Минфин - Курсы валют Украины

Установить
24 февраля 2021, 14:56 Читати українською

Как бывшие подчиненные Маска становятся его конкурентами

Основатель Tesla и SpaceX, миллиардер Илон Маск породил новое поколение «мафии» — бывших сотрудников компании, которые стали успешными основателями или инвесторами множества стартапов и однажды составят конкуренцию ему самому.

Илон Маск, Tesla, конкуренты, электромобили, машины
фото: drive.ru

Forbes рассказывает о пяти бывших сотрудниках Tesla, которые продолжают работать над электрификацией и автоматизацией автоиндустрии. Их компании уже оцениваются в общей сложности примерно в $30 млрд. «Минфин» выбрал главное.

Стерлинг Андерсон

Aurora Innovation, сооснователь и директор по продукту

Ученый Стерлинг Андерсон, получивший образование в Массачусетском технологическом институте (MIT), пришел в Tesla в 2013 году. Он работал над кроссовером Model X и возглавлял разработку технологии беспилотного вождения Autopilot. «Это как вместе воевать в окопах, — говорит он о своей работе в Tesla. — В таких тяжелых условиях люди выстраивают самые крепкие связи».

Андерсон ушел из Tesla в 2016 году, чтобы запустить производителя беспилотных автомобилей Aurora Innovation. К его команде присоединились бывший руководитель подразделения Google по разработке беспилотных автомобилей Крис Урмсон и исследователь искусственного интеллекта из Университета Карнеги-Меллона Дрю Бэгнелл.

Aurora получила больше $1 млрд от инвесторов и в декабре 2020 года приобрела «беспилотный» бизнес Uber, повысив свои шансы стать крупным игроком в этой области. На данный момент она наладила техническое партнерство с Uber, производителем грузовиков Paccar и Toyota. После сделки с Uber оценка стартапа из Кремниевой долины выросла примерно до $10 млрд.

Читайте также: Как Маск «рулит» фондовым рынком

Джин Бердичевский

Сооснователь и генеральный директор Sila Nanotechnologies

Бердичевский устроился в Tesla в 2004 году, став седьмым по счету сотрудником. Он пришел на должность главного инженера по аккумуляторам для первого потребительского автомобиля компании под названием Roadster.

К моменту создания автомобиля Бердичевского больше интересовал поиск новых способов сделать литий-ионные аккумуляторы, с которыми он работал, значительно дешевле и эффективнее. «После выпуска Roadster я должен был решить, создавать ли свою компанию или оставаться и работать над Model S», — рассказывает он.

В 2008 году Бердичевский покинул Tesla, а в 2011-м — основал проект Sila Nano. С тех пор его компания разработала кремниевый анод, способный заменить в аккумуляторах более дорогой графит. Как заявляет компания, этот материал мог бы сделать аккумуляторы, которые используют Tesla и другие производители электромобилей, как минимум на 20% более эффективными, а позднее, возможно, повысить производительность на 50%.

Стартап привлек $930 млн от инвесторов. Из них $590 млн были собраны в ходе январского раунда, где Sila Nano была оценена в $3,3 млрд и получила средства на первый крупный завод, который планирует запустить в 2024 году. «Это был долгий путь, но в целом мне нравится этим заниматься», — говорит предприниматель.

Читайте также: Маск рассчитывает заработать на спекуляциях валютами

Хенрик Фискер

Сооснователь и генеральный директор Fisker Inc.

Знаменитый дизайнер, когда-то стилизовавший родстер-кабриолет BMW для Джеймса Бонда и руководивший дизайном в Aston Martin, консультировал Tesla в проекте Model S. Илону Маску его дизайн не понравился и в 2008 году он подал на Фискера в суд, утверждая, что датский предприниматель подписал контракт, только чтобы шпионить за Tesla. Сам Фискер это отрицал, а Маску не удалось доказать обратное в суде.

Первую попытку стать конкурентом Tesla Фискер предпринял в своем стартапе Fisker Automotive. Он намеревался вывести на рынок электромобиль класса люкс Karma с гибридным электро-бензиновым приводом. Однако его проект провалился из-за череды проблем — возгораний аккумуляторных батарей, дефектов сборки и даже потери партии автомобилей во время урагана в 2012 году. Спустя два года Фискер свернул проект.

Теперь он вернулся на рынок с новой компанией под названием Fisker Inc. Фискер собирается продавать электрические внедорожники Ocean с начальной ценой в $37 500, которые будут напрямую конкурировать с кроссоверами Tesla Model Y.

Fisker Inc., ставшая публичной в 2020 году благодаря слиянию со специальной компанией-«пустышкой» SPAC, планирует запустить производство только через год, но уже имеет рыночную капитализацию в $4 млрд и около $1 млрд от инвесторов на разработку продукта.

«На самом деле автомобильная промышленность — это не та отрасль, в которую Кремниевая долина должна или хочет инвестировать, — говорит Фискер, вспоминая финансовые проблемы, возникшие в Fisker Automotive. — Tesla справилась с этой проблемой довольно быстро. Когда Илон начал работать в Tesla, у него было много денег от PayPal, и это помогло. Затем, в начале 2010 года, ему удалось вывести компанию на биржу. У нас все было по-другому».

Читайте также: Химия, таблетки и деньги: куда инвестирует Рэй Далио

Питер Роулинсон

Сооснователь и генеральный директор Lucid Motors

Роулинсон, много лет проработавший в Jaguar и Lotus, пришел в Tesla в 2009 году. Они с Маском отлично ладили — по крайней мере сначала. «Мы оба были помешаны на стремлении к новым вершинам в технологиях и инженерном деле — и не было предела совершенству», — рассказывает Роулинсон. Он был главным инженером электроседана Tesla Model S, вышедшего в 2012 году и установившего новую планку для автомобилей на аккумуляторах.

В том же году Роулинсон покинул компанию: ему нужно было заботиться о больной матери, и он уже несколько разочаровался в Маске и его проекте разработки Model X.
Сейчас Роулинсон руководит стартапом Lucid Motors, производящим электромобили в Ньюарке, штат Калифорния. Lucid Motors получили $1,3 млрд от Саудовской Аравии и этой весной планируют начать поставки роскошных электроседанов Air, способных проехать более 800 км на одной зарядке и стоящих $169 тыс. «Я не конкурирую с продуктом Tesla. Я соревнуюсь с Mercedes-Benz», — говорит Роулинсон.

Джей Би Страубель

Сооснователь и генеральный директор Redwood Materials

Как и Маск, Страубель был соучредителем Tesla. Он занимал должность технического директора с первых дней компании до 2019 года. Его давняя мечта заключалась в том, чтобы производить электромобили и снижать загрязнение атмосферы углекислым газом.

Теперь его стартап Redwood Materials занимается переработкой аккумуляторов, чтобы литий, кобальт и никель из использованных аккумуляторов автомобилей Tesla и других производителей не попадали на свалки.

В сентябре 2020 года компания из Карсон-Сити, штат Невада, объявила, что привлекла от инвесторов $40 млн и начала работать над проектами по переработке с Panasonic и Amazon. «Чтобы бороться с изменениями климата, мы должны устранить воздействие наших продуктов на окружающую среду», — заявил Страубель во время сбора средств.

Если предположить, что Страубель сохранил долю в Tesla и учесть акции, которые он получил как член совета директоров производителя аккумуляторов QuantumScape, в которого инвестировал Билл Гейтс, то состояние бывшего топ-менеджера Tesla можно оценить в $1 млрд, подсчитал Forbes.

Комментарии - 11

+
+62
Qwerty1999
Qwerty1999
24 февраля 2021, 16:11
#
Илон Маск делает всё правильно, нанимая на работу лучших из лучших,
многие из которых умнее его — это даёт толчёк развитию целой отрасли…

В Украине же обычно нанимают сотрудников тупее своего руководителя и поэтому многие украинские проекты умирают в зародыше, так ничего и не родив…
+
0
ballistic
ballistic
24 февраля 2021, 16:59
#
Маск геній, який бачить те, що не бачать інші.
Він відшукує таланти, об'єднує їх і створює інженерні шедеври.
Таланти самі по собі не зможуть скласти Маску достойну конкуренцію, бо їм не вистачає геніальності.
+
+13
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
25 февраля 2021, 10:17
#
Поживемо — побачимо, нічого не відомо про майбутнє, і ніякому таланту нічого не заважає знайти собі нового генія, такого як Маск чи Джобс. Конкурувати можуть і системи і люди, чи люди з системами, які діють зовсім по різному. Для прикладу космічна гонка 1950−1960-х, з одного боку вибудовувалася система — НАСА, з іншого всім керувала одна людина — Корольов, і ці дві сторони можна сказати на рівних конкурували одна з одною, пори Корольов живий був…
+
+3
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
25 февраля 2021, 10:53
#
Ага… так і було. А нічого, що есесесер вивіз всі матеріали по ракетам з Німеччини, а сам ФонБраун поїхав в США і на початку гонки конкурував сам проти своїх ідей? Корольов, звісно, геніальний конструктор, але поштовх пішов від Німеччини. Гітлер мав корисну рису, він мислив масштабно, міг створити щось велике, хоча часто і безглузде. Але ракетна галузь зародилася там і лише отримала розвиток в совку та США.
+
+13
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
25 февраля 2021, 12:06
#
Я писав про конкуренцію, а не про те, що і де зародилося, те що було вивезено в 1940-х з Німеччини, має мало стосунку до того, що відбувалося за 20 років після завершення війни, німецькі розробки і науковці було основою для початку розвитку ракетних програм як в СССР так і США, а пішли ці програми різними шляхами і кожна мала свій підхід, та свої технології, про що я і писав
+
+3
Qwerty1999
Qwerty1999
25 февраля 2021, 12:27
#
Олександр Міщенко

Разные пути были видны даже невооружённым взглядом, особенно при работе над проектом космического челнока «Буран».

Пока агенты КГБ не украли у США несколько образцов термозащитных керамических плиток — весь проект тупо застрял на защите корпуса планера от перегрева.

Отличительная особенность от американского проекта спейс-шаттл была только одна — программа автоматической (беспилотной) посадки.
+
0
ballistic
ballistic
25 февраля 2021, 12:36
#
«ніякому таланту нічого не заважає знайти собі нового генія«
— ви так пишете, наче Маски і Джобси на дорогах валяються :)

Згоден, що майбутнє невідоме і прогнози справа невдячна.
Але за моїми суб'єктивними оцінками всі ці новоспечені Aurora, Fisker, Lucid лише доять інвесторів, мавпуючи Маска. Стати реальними конкурентами для Tesla вони не зможуть, в кращому випадку — закріпляться в певній вузькій ніші.
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
25 февраля 2021, 21:32
#
Всяке буває, колись у 1940-х наприклад посварилися два брати, поділили батьківський спадок і кожен пішов своєю дорогою, але їхні фірми і у 2020-х у результаті тієї сварки досі є конкурентами: Adidas i Puma. Та і стосовно Маска, ще 5−10 років багато хто думав, що він лише «доє інвесторів»
+
0
ballistic
ballistic
26 февраля 2021, 0:38
#
Так, історія Дасслерів якраво показує, як на енергії високої конкуренції створюються досконалості.
Але Адольф і Рудольф були «рівними», тому й конкуренція була +/- рівною. У випадку з Маском я поки не бачу, щоб хтось з його підлеглих був рівний йому і склав достойну конкуренцію.
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
25 февраля 2021, 21:38
#
А стосовно геніїв на дорозі, насправді їх набагато більше існує і можна сказати, що вони на дорозі валяються, але потрібні умови для розкриття цієї геніальності. США це лише 4% населення планети, але Маск і Джобс розкрилися там, так само як Баффет і Цукерберг, отже у світі існує ще як мінімум 96 людей подібних здібностей, але якщо така людина народилася у КНДР чи Туркменісталі наприклад, то скоріше за все їй доведеться все життя провалятися на дорозі, і її так ніхто не підбере і ніхто про неї нічого не дізнається…
+
0
ballistic
ballistic
26 февраля 2021, 0:40
#
Згоден, що «геніїв 3-го роду» дуже багато, як грязі. Але вони в цьому житті ніколи не піднімуться і не засяють. ;)
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться