Масштаб ошибок определяется сферой влияния того, кто их допускает. Чем больше ниточек ответственности тянется к руководителю, тем более крупным может оказаться для него клубок проблем. В этой статье мы собрали несколько примеров тех ошибок, которых должен избегать любой топ-менеджер и собственник компании.
Упущенные возможности
Это, пожалуй, один из тех промахов, о которых впоследствии сожалеют больше всего. Как-то в американский офис eBay, который тогда был под руководством Гила Пенчины (Gil Penchina), пришли трое молодых ребят из Германии. Им было от 21 до 25 лет. Они заявили, что хотят представлять компанию за пределами США. Гил тогда только посмеялся — трое вчерашних студентов вознамерились отвечать за развитие огромной публичной компании. Тем не менее, через полгода eBay пришлось выкупить проект этих ребят за $50 млн., чтобы выйти на европейский рынок с лучшими шансами. Полсотни миллионов стоила Гилу беспечность, хотя его дальнейшие решения и оправдали себя.
Неудачное время, неудачное место
Одна из самых обидных ошибок — неудачный выбор момента. С Луи Бордерзом это случилось дважды — в 1992 и в 2001. В первый раз он, владея магазином по продаже книг и музыки Borders Books, не успел вовремя перейти в электронный формат. Во второй раз он основал компанию Webvan, интернет-бакалею с доставкой. В 2008 этот его проект был назван самым большим пузырем доткома. Он вложил целое состояние в создание инфраструктуры, покупку армады грузовиков и складов в эпоху Web 1.0, когда все пользовались dial-up-модемами с черепашьей скоростью соединения. Но эпоха электронной коммерции уже наступала на пятки.
Спринт вместо кросса
Очень часто топ-менеджеры не задумываются об инвестициях в будущее в погоне за краткосрочной прибылью. Это можно увидеть на примере Гарри Такера (бывшего гендиректора компании Motorola). Переизбыток делегирования обязанностей привел к тотальной децентрализации работы, разлаженным процессам между отделами и ухудшению координации действий сотрудников. А система мотиваций, основанная на покрытии капиталовложений каждый отделом самостоятельно, привела к тому, что стало просто не выгодно проектировать недорогие устройства. К тому времени, как Motorola наконец представила новую модель телефона, конкуренты оставили ее далеко позади.
В погоне за быстрыми деньгами компания потеряла преимущество в долгосрочной перспективе. Не менее любопытный урок усвоила корпорация Microsoft. Ее маркетинговый директор Тэми Рэллером в своем интервью для Financial Times признал полнейший провал последней операционной системы Windows 8 и пообещал, что продукт ожидает перезапуск после произведения необходимых обновлений и модернизации. В данном случае погоня за прибылью и попытка «утереть нос» давнему конкуренту — компании Apple — вылилась в запуск «однобокого» программного обеспечения, которое было приемлемо для мобильных устройств, но совсем не годилось для настольных ПК.
К слову, на те же грабли наступил и сам Apple, выпустив недоработанный продукт. Стремясь создать аналог картографического сервиса Google Maps, компания недооценила всю сложность такого продукта. Неточное отображение ландшафта, ошибки в названиях населенных пунктов, нестыковки в маршрутах — всё это вызвало резкую критику пользователей. Руководитель проекта, Ричард Уильямсон, поплатился за эту неудачно своим рабочим местом, потому что репутация Apple не может позволить себе наступать в такие лужи.
Непосильная ноша
Бывает и так, что управляющие высшего уровня берутся за задачи, которые просто не могут выполнить. Если беспечно отнестись к реальной оценке своих сил либо масштабов проблемы, можно загнать себя в ловушку. Так, Кэрол Бартц была уволена с поста гендиректора Yahoo! Проведя значительную реорганизацию и множественные сокращения, она так и не достигла поставленной цели — увеличение доли компании на рынке интернет-технологий.
Непростительная ложь
Ни одна компания не терпит лжи об опыте и образовании своего руководителя. Это всегда заканчивается плачевно. Так, вслед за Кэрол Бартц пост главного управляющего Yahoo! покинул еще один гендиректор — Скотт Томпсон. Увы, официальной причиной стала банальная ложь в резюме. Судя по сообщению пресс-службы компании, он приписал себе получение целой степени по бухгалтерскому учету и информатике, и кстати, он оказался не единственным в этой лодке. Гендиректор компании Bausch & Lomb, Рональд Зарелла, солгал, заявив, что получил степень MBA в университете NYU. Рональд действительно посещал данное учебное заведение, но так никогда и не получил диплом. Однако он списал это «досадное недоразумение» на отсутствие вычитки резюме. Не только неоконченные степени становятся причиной увольнений, но и купленные. После расследования длиной в год Лаура Кэллахан, старший управляющий правительственной организации Homeland Security Department, вынуждена была отказаться от своей должности. Все потому, что было доказано, что Лаура попросту купила три свои диплома в университете Hamilton. К тщательной проверке привели подозрения сотрудников в её квалификации, что еще больше усугубило ее ситуацию.
Рисковать нужно уметь. А в бизнесе, и особенно в крупном бизнесе, идти ва-банк лучше только после того, как просчитаны все риски.
Коментарі