Минфин - Курсы валют Украины

Установить
1 марта 2023, 9:28 Читати українською

Поможет ли налоговая реформа увеличить инвестиции в Украину

Действительно ли снижение налогов поможет снизить уровень коррупции и направить поток инвестиций в Украину? Об этом ЭП рассказал эксперт Growford Institute Константин Швабий. «Минфин» выбрал главное.

Решает ли реформа вопрос коррупции

Уже основной месседж о том, что предлагаемая реформа «10−10−10» является антикоррупционной и позволит, наконец, окончательно преодолеть коррупцию в Украине, выглядит довольно сомнительным.

Во-первых, бороться с коррупцией одновременным уменьшением ставок основных налогов — все равно, что бороться с перхотью отрубыванием головы.

Самая большая коррупция у нас на таможне, так давайте границы отменим. Логика та же.

Для борьбы с этим позором у нас есть система антикоррупционных органов, которая стоит налогоплательщикам немалых денег, однако в последнее время достаточно эффективно работает.

Как она может повлиять на приток инвестиций

Заявление о гарантированных инвестициях в случае уменьшения ставок налогов также выглядит преувеличением, если не сказать больше.

О каких потенциальных инвестициях и вновь созданных рабочих местах идет речь? Tesla или ExxonMobil, Rheinmetall или BMW готовы открыть заводы в Украине?

Если же под инвестициями, которые хлынут в Украину после уменьшения ставок налогов, понимается очередной round-tripping от украинских олигархов, то мы, как бы, наоборот, стремимся избавиться от влияния этих персонажей на наше государство и экономику. Это будет, кстати, главным вызовом для страны сразу после войны.

В отличие от них, стремящихся к налоговому раю для себя в отдельно взятой стране, для цивилизованного иностранного инвестора ни ставка налога на прибыль на уровне 18%, ни существующие в Украине размеры налоговой нагрузки на фонд оплаты труда не являются каким-то пугалом, что отпугивает их от инвестиций в украинскую экономику.

А вот что точно их больше отпугивает, так это, например, взятка за подключение к электросети в размере $10 млн, да еще в течение двух лет. Что-то мы не слышали отчетов компетентных органов о результатах расследования этого позорного случая.

Если вдруг кто-то не заметил, то большинство цивилизованных стран мира пришли к согласию о введении минимальной ставки корпоративного налога на прибыль на уровне 15% в соответствии со вторым подходом плана действий BEPS.

Это значит, мы настолько богаты, что готовы часть прибыли, заработанной международными ТНК, облагать налогом не в Украине, а подарить юрисдикциям материнских компаний! Выглядит такая инициатива в рамках реформы «10−10−10», по меньшей мере, странно.

Что реформа говорит о свободах и запретах

Вишенкой на торте является оксюморон «авторитарного либерализма», предложенный обществу авторами концепции. С одной стороны, разработчики реформы позиционируют себя как либералы и сторонники разного рода свобод, с необходимостью соблюдения которых, собственно, никто и не собирается спорить.

Только эти свободы какие-то односторонние, только предпринимательские. Ведь, с другой стороны, в качестве одного из компенсаторов потерь бюджета, они предлагают запрет продаж за наличные деньги определенных видов подакцизных товаров!

Как свободы связаны с запретами — трудно представить. Как они связаны с защитой прав потребителей и конституционными правами граждан?

Такой шаг прямо противоречит Закону Украины «О платежных услугах», в котором черным по белому написано: «Гривна, как денежная единица Украины, является законным платежным средством в Украине, принимается всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины для проведения платежных операций и расчетов».

На этой кривой тропе «запретов ради лучшего будущего» стоит сделать только один шаг и она, как свидетельствует история, непременно приведет тебя в ад! Реалии жизни заключаются в том, что можно быть свободной, демократической страной с перераспределением ВВП через бюджет на уровне почти 50%, как в Швеции, а можно быть авторитарной деспотией, как РФ с показателем 33%, или как у их союзников в Зимбабве и Эсватине (по 30%).

Если серьезно, то между предпринимательскими свободами и уровнем налогообложения не существует никакой устойчивой обратной зависимости, которую нам пытаются доказать и навязать, демонизируя налоги.

Главным образом потому, что часть налогового бремени, говоря очень упрощенно, всегда возвращается предпринимателям и людям в форме общественного благополучия и блага.

Поэтому единственный вариант, при котором можно вводить хоть 10−10−10, хоть 5−10, это когда, по выражению известного литературного героя, «заграница нам поможет»!

Если наши западные партнеры согласны и способны в течение года-двух после победы и дальше безвозмездно нам предоставлять по $30−40 млрд ежегодно на нужды бюджета, то тогда, конечно, любая реформа сможет «поехать».

Но сильно сомневаюсь в таких намерениях, поскольку не понимаю никаких причин, по которым им с какого-то перепугу создавать в центре Европы оффшор для своих корпораций и еще и финансировать его за счет собственных налогоплательщиков!

В сухом остатке

Если отбросить яркую обертку, предлагаемая концепция радикальной налоговой реформы «10−10−10» — смесь авторитарного либерализма, популизма, непонимания сущности налогов и глобальных трендов в этой сфере.

Политики со скрытыми намерениями, от которых, судя по всему, мы никуда не избавились, в очередной раз толкают страну в пропасть доминирования идеологических стереотипов и ложных нарративов, у которых нет ничего общего с реалиями жизни и потребностями общества.

Удачная манипуляция ложными идеологемами, как мы убедились за тридцать лет новейшей украинской независимости, приводит, по удачному выражению бывшего директора МВФ Доминика Стросс-Кана, к «приватизации прибыли и национализации убытков».

У такой политики в течение этого периода вполне материальные последствия для Украины. Поскольку в экономике ничего ниоткуда не берется и ничто никуда не исчезает, именно поэтому в оффшорных юрисдикциях разного рода активов, принадлежащих украинским резидентам, накопилось за годы независимости на полтора ВВП в ценах 2023 года, а может и больше. Иными словами, у кого-то дети некормленые, а у кого-то бриллианты мелковатые.

Комментарии - 18

+
+59
mantis05
mantis05
1 марта 2023, 10:17
#
15% за бугром на корп и компаний- классно, но у нас так не выйдет, потому что у нас нет никаких преимуществ, по сравнению с той же Ирландией. Чтобы побороть коррупцию на таможне, достаточно скопировать Сингапур или Гонконг в этом плане: зашёл товар на таможню- у инспектора 48 часов чтобы предъявить несоответствия или пропустить. Есть встречная жалоба на инспектора- сразу расследование.
+
0
vt313
vt313
1 марта 2023, 11:26
#
А несоотвествие есть всегда. Дальше что?
+
+15
mantis05
mantis05
1 марта 2023, 13:58
#
Есть уточнение- для этого электронная накладная, и там подтверждение стоимости, полное описание итд итп. А если инспектор такой: ну йа даж низнайу, ща найду- расследование и вопрос к нему: ты что, не смог найти что за товар, оценочную стоимость итд итп? на выход
+
0
vt313
vt313
1 марта 2023, 14:28
#
Это, вообще и ни о чем.
Инспектор не так говорит.
Он говорит, нарушен такой-то пункт, такой-то статьи.
Вы пожаловались, провели расследование, и да, этот пункт действительно нарушен.
+
+15
mantis05
mantis05
1 марта 2023, 15:20
#
Сразу вижу человека, который не завозил товар по электронной накладной и знает рассказы на ночь от братьев Гримм
+
0
vt313
vt313
1 марта 2023, 15:35
#
100%.
+
0
brigadirius
brigadirius
1 марта 2023, 11:29
#
Проблема глубже. Задача нашего чиновника срубить бабло. Для развития страніь задача должна біьть как минимум соблюдать закон, а как максимум поддерживать справедливость.
+
0
vt313
vt313
1 марта 2023, 11:38
#
А как соблюсти закон, если он противоречит другому закону?
Для поддержания справедливости нужно найти кого-то самого справедливого. А с этим проблема.

Проблема, скорее всего, не в чиновниках.
+
0
brigadirius
brigadirius
1 марта 2023, 12:02
#
Для цього потрібно мати адекватних депутатів Верховної Ради. Але це під великим питанням. Так як депутати то виборна посада. Ну, а вибрати народ більш кваліфікованого чим в середньому не може. Тому я виходу не бачу. Хоча є і позитивні моменти. Зеленський переломив традицію вибирати щораз гіршого президента.
+
+14
vt313
vt313
1 марта 2023, 13:31
#
Депутати В Р досить адекватні люди.
Кваліфікація то таке, — в кожного є помічники.
Потрібно щоб населення, в більшості, хотіло таких змін.
А от з цим проблема. Загалом, більшість хоче, щоб хтось виконав за них відповідну роботу.
Депутати, чиновники,… інопланетяни, хто завгодно, але не самі.
+
+44
brigadirius
brigadirius
1 марта 2023, 13:51
#
Візьмемо наприклад фермера. Спокійно собі працював. Аж раптом щипач вирішив ліцензувати зберігання палива. Штраф без ліцензії до пів ляма. І де тут адекватність депутатів. Чи по вашому адекватність це нацарювати 10 рублів і втікти. Більшість хоче просто працювати і щоб їм не заважали.
+
0
vt313
vt313
1 марта 2023, 14:07
#
Будь який закон має позитивні і негативні сторони.

Це таке собі виправдання. Якщо більшість хоче просто щоб їм не заважали, то така ситуація і є. Вони дають хабаря і їм не заважають (в більшості).
+
0
mantis05
mantis05
1 марта 2023, 13:59
#
:D улыбнуло. С таможни, точно не депутатам заносят. Вернее- не этого созыва.
+
+15
para53
para53
1 марта 2023, 12:40
#
Допоможе, як мертвому кадило. При нашій корумпованій владі яка навіть під час війни в армії краде міліарди, треба бути не в собі щоб сюда щось інвестувати
+
0
vt313
vt313
1 марта 2023, 13:21
#
«Осел, груженный золотом, возьмёт любую крепость.» — Филипп II Македонский
300 лет до н.э.
+
0
mantis05
mantis05
1 марта 2023, 14:00
#
Правильно говорить не власть, а отдельные чиновники. Оч жду введение пожизненного для них и спецконфискации у их семей.
+
0
veritas69
veritas69
2 марта 2023, 2:35
#
Люди, які можуть на це вплинувати в нашій країні мають інше бачення.
+
0
vt313
vt313
2 марта 2023, 8:56
#
Це питання філософське.
Загалом, немає кваліфікованих спеціалістів і, в більшості населення, немає бажання (можливо й правильно +/-).
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться