояльные сотрудники качественно и в срок выполняют распоряжения руководства. Но инициативы они также ждут от менеджера. Если руководитель дает распоряжение — оно будет аккуратно исполнено. Однако собственнику это принесет мало пользы, если предложенное решение изначально неэффективно.
Плюс: Предложения от коллектива могут быть ценным вкладом в развитие компании, если речь идет о повышении эффективности отдельного направления.
Минус: Провести комплексную оценку деятельности компании, а тем более уменьшить риски или разработать стратегию развития бизнеса рядовые сотрудники не смогут — информации о финансах и компетенции в этих вопросах у них меньше, чем у собственника.
Взгляд со стороны: независимый аудитор
Для точной оценки состояния компании нужен профессионал, лично не заинтересованный в сохранении существующей структуры, который способен высказать непредвзятое экспертное мнение и предложить нестандартное решение. Таким специалистом может быть аудитор. Аудит (аудиторская проверка) — это независимая проверка достоверности финансовой отчетности компании. Внутренний аудит производится по инициативе собственника или оперативного руководства компании. Первая задача аудитора — оценка корректности финансовой отчетности. Вторая — совершенствование деятельности организации.
Цель аудитора не в том, чтобы найти ошибки, наказать виновных или передать отчет в налоговую (результаты внутреннего аудита — конфиденциальная информация, не обязательная для публикации и не подлежащая передаче фискальным органам). Аудитор оценивает риски, указывает на недочеты в организации работы компании и консультирует о возможности внесения улучшений.
В отличие от бухгалтера и финансового менеджмента компании, аудитор не загружен рутинной работой и следит за изменениями в законодательстве. Точнее, отслеживание изменений и есть его рутинная работа. Если бухгалтер может не знать о новшествах в налогообложении, вступивших в силу 3 дня назад, то сотрудник аудиторской компании о них точно знает. Если бизнес в текущем виде не может быть прибыльным, у аудитора нет личных причин скрывать от собственника эту информацию. Если одно из направлений следует закрыть для повышения общей эффективности компании — эта рекомендация будет указана в итоговом отчете, так как аудитор не поддерживает приятельских отношений с руководством отдела, подлежащего расформированию.
Объективную и непредвзятую оценку состояния компании может дать только человек, обладающий достаточным уровнем профессиональных знаний, актуальной информацией и при этом не имеющий собственных мотивов для искажения отчетности. И, возможно, лучший способ обрести такого человека — привлечь внешнего эксперта.
Коментарі - 1