С этого года налоговые органы начнут собирать данные о счетах нерезидентов в украинских банках для передачи этой информации своим иностранным коллегам. То же будут делать и фискалы других стран по счетам украинцев в местных финучреждениях. В первую очередь, новация затронет интересы наших беженцев, которые получают социальную помощь, успели начать бизнес или найти работу в ЕС. «Минфин» вместе с юристами разбирался, что это будет означать и какие риски несет.
Соцпомощь, квартиры и бизнес за границей: о чем спросят наши налоговики беженцев
Что такое CRS
Общий стандарт отчетности и надлежащей проверки информации о финансовых счетах (Common Standard on Reporting and Due Diligence for Financial Account Information или CRS) существует в мире уже почти 9 лет. Налоговые страны, которые присоединились к нему, ежегодно обмениваются информацией о финансовых сделках граждан и компаний.
Для получения подобной информации о наших гражданах и компаниях украинским налоговикам не нужно отправлять запрос в другие страны — члены соглашения: она будет приходить нашим фискалам ежегодно в автоматическом режиме. Так же ежегодно украинские налоговики будут делиться имеющейся у них финансовой информацией о резидентах других стран.
Как отмечается в Отчете Глобального форума по вопросам прозрачности и обмена информацией, по состоянию на октябрь 2021 года информацией о финансовых счетах обменивались более 110 юрисдикций, в том числе все государства-члены Европейского Союза.
В 2020 году была передана информация о более чем 75 млн финансовых счетов по активам стоимостью около 9 трлн евро.
Узнать, передает ли информацию о банковских счетах страна вашего пребывания, можно на официальном сайте AEOI.
Когда к CRS присоединится Украина
Украина уже присоединилась к Многостороннему соглашению об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах в августе прошлого года. Теперь мы должны закрепить это в национальном законодательстве, и такой процесс уже начат. ВР приняла соответствующий законопроект (№ 8131) в первом чтении в конце ноября 2022 г.
Депутаты намерены проголосовать за него окончательно уже в ближайшее время. Ведь Украина хочет поскорее стать членом ЕС, а для этого нужно, в том числе, отвечать современным стандартам контроля над уплатой налогов.
Первый автоматический обмен информацией запланирован на 2024 год, когда будут переданы/получены финансовые данные за текущий год. То есть все транзакции, которые украинцы проводили по своим зарубежным счетам в 2023 году, станут известны украинской Государственной налоговой службе. Соответственно, иностранные фискальные структуры получат данные по финансовым операциям в Украине.
Но есть уточнения.
«Законопроект предусматривает, что украинские финансовые учреждения начнут отчитываться в ГНС, согласно стандарту CRS, не раньше даты завершения или отмены военного положения в Украине. То есть ГНС не сможет передать финансовую информацию, собранную в Украине, иностранным налоговым органам в период военного положения, хотя первый обмен финансовой информацией планировался в 2024. Пока нет информации, когда ГНС сможет практически получать финансовую информацию об иностранных счетах», — комментирует партнер юридической фирмы «Sayenko Kharenko» Алина Плющ.
Впрочем, украинские финансовые учреждения начнут уже сейчас проверять открытые счета своих клиентов и запрашивать дополнительные документы, в соответствии с отдельными разделами стандарта CRS:
для физических лиц:
- до 31 декабря 2023 года, если стоимость активов на счетах превышает $1 млн;
- до 31 декабря 2024 года, если стоимость активов на счетах меньше $1 млн;
для юридических лиц и других правовых образований:
- до 31 декабря 2023 года, если баланс или стоимость активов на счетах на конец 2022 года свыше $250 тыс.;
- до 31 декабря 2024 года, если баланс или стоимость активов на счетах меньше $250 тыс. на конец 2022 года.
«Похоже, что по окончании военного положения первый обмен может произойти по финансовой информации, собранной за 2023 и последующие годы (если военное положение закончится позже)», — говорится в комментарии специалистов юридической фирмы Sayenko Kharenko.
Какую информацию будут собирать налоговики
«Если вы граждане Украины и у вас открыт счет в одном из украинских банков и в банке страны ЕС, то банк будет направлять информацию о состоянии ваших счетов в фискальную службу своей страны, а та, в свою очередь, будет обмениваться такой информацией с фискальной службой другой страны», — объясняет адвокат ЮФ GRACERS Станистав Полевой.
Налоговые органы будут обмениваться следующей информацией:
- для физических лиц: персональные данные и информация об иностранных счетах, текущем балансе, суммах поступлений на счет
и т. п. ; - для юридических лиц: идентификационные данные компании, персональные данные бенефициара (контроллера), информация об иностранном счете компании, текущем балансе, суммах поступлений на счет.
В сборе информации будут задействованы не только банки, но и другие финансовые учреждения: брокеры, инвестиционные фонды, страховые компании, провайдеры трастовых и секретарских услуг,
«Простыми словами, информация, подлежащая обмену, касается остатков наличных на счетах, депозитов в банках, ценных бумаг на инвестиционных счетах
и т. д. Обмен информацией о каких-либо других активах, таких как недвижимость, не предусматривается», — говорит управляющий партнер ЮК GLS Ольга Черевко.
Почему беженцы — уязвимая категория
Особенность и сложность процесса сбора информации состоит в определении того, налоговым резидентом какой страны является то или иное лицо.
«На практике это происходит так: лицо открывает счет в банке и заполняет определенные формуляры, в одном из которых должен указать налоговым резидентом какой страны он является, и указать свой налоговый номер. При этом определить свой статус лицо должно самостоятельно», — объясняет управляющий партнер ЮК GLS Ольга Черевко.
Подобную процедуру, согласно проекту закона, будут обязаны проводить и украинские банки. Финучреждения должны требовать, а владельцы счетов должны им предоставлять информацию о статусе своего налогового резидентства.
«По требованию банка владельцы счетов обязаны в течение 10 дней сообщить об изменении своего статуса. Если владелец счета не предоставит такую информацию, банк вправе разорвать договорные отношения с владельцем счета и вернуть владельцу остаток средств», — отмечает Станистав Полевой.
У украинских беженцев могут возникнуть сложности с определением своего статуса налогового резидентства. Большинство из них находятся за пределами Украины более полугода и, например, нашли работу за границей или открыли там свой бизнес.
Следовательно, могут уже считаться налоговыми резидентами страны пребывания. С другой стороны, у них есть, скажем, жилье членов семьи или зарегистрированный ФОП в Украине. А это может трактоваться как наличие «центра жизненных интересов» именно в Украине. Следовательно, человек остается украинским налоговым резидентом.
Свое налоговое резидентство человек должен определить самостоятельно, и к этому необходимо подойти очень ответственно.
Ведь если лицо, получившее защиту, например, в Австрии, во время заполнения формуляра в украинском банке определяет себя налоговым резидентом Австрии, то Украина обязана посылать информацию о таком счете, обращении и остатках на нем в налоговую службу Австрии.
Если же лицо признает себя резидентом Украины, то информация посылаться в Австрию не будет. При этом, вся информация о состоянии и доходах на австрийском счете будет идти в Украину.
Схитрить и указать себя в формулярах иностранного банка налоговым резидентом страны, где получена защита, а у банка Украины, как налогового резидента Украины, во избежание обмена, не получится.
«Такой прием может сыграть плохую шутку, поскольку таким образом лицо обрекает себя на налогообложение в обеих странах. Такие инструменты, как автоматический обмен информацией, предоставляют все больше возможностей для налоговой службы для выявления нарушений по декларированию доходов и контроля для уплаты налогов», — говорит Ольга Черевко из ЮК GLS.
Она рекомендует создавать свою собственную налоговую стратегию, в зависимости от того, где человек планирует постоянно проживать, работать, иметь центр жизненных интересов и получать доходы.
Читайте также: Правила налогообложения средств, полученных за рубежом: что должен знать ФОП
Кто может оказаться под прицелом фискалов
Обеспечить себе внимание со стороны иностранных фискальных органов можно несколькими способами. Первый — получая доходы на свои счета в стране убежища или внося на них наличные деньги. Второй — тратя большие средства с таких счетов.
По данным НБУ, беженцы тратят ежемесячно за границей около $2 млрд. При этом многие из них получают социальную помощь. То есть рано или поздно встанет вопрос — на какие средства живет человек.
«Если украинский беженец тратит большие суммы за границей, делает значительные покупки и у него нет дохода за границей, при этом получает социальные выплаты и/или проживает более полугода в стране убежища, а еще переместил центр жизненных интересов в эту страну (семья, дети ходят в школу в этой стране,
и т. д. ), то рано или поздно это привлечет внимание налоговых органов страны убежища. Человека обяжут вернуть выплаченную помощь и могут начислить налоги и штрафы за незадекларированные доходы в течение периода пребывания», — отмечает Ольга Черевко.
Причиной таких доначислений и штрафов, по словам эксперта, будет то, что вышеприведенные обстоятельства являются достаточными признаками налогового резидентства человека в стране убежища.
Станистав Полевой обращает внимание на то, что система начисления социальных выплат зависит от конкретной страны. В основном размер финансовой поддержки рассчитывается на основании нескольких факторов, одним из которых является уровень доходов заявителя и его семьи. Если они превышают размер социального пособия, выплаты отменяют.
Но пытаться скрыть свои доходы или их занизить — плохая идея. В результате автоматического обмена информацией иностранцы узнают о доходах беженцев в Украине — зарплатах, пенсиях, предпринимательской деятельности. Следовательно, к заявителю, подавшему ложные сведения, действительно могут возникнуть вопросы.
Степень ответственности, опять же, зависит от конкретной страны. Например, в Германии, по словам старшего экономиста Ukraine Economic Outlook Михаила Кухара, тех, кто получил помощь, ожидает €20−30 тыс. штраф за предоставление ложной информации, что у них есть украинские карты и по ним шли расходы.
Читайте также: Налоговая амнистия: Украинцы задекларировали 6 миллиардов гривен
Спросят ли украинцев о зарубежной недвижимости
В 2022 году украинцы гораздо активнее приобретали зарубежную недвижимость. Только за последние полгода граждане Украины приобрели в три раза больше жилья, чем за аналогичный период 2021 года. И это, несмотря на введенные НБУ ограничения по денежным переводам за границу.
Обмен информацией предоставит Украине право спросить, откуда у украинцев появились средства на зарубежных счетах, чтобы делать такие покупки.
«Если человек внес на иностранный счет наличные средства, определил себя при открытии счета в иностранном банке как резидента Украины, и если внесенные средства были вывезены из Украины с нарушением таможенных правил обязательного декларирования вывоза валюты за границу, то при получении информации по иностранным счетам у ГНС будут основания для проверки правильности задекларированных доходов», — сообщает Ольга Черевко.
В этом случае, по словам эксперта, у человека будет два варианта:
- подтвердить, что эти доходы получены за границей и уплатить налоги с этих доходов,
- признать, что эти средства вывезены из Украины, подтвердить их легальность и уплату налога в прошлые периоды, и уплатить штраф за нарушение таможенных правил, если средства не были должным образом задекларированы на границе.
Сейчас обязательному декларированию валюты для вывоза за границу подлежит сумма свыше €10 тыс. В случае нарушения, предусматривается штраф в размере 20% от суммы, которая превышает €10 тыс.
Читайте также: Турция, Польша и Португалия: где украинцы сейчас покупают жилье и почему
Пойдут ли власти на создание проблем для беженцев
Впрочем, не обязательно, что обмен информацией произойдет уже за 2023 год. Согласно законопроекту, украинские финансовые учреждения должны применять Общий стандарт отчетности CRS для целей выполнения требований Многостороннего соглашения CRS с 1 января 2023 года. Однако, следует учитывать, что законопроект, которым введены эти обязательства, еще готовится ко второму чтению.
«К указанной дате норма принята не была, следовательно, в окончательной редакции эти даты могут быть изменены», — напоминает Ирина Мацапура, управляющий партнер KAC Group.
Не факт также то, что он настолько глубоко коснется украинских беженцев.
Во-первых, известно, что к законопроекту перед рассмотрением его во втором чтении готовятся концептуальные правки. Не исключено, что они будут затрагивать вопросы обмена информацией, которая касается украинцев, выехавших за границу после 24 февраля 2022 года.
Во-вторых, как отмечает Ирина Мацапура, в условиях введенного военного положения в Украине иностранные юрисдикции часто предоставляют специальный статус и разъяснения, при каких условиях на украинских беженцев не распространяется налоговая резидентность этих стран. Эксперты советуют отслеживать соответствующие разъяснения в стране убежища.
Комментарии - 11
Елітну квартиру площею 100 кв м брат керівника ОП купив за 1 млн 162 тис. 807 грн., тоді як ринкова її вартість коливається в межах 6 млн грн.
І знову слуги типу народу? Кажете все для ЗСУ? Шкурники і схематозники. Дорвалися нищеброди до влади.
У 2022 році брат заступника керівника Офісу президента Андрія Смирнова Ігор купив квартиру та земельну ділянку в Карпатах за заниженою ціною.
Як йдеться у журналістському розслідуванні «Української правди», покупка обійшлась Ігорю Смирнову в $250 тис. «Брат Андрія Смирнова Ігор Смирнов минулого року придбав апартаменти в елітній новобудові у Львові, земельну ділянку в Карпатах, паркомісце у Києві, автомобілі Volkswagen Multivan, BMW і мотоцикл», — йдеться в розслідуванні.
Згідно з даними розслідування, вартість паркомісця у Києві становить приблизно $20 тис., а Смирнов придбав його за 60 тис. грн.
А елітну квартиру площею 100 кв м у житловому комплексі «Авалон-37» брат керівника ОП купив за 1 млн 162 тис. 807 грн., тоді як ринкова вартість такої квартири коливається в межах 6 млн грн.
Ще одна покупка Смирнова — 10 соток землі у селі Поляна. Ринкова вартість 1 сотки тут сягає $3 тис,., але брат керівника ОП купив 10 соток за 10 тис. 600 грн.
Щодо автомобілів і мотоцикла, то їхня загальна вартість становить $125 тис.
Походження грошей він пояснив бізнесом — перепродажем автомобілів, що дає йому додатковий дохід. При цьому Андрій Смирнов сказав, що його брат ніде офіційно не працює.
Андрій Смирнов на сторінці в соцмережі вже відреагував на розслідування. Він звинуватив автора розслідування в необ'єктивності. «Давши себе використати один раз, це ризикує стати своєрідним стандартом», — написав Смирнов, додавши, що він знає, хто отрмає вигоду від такого розслідування.
Якщо брати ще до уваги розслідування як деяких персонажів з партії слуг долучають до будівельного бізнесу відаючи їм частку яку мали люди з ОПЗЖ, то у кінці ми побачимо новий прошарок олігархів. Всі вони будуть зі слуг.
https://minfin.com.ua/blogs/bonv/194232/
Який саме палець покажуть наші біженці податковій?