Цель любого бизнеса — прибыль. Время от времени ее нужно фиксировать, чтобы убедиться в правильности выбранного направления. Кроме того, промежуточный результат — лучшая мотивация для продолжения процесса, считает Сергей Жуйков, управляющий директор, партнёр Blackshield Capital. Он рассказал НВ, как фиксировать прибыль от инвестиций. «Минфин» выбрал самое интересное.
Страх против жадности: когда выходить из инвестиции
Прибыль — мерило успеха
Инвестиционный бизнес не отличается от любого другого. Независимо от горизонта инвестирования — два года или семь лет — периодический выход в прибыль (частичный или полный take-profit) должен быть обязательно.
Так мы не только стараемся своевременно зафиксировать позиции с уже ограниченным потенциалом роста, но и «подпитываем» портфель успешными сделкам для дальнейшей работы с активами. Это важно как для управляющего активами, так и для клиента.
Особенно для клиента. Вкладывая деньги и длительное время и не получая видимого результата от инвестиции, он может потерять интерес к инвестированию. Ведь клиенты преимущественно — люди бизнеса, и реализованная (а не «бумажная») прибыль для них — мерило успеха, а ее фиксация — реперная точка.
Читайте также: Через 5 лет сбережения могут превратиться в фантики: что с этим делать
Страх противостоит жадности
Казалось бы, что тут сложного? Раз в квартал или раз в полгода зафиксировать прибыль по той или иной инвестиции, встретиться управляющему активами с клиентом, пожать руку, порадоваться результату и обсудить планы на будущее. Но не все так просто.
Главный вопрос, который волнует обе стороны: как определить идеальные точки входа в инвестицию и, соответственно, точку выхода из нее? Извечное противостояние страха и жадности.
Как решить этот вопрос
Универсального ответа на него не существует. Задача управляющего активами — быть глубоко в процессе. Инвестиции в активы — это не азартная игра, а глубокое изучение секторов экономики, бизнеса работающих в них компаний, трендов, а также постоянная работа над повышением собственной эмоциональной устойчивости.
Заходить в инвестицию в момент падения и выходить из нее в самый разгар роста, когда все еще ждут и надеются, а вы с клиентом решаете зафиксировать прибыль и сократить позиции. Всегда будет риск и сомнения: правильно ли поступили, не упустили ли возможность заработать больше. Избавиться от этих сомнений не под силу даже обладателю стальных нервов и дара смотреть на десять шагов вперед.
Оценить правильность или неправильность действия можно только спустя время, и то — очень условно. Ладно бы еще рынок был стабильный, но ведь он крайне волатильный, особенно сейчас — большая эмиссия денежной массы, много игроков на рынке.
Читайте также: Топ-5 акций, которые купила семья Джонсонов в 2021 году
Рецепта успеха нет
Вы можете быть качественно подготовлены, глубоко изучить бизнес компаний, в которые инвестируете, и потенциал их роста. Но все это не помешает рынку играть против вас. Вы уверены в том, что все предусмотрели, в правильности своей позиции: переждали, не вышли в прибыль. Но потом излишне расстраиваетесь, осознавая, что можно было сделать это на гребне волны. И таких ситуаций достаточно в практике любого профессионального управляющего капиталом.
Идеального решения, обеспечивающего полный эмоциональный штиль и управляющему, и клиенту, не существует. Вспомним Нассима Талеба и его «Антихрупкость»: «Шум постоянных колебаний лучше штиля, который грозит неожиданным штормом».
Что значит пассивно-активное управление
Не идеальной, но оптимальной в данном случае является концепция пассивно-активного управления. Она заключается в периодическом выходе в прибыль для последующего реинвестирования. Таким образом, клиент и видит результат, периодически фиксируя реальную прибыль, и остается в процессе.
Выгодно — оставаться в той же позиции (компании), и выходить в прибыль в размере ее прироста за период.
К примеру, показала компания «плюс 30», вот эти плюс 30 вы «сняли», при этом сохраняете компанию в своем инвестиционном портфеле. Для быстрорастущей технологической компании «плюс 30%» может быть всего лишь началом. Ее потенциал роста может быть и выше 100%.
Задача управляющего в этом процессе — адекватная оценка компании путем глубокого изучения ее бизнеса и максимально возможного количества факторов, влияющих на нее и сектор экономики, в котором она работает.
И при этом важно помнить: просчитать все невозможно, всегда есть фактор рынка, черные лебеди. Излишняя осторожность, продиктованная страхом и неуверенностью, бывает не менее губительна, чем самоуверенность и необоснованный риск.
Читайте также: Почему для поколения «гамбургеров» важен пассивный доход
Комментарии - 2