Основатель Tesla и SpaceX, миллиардер Илон Маск породил новое поколение «мафии» — бывших сотрудников компании, которые стали успешными основателями или инвесторами множества стартапов и однажды составят конкуренцию ему самому.
Как бывшие подчиненные Маска становятся его конкурентами
Forbes рассказывает о пяти бывших сотрудниках Tesla, которые продолжают работать над электрификацией и автоматизацией автоиндустрии. Их компании уже оцениваются в общей сложности примерно в $30 млрд. «Минфин» выбрал главное.
Стерлинг Андерсон
Aurora Innovation, сооснователь и директор по продукту
Ученый Стерлинг Андерсон, получивший образование в Массачусетском технологическом институте (MIT), пришел в Tesla в 2013 году. Он работал над кроссовером Model X и возглавлял разработку технологии беспилотного вождения Autopilot. «Это как вместе воевать в окопах, — говорит он о своей работе в Tesla. — В таких тяжелых условиях люди выстраивают самые крепкие связи».
Андерсон ушел из Tesla в 2016 году, чтобы запустить производителя беспилотных автомобилей Aurora Innovation. К его команде присоединились бывший руководитель подразделения Google по разработке беспилотных автомобилей Крис Урмсон и исследователь искусственного интеллекта из Университета Карнеги-Меллона Дрю Бэгнелл.
Aurora получила больше $1 млрд от инвесторов и в декабре 2020 года приобрела «беспилотный» бизнес Uber, повысив свои шансы стать крупным игроком в этой области. На данный момент она наладила техническое партнерство с Uber, производителем грузовиков Paccar и Toyota. После сделки с Uber оценка стартапа из Кремниевой долины выросла примерно до $10 млрд.
Читайте также: Как Маск «рулит» фондовым рынком
Джин Бердичевский
Сооснователь и генеральный директор Sila Nanotechnologies
Бердичевский устроился в Tesla в 2004 году, став седьмым по счету сотрудником. Он пришел на должность главного инженера по аккумуляторам для первого потребительского автомобиля компании под названием Roadster.
К моменту создания автомобиля Бердичевского больше интересовал поиск новых способов сделать литий-ионные аккумуляторы, с которыми он работал, значительно дешевле и эффективнее. «После выпуска Roadster я должен был решить, создавать ли свою компанию или оставаться и работать над Model S», — рассказывает он.
В 2008 году Бердичевский покинул Tesla, а в 2011-м — основал проект Sila Nano. С тех пор его компания разработала кремниевый анод, способный заменить в аккумуляторах более дорогой графит. Как заявляет компания, этот материал мог бы сделать аккумуляторы, которые используют Tesla и другие производители электромобилей, как минимум на 20% более эффективными, а позднее, возможно, повысить производительность на 50%.
Стартап привлек $930 млн от инвесторов. Из них $590 млн были собраны в ходе январского раунда, где Sila Nano была оценена в $3,3 млрд и получила средства на первый крупный завод, который планирует запустить в 2024 году. «Это был долгий путь, но в целом мне нравится этим заниматься», — говорит предприниматель.
Читайте также: Маск рассчитывает заработать на спекуляциях валютами
Хенрик Фискер
Сооснователь и генеральный директор Fisker Inc.
Знаменитый дизайнер, когда-то стилизовавший родстер-кабриолет BMW для Джеймса Бонда и руководивший дизайном в Aston Martin, консультировал Tesla в проекте Model S. Илону Маску его дизайн не понравился и в 2008 году он подал на Фискера в суд, утверждая, что датский предприниматель подписал контракт, только чтобы шпионить за Tesla. Сам Фискер это отрицал, а Маску не удалось доказать обратное в суде.
Первую попытку стать конкурентом Tesla Фискер предпринял в своем стартапе Fisker Automotive. Он намеревался вывести на рынок электромобиль класса люкс Karma с гибридным электро-бензиновым приводом. Однако его проект провалился из-за череды проблем — возгораний аккумуляторных батарей, дефектов сборки и даже потери партии автомобилей во время урагана в 2012 году. Спустя два года Фискер свернул проект.
Теперь он вернулся на рынок с новой компанией под названием Fisker Inc. Фискер собирается продавать электрические внедорожники Ocean с начальной ценой в $37 500, которые будут напрямую конкурировать с кроссоверами Tesla Model Y.
Fisker Inc., ставшая публичной в 2020 году благодаря слиянию со специальной компанией-«пустышкой» SPAC, планирует запустить производство только через год, но уже имеет рыночную капитализацию в $4 млрд и около $1 млрд от инвесторов на разработку продукта.
«На самом деле автомобильная промышленность — это не та отрасль, в которую Кремниевая долина должна или хочет инвестировать, — говорит Фискер, вспоминая финансовые проблемы, возникшие в Fisker Automotive. — Tesla справилась с этой проблемой довольно быстро. Когда Илон начал работать в Tesla, у него было много денег от PayPal, и это помогло. Затем, в начале 2010 года, ему удалось вывести компанию на биржу. У нас все было по-другому».
Читайте также: Химия, таблетки и деньги: куда инвестирует Рэй Далио
Питер Роулинсон
Сооснователь и генеральный директор Lucid Motors
Роулинсон, много лет проработавший в Jaguar и Lotus, пришел в Tesla в 2009 году. Они с Маском отлично ладили — по крайней мере сначала. «Мы оба были помешаны на стремлении к новым вершинам в технологиях и инженерном деле — и не было предела совершенству», — рассказывает Роулинсон. Он был главным инженером электроседана Tesla Model S, вышедшего в 2012 году и установившего новую планку для автомобилей на аккумуляторах.
Джей Би Страубель
Сооснователь и генеральный директор Redwood Materials
Как и Маск, Страубель был соучредителем Tesla. Он занимал должность технического директора с первых дней компании до 2019 года. Его давняя мечта заключалась в том, чтобы производить электромобили и снижать загрязнение атмосферы углекислым газом.
Теперь его стартап Redwood Materials занимается переработкой аккумуляторов, чтобы литий, кобальт и никель из использованных аккумуляторов автомобилей Tesla и других производителей не попадали на свалки.
В сентябре 2020 года компания из Карсон-Сити, штат Невада, объявила, что привлекла от инвесторов $40 млн и начала работать над проектами по переработке с Panasonic и Amazon. «Чтобы бороться с изменениями климата, мы должны устранить воздействие наших продуктов на окружающую среду», — заявил Страубель во время сбора средств.
Если предположить, что Страубель сохранил долю в Tesla и учесть акции, которые он получил как член совета директоров производителя аккумуляторов QuantumScape, в которого инвестировал Билл Гейтс, то состояние бывшего топ-менеджера Tesla можно оценить в $1 млрд, подсчитал Forbes.
Комментарии - 11
многие из которых умнее его — это даёт толчёк развитию целой отрасли…
В Украине же обычно нанимают сотрудников тупее своего руководителя и поэтому многие украинские проекты умирают в зародыше, так ничего и не родив…
Він відшукує таланти, об'єднує їх і створює інженерні шедеври.
Таланти самі по собі не зможуть скласти Маску достойну конкуренцію, бо їм не вистачає геніальності.
Разные пути были видны даже невооружённым взглядом, особенно при работе над проектом космического челнока «Буран».
Пока агенты КГБ не украли у США несколько образцов термозащитных керамических плиток — весь проект тупо застрял на защите корпуса планера от перегрева.
Отличительная особенность от американского проекта спейс-шаттл была только одна — программа автоматической (беспилотной) посадки.
— ви так пишете, наче Маски і Джобси на дорогах валяються :)
Згоден, що майбутнє невідоме і прогнози справа невдячна.
Але за моїми суб'єктивними оцінками всі ці новоспечені Aurora, Fisker, Lucid лише доять інвесторів, мавпуючи Маска. Стати реальними конкурентами для Tesla вони не зможуть, в кращому випадку — закріпляться в певній вузькій ніші.
Але Адольф і Рудольф були «рівними», тому й конкуренція була +/- рівною. У випадку з Маском я поки не бачу, щоб хтось з його підлеглих був рівний йому і склав достойну конкуренцію.