Действительно ли снижение налогов поможет снизить уровень коррупции и направить поток инвестиций в Украину? Об этом ЭП рассказал эксперт Growford Institute Константин Швабий. «Минфин» выбрал главное.
Поможет ли налоговая реформа увеличить инвестиции в Украину
Решает ли реформа вопрос коррупции
Уже основной месседж о том, что предлагаемая реформа «10−10−10» является антикоррупционной и позволит, наконец, окончательно преодолеть коррупцию в Украине, выглядит довольно сомнительным.
Во-первых, бороться с коррупцией одновременным уменьшением ставок основных налогов — все равно, что бороться с перхотью отрубыванием головы.
Самая большая коррупция у нас на таможне, так давайте границы отменим. Логика та же.
Для борьбы с этим позором у нас есть система антикоррупционных органов, которая стоит налогоплательщикам немалых денег, однако в последнее время достаточно эффективно работает.
Как она может повлиять на приток инвестиций
Заявление о гарантированных инвестициях в случае уменьшения ставок налогов также выглядит преувеличением, если не сказать больше.
О каких потенциальных инвестициях и вновь созданных рабочих местах идет речь? Tesla или ExxonMobil, Rheinmetall или BMW готовы открыть заводы в Украине?
Если же под инвестициями, которые хлынут в Украину после уменьшения ставок налогов, понимается очередной round-tripping от украинских олигархов, то мы, как бы, наоборот, стремимся избавиться от влияния этих персонажей на наше государство и экономику. Это будет, кстати, главным вызовом для страны сразу после войны.
В отличие от них, стремящихся к налоговому раю для себя в отдельно взятой стране, для цивилизованного иностранного инвестора ни ставка налога на прибыль на уровне 18%, ни существующие в Украине размеры налоговой нагрузки на фонд оплаты труда не являются каким-то пугалом, что отпугивает их от инвестиций в украинскую экономику.
А вот что точно их больше отпугивает, так это, например, взятка за подключение к электросети в размере $10 млн, да еще в течение двух лет. Что-то мы не слышали отчетов компетентных органов о результатах расследования этого позорного случая.
Если вдруг кто-то не заметил, то большинство цивилизованных стран мира пришли к согласию о введении минимальной ставки корпоративного налога на прибыль на уровне 15% в соответствии со вторым подходом плана действий BEPS.
Это значит, мы настолько богаты, что готовы часть прибыли, заработанной международными ТНК, облагать налогом не в Украине, а подарить юрисдикциям материнских компаний! Выглядит такая инициатива в рамках реформы «10−10−10», по меньшей мере, странно.
Что реформа говорит о свободах и запретах
Вишенкой на торте является оксюморон «авторитарного либерализма», предложенный обществу авторами концепции. С одной стороны, разработчики реформы позиционируют себя как либералы и сторонники разного рода свобод, с необходимостью соблюдения которых, собственно, никто и не собирается спорить.
Только эти свободы какие-то односторонние, только предпринимательские. Ведь, с другой стороны, в качестве одного из компенсаторов потерь бюджета, они предлагают запрет продаж за наличные деньги определенных видов подакцизных товаров!
Как свободы связаны с запретами — трудно представить. Как они связаны с защитой прав потребителей и конституционными правами граждан?
Такой шаг прямо противоречит Закону Украины «О платежных услугах», в котором черным по белому написано: «Гривна, как денежная единица Украины, является законным платежным средством в Украине, принимается всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины для проведения платежных операций и расчетов».
На этой кривой тропе «запретов ради лучшего будущего» стоит сделать только один шаг и она, как свидетельствует история, непременно приведет тебя в ад! Реалии жизни заключаются в том, что можно быть свободной, демократической страной с перераспределением ВВП через бюджет на уровне почти 50%, как в Швеции, а можно быть авторитарной деспотией, как РФ с показателем 33%, или как у их союзников в Зимбабве и Эсватине (по 30%).
Если серьезно, то между предпринимательскими свободами и уровнем налогообложения не существует никакой устойчивой обратной зависимости, которую нам пытаются доказать и навязать, демонизируя налоги.
Главным образом потому, что часть налогового бремени, говоря очень упрощенно, всегда возвращается предпринимателям и людям в форме общественного благополучия и блага.
Поэтому единственный вариант, при котором можно вводить хоть 10−10−10, хоть 5−10, это когда, по выражению известного литературного героя, «заграница нам поможет»!
Если наши западные партнеры согласны и способны в течение года-двух после победы и дальше безвозмездно нам предоставлять по $30−40 млрд ежегодно на нужды бюджета, то тогда, конечно, любая реформа сможет «поехать».
Но сильно сомневаюсь в таких намерениях, поскольку не понимаю никаких причин, по которым им с какого-то перепугу создавать в центре Европы оффшор для своих корпораций и еще и финансировать его за счет собственных налогоплательщиков!
В сухом остатке
Если отбросить яркую обертку, предлагаемая концепция радикальной налоговой реформы «10−10−10» — смесь авторитарного либерализма, популизма, непонимания сущности налогов и глобальных трендов в этой сфере.
Политики со скрытыми намерениями, от которых, судя по всему, мы никуда не избавились, в очередной раз толкают страну в пропасть доминирования идеологических стереотипов и ложных нарративов, у которых нет ничего общего с реалиями жизни и потребностями общества.
Удачная манипуляция ложными идеологемами, как мы убедились за тридцать лет новейшей украинской независимости, приводит, по удачному выражению бывшего директора МВФ Доминика Стросс-Кана, к «приватизации прибыли и национализации убытков».
У такой политики в течение этого периода вполне материальные последствия для Украины. Поскольку в экономике ничего ниоткуда не берется и ничто никуда не исчезает, именно поэтому в оффшорных юрисдикциях разного рода активов, принадлежащих украинским резидентам, накопилось за годы независимости на полтора ВВП в ценах 2023 года, а может и больше. Иными словами, у кого-то дети некормленые, а у кого-то бриллианты мелковатые.
Комментарии - 18
Инспектор не так говорит.
Он говорит, нарушен такой-то пункт, такой-то статьи.
Вы пожаловались, провели расследование, и да, этот пункт действительно нарушен.
Для поддержания справедливости нужно найти кого-то самого справедливого. А с этим проблема.
Проблема, скорее всего, не в чиновниках.
Кваліфікація то таке, — в кожного є помічники.
Потрібно щоб населення, в більшості, хотіло таких змін.
А от з цим проблема. Загалом, більшість хоче, щоб хтось виконав за них відповідну роботу.
Депутати, чиновники,… інопланетяни, хто завгодно, але не самі.
Це таке собі виправдання. Якщо більшість хоче просто щоб їм не заважали, то така ситуація і є. Вони дають хабаря і їм не заважають (в більшості).
300 лет до н.э.
Загалом, немає кваліфікованих спеціалістів і, в більшості населення, немає бажання (можливо й правильно +/-).