В МВФ считают, что украинская экономика окончательно выздоровеет только в случае проведения структурных реформ. Ключевая из них — пенсионная. МВФ тревожит дефицит Пенсионного фонда, на дотации которого уходит более 5% ВВП. Кроме того, Фонд беспокоит бизнес-климат, промедление с приватизацией, открытием рынка земли и реальными антикоррупционными мерами.
Зачем Украине новые транши МВФ
Реформы в тягость
Будет ли правительство строго следовать рекомендациям МВФ?
Эксперты считают, что Украина пойдет стандартным путем и выполнит лишь часть взятых обязательств. А это ставит под сомнение планы по получению еще трех траншей в этом году.
Правительство действительно не спешит. Законопроект об обороте сельскохозяйственных земель обещают подать на рассмотрение Рады до июля, а концепцию реформирования пенсионной системы планируют представить в мае. Хотя, по сути, это нужно было сделать еще в прошлом году. В Фонде госимущества также не скрывают, что заложенные в бюджет планы по приватизации выполнить не удастся. Самые крупные объекты — ОПЗ и Центрэнерго — к продаже не готовы.
Крепкая дружба
Может ли правительство вообще отказаться от помощи МВФ? Ситуация с госдолгом не позволяет этого сделать. По данным НБУ, в этом году Украине придется выплатить около $1 млрд (800 млн — основная сумма и 200 млн — проценты) по старым займам, полученным только от Фонда. Всего же в ближайшие три года выплаты по всем внешним обязательствам Украины составят $12,5 млрд.
На обслуживание госдолга в 2017-ом планируется направить 241 млрд гривен. При этом общий график выплат Минфина предусматривает на этот год 72,2 млрд грн (около $2,6 млрд) выплат по внешнему долгу. 1 марта Украина уже выплатила $505,4 млн купонного дохода по евробондам. В прошлом году внешних выплат было почти в два раза меньше — 47,4 млрд (около $1,8 млрд).
Нагрузка на бюджет будет нарастать. Самые крупные платежи ожидают Украину через два года — в 2019-м, когда начнутся выплаты по реструктуризированным евробондам времен Натальи Яресько. Собственных ресурсов для этого недостаточно — золотовалютные резервы НБУ сегодня составляют $15,5 млрд, из которых большую часть придется вернуть МВФ.
Наращивать резервы НБУ будет сложно, ведь прогноз дефицита платежного баланса в этом году после начала блокады Донбасса ухудшен до $4,3 млрд. Это значит, что «лишней» валюты на рынке станет меньше, а выкупать Нацбанку ее станет проблематичнее. Учитывая, что инвестиции в Украину из-за рубежа тоже не идут, альтернатив программе МВФ нет. Именно она — гарант реформ для иностранных инвесторов.
Коментарі - 12
Или мы доллары печатаем, что можем долги отдать, но злая власть отдавать не хочет.
Обслуживание включает:
— краткосрочный план по уплате тела и процентов (на сейчас это получение денег МВФ и ЕС) + выкуп НБУ с рынка;
— среднесрочный план (выход на рынок еврооблигаций);
— долгосрочный план (т.е. мы погашать долг будем, поддерживать или увеличивать?);
Это всё нужно увязать с развитием экономики, платёжным балансом, налогами, инвестициями и.т.д.
> Или мы доллары печатаем, что можем долги отдать, но злая власть отдавать не хочет.
Не печатаем, но можем отдать. Только вот не нужно это и не выгодно.
Я ведь придираюсь, к тому что Вы во главу угла ставите «нежелание сокращать долг», а я «избежание дефолта и стабилизацию финансов».
А если Вы для сокращения долга должны применить драконовские меры к экономике, то конечно попытка сокращать долг заканчивается плачевно.
Но опять же крайеугольный камень не в сокращении долга, а в наличии/отсутствии денег (валюты).
Да потому что может быть не выгодно. Сокращать или не сокращать нужно решать не по наличию/отсутствию возможности это делать. Если для роста экономики и благосостояния нужны еще западные деньги, то нужно занимать, даже если есть возможность этого не делать. Если здесь бизнес готов платить 10 — 15% по доларовому кредиту, значит ему выгодно занимать под меньший процент, так же и государству.