Несмотря на катастрофическое падение экономики из-за военного нападения России, Нацбанк прогнозирует, что уже в следующем году ВВП начнет восстанавливаться. Ко Дню Независимости Украины «Минфин» узнавал у экспертов и читателей, разделяют ли они этот оптимизм, и какой вообще видят украинскую экономику после нашей победы.
Что будет с экономикой Украины после победы: что говорят эксперты и во что верят наши читатели
Большинство аудитории нашего сайта скептически относятся к возможности быстрого экономического роста в стране. Участие в опросе приняли более 1 100 респондентов. 51% из них убеждены, что на восстановление экономики до довоенного уровня понадобятся десятилетия.
Еще 28% читателей, которые приняли участие в опросе, считают, что после победы экономика Украины останется аграрно-сырьевой. И только 21% посетителей сайта верят в то, что наша страна сможет кардинально измениться и построить современную, высокотехнологичную экономику.
Эксперты, с которыми пообщался «Минфин», также обращают внимание на проблемы, с которыми после войны будет сталкиваться Украина, но отмечают и перспективы стремительного развития. Конечно, если Украина будет делать шаги в правильном направлении.
Нашим союзникам нужно, чтобы уровень жизни в Украине достиг хотя бы показателей Румынии и Польши
Григорий Кукуруза, экономист Ukraine Economic Outlook
Точно ответить, как именно будет развиваться экономика Украины в следующие несколько лет, невозможно, поскольку само развитие/изменения будут определяться военными и политическими факторами.
Возможно только очертить сценарии. А взвешивать их по вероятности и риску реализации должен каждый самостоятельно.
Если обобщить — экономика Украины адаптировалась. Сумма внешней поддержки также стабилизировалась. На данном этапе, базовый сценарий — это постепенное, плавное восстановление. Прогнозы отличаются как госорганов, так и банков, но находятся в одном диапазоне: 3−7% прироста реального ВВП в 2023—2024 годах.
По оценкам Национального банка, по состоянию на первое полугодие мы уже потеряли 25% производственного потенциала (средств производства: как оборудования, территорий, так и населения). То есть ожидать резкого возвращения на уровень жизни 2021 года в ближайшей перспективе, если не будет резких изменений, не стоит.
2022 год — это не спад для экономики Украины, а калибровка под новый уровень производственных мощностей, достаточности капитала, стоимости средств, доступности квалифицированной рабочей силы.
Пока миграция, в отличие от 2014−2015, сдерживается закрытыми границами. Номинально зарплаты остались на довоенном уровне. Но это не стойкое конкурентное преимущество для украинского производства. Поэтому важно быть реалистами. Возможен сценарий, при котором мы одержим военную победу, но восстановление экономики будет сложным, поэтапным и длительным процессом.
До завершения военного положения дефицит бюджета продолжит в какой-то, но заметной, степени финансироваться прямой эмиссией. Важно откровенно признать, что профинансировать военные расходы без инфляционного налога невозможно. Инфляция 2023 года будет ориентировочно на таком же уровне, как и в 2022 году (дефлятор ВВП). Превышение инфляции в нашей экономике над экономиками основных торговых партнеров должно компенсироваться ослаблением гривны. Это ключевой принцип до завершения военного положения.
Есть ли более оптимистичные сценарии? Вполне вероятен и сценарий «rocket recovery». Наши внешние союзники подтвердили, что для их безопасности необходима стабильная Украина. Что требует выравнивания уровня жизни хотя бы до показателей Румынии, Польши, Прибалтики.
То есть должно быть активное послевоенное восстановление на средства Запада. Корректно будет отметить, что деньги не налогоплательщиков ЕС или США, а конфискованные российские активы в рамках выплат репараций Украине. Напомню, если учитывать все косвенные убытки, несколько параллельных подсчетов не связанных между собой групп экономистов показывают их ориентировочную оценку в $0,8−1 трлн. Это эквивалент 6-ти ВВП Украины по состоянию на 2022 год.
Читайте также: У нас недостаточно облагаются табак, алкоголь и нефтепродукты
Население Украины будет сокращаться до 25 млн в 2035 году, из которых более 20% — пенсионеры
Андрей Длигач, глава Advanter Group, соучредитель Центра экономического восстановления
Иностранные инвесторы будут интересоваться в Украине переработкой агропродукции (в том числе глубинной). Энергетической сферой — от генерации до сохранения, в частности водородными технологиями. Проектами, связанными с добычей и обогащением полезных ископаемых (при условии демонополизации и преодоления коррупции в этой сфере). А также логистикой и строительством.
Население Украины будет драматически сокращаться до 25 млн в 2035 году. Так же процент пенсионеров будет выше 20%. Чтобы предотвратить это, государство уже сейчас должно радикально изменить экономическую политику и систему образования.
Украина должна уже в 2025 году стать самой привлекательной страной для развития человека, ведения бизнеса, талантов и инноваторов. Тогда и рост ВВП будет выше 7% в год. И будут возвращаться украинцы, и будут приезжать таланты, и инвесторы будут вкладывать в прорывные украинские проекты. И Украина станет настоящей страной-единорогом среди стран-стартапов.
Гривна будет переживать взлеты и падения. Однако этот полет будет оставаться управляемым.
В Украине будут легализованы виртуальные активы в широком диапазоне — и это позволит стать одним из мировых нео-финансовых центров. Хотя, это будет именно о новой Украине, которая объединит людей с современными ценностями, прогрессоров во всем мире.
Читайте также: Наши вынужденные переселенцы за рубежом: планируют ли они возвращаться
После окончания войны вероятно укрепление гривны
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина
Трудно спрогнозировать, какой будет экономика через 3−5 лет. Скорее всего, будет развиваться сельское хозяйство и IT.
Какая перспектива у металлургии — трудно сказать. Если мы отобьем восточные области и будет определенная стабильность, то будут восстанавливать и эту отрасль, она будет развиваться. Если это будет вялый конфликт, вроде сирийского, то перспективы металлургии печальны.
После окончания войны (или горячей ее фазы) восстановление разрушенных объектов будет давать хорошие темпы роста ВВП. Но дальше — неизвестно. По сути, Украина остается отсталой экономикой и война пока нас в этом плане никак в позитивную сторону не изменила. Хотелось бы верить в возможность вступления в ЕС, но все зависит от нас.
Пока будет война, давление на гривну будет оставаться. После окончания очень вероятно определенное укрепление, но не думаю, что это будет возвращение к довоенным уровням. Как минимум, Министерство финансов будет против такого развития событий, ведь это приведет к падению доходов.
Читайте также: Всем по 10%: детали новой налоговой реформы
На инвестклимат сейчас негативно влияют война, коррупция и слабая судебная система
Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации
Очевидно, что война сильно пошатнула экономику страны и бизнес. По прогнозам НБУ, экономика нашего государства по итогам 2022 года сократится на треть и начнет восстанавливаться во втором квартале 2023 года. Хотя, с какими темпами, сейчас спрогнозировать сложно. Ведь все зависит от того, как будут развиваться события на фронте, будут ли возвращаться боевые действия на определенные территории
Почему эти показатели влияют? Недавно мы провели опрос Индекса инвестиционной привлекательности страны. Согласно полученным результатам, военная агрессия России против Украины ожидаемо возглавила перечень факторов, которые негативно повлияли на инвестиционный климат. Однако, на втором месте оказались традиционные, к сожалению, вопросы коррупции, на третьем — слабая судебная система.
От скорости установления мира в стране, темпов эффективной борьбы с коррупцией и установления верховенства права, экономического развития будет зависеть, будет ли увеличиваться или сокращаться население страны. Ведь в целом у нас, как у страны, есть колоссальный потенциал и прекрасные возможности человеческих, природных и земельных ресурсов,
Также сейчас у нас есть просто колоссальная поддержка международного сообщества. Да, мы получили эту поддержку ценой больших жертв, значит, стоит приложить еще больше усилий, чтобы она превратилась в весомые результаты. Тогда, думаю, есть все шансы, что и население, которое выехало из страны, — вернется.
Даже сейчас, в период войны, интерес у инвесторов к Украине есть. К примеру, это было ощутимо на конференции в Лугано. Особый интерес был в агронаправлении, а также в инновациях и креативной индустрии.
Читайте также: Прогноз по доллару и евро в Украине: 3 главных фактора, которые определят курс гривны
Что касается вступления в ЕС — уверена, что если мы выполним все условия, которые возложены на нас как на страну, — вопросов с этим не будет. Так, за последние шесть месяцев мы показали всему миру, насколько мы целеустремленные, патриотические и трудолюбивые. Что для защиты себя, страны, своих прав и свобод готовы на все. Поэтому уверена, что и все условия мы выполним, и в конечном итоге станем равноправной частью европейской семьи.
Украина будущего — это страна с либеральными налогами и сильным ВПК
Анатолий Амелин, соучредитель аналитического центра «Украинский институт будущего»
Украинский институт будущего отталкивается от нескольких сценариев. Основной из них предусматривает завершение войны до конца этого года или до конца зимы, то есть в январе-феврале следующего года. Активное восстановление экономики Украины начнется с весны-лета 2023 года.
В рамках этого сценария есть несколько факторов, которые будут влиять на развитие украинской экономики и то, какие сектора будут в приоритете государственной политики и международной помощи.
Краткосрочные шаги можно разбить на несколько блоков. Первое — это восстановление жилищной, транспортной, энергетической, коммунальной инфраструктуры. Важную роль в этом процессе будут играть наши партнеры. Кроме того, речь идет о строительстве аэропортов, евроколеи, ускорении железнодорожного сообщения, улучшении портовой инфраструктуры.
Во время боевых действий разрушено около 200 предприятий, включая крупнейшие металлургические, машиностроительные, нефтеперерабатывающие заводы. Эти предприятия принадлежали к советской индустриальной эпохе. При наличии антикризисного плана, стимулирования и защиты инвестиций, Украина получит возможности для строительства модерновых современных предприятий. Это существенно изменит структуру экономики страны. Но стоит учитывать, что цикл проектирования и строительства завода — 3−5 лет.
Таким образом, в краткосрочной перспективе Украина — это восстановление и реновация. А в долгосрочной — она будет модерновой страной, которая создает условия для инноваций.
На первом этапе важное место здесь будет занимать военно-промышленный комплекс. По примеру Израиля, Украина должна создать экосистему оборонных технологий, которая будет включать инновационную систему, государственное финансирование и госзаказ, работу бизнес-инкубаторов, систему образования, инвестиции в стартапы.
Экосистема ВПК и создание продуктов двойного назначения обеспечат эффективные оборонные системы для самой страны, а также продукты, востребованные во всем мире, с высокой добавленной стоимостью.
Украина будущего — это страна с комфортным бизнес-климатом, либеральными налогами, эффективным цифровым государственным регулированием, сильным ВПК и одной из лучших армий в Европе.
Кроме этого, благодаря большим запасам газа и нефти, Украина сможет не только обеспечивать свои внутренние потребности, но и станет одним из европейских энергетических хабов.
Мы уже видим роль Украины на мировом рынке продовольствия. Она и дальше будет оставаться важным элементом системы мировой продовольственной безопасности.
В самой долгосрочной перспективе Украина будет хай-тек страной, где бизнес и экономика высокотехнологичны, высокое качество жизни, медицины, образования. Благодаря устройству взаимодействия общества и государства, где государство — это функция для граждан, Украина может стать магнитом и для жителей Европы.
Размер ВВП Украина может вернуть на довоенный уровень в течение 3−4 лет. А через 10 лет ВВП страны может достигнуть $700−800 млрд. Но это при условии реализации программы Украинского института будущего, основные направления которой я рассказал выше.
Решение о вступлении Украины в ЕС будет в большей степени политическим. Вероятность такая есть. Но меня в этом вопросе больше интересуют 2 момента. Первый — это наша судебная система, при которой защита частной и интеллектуальной собственности, свобод граждан будет соответствовать европейским стандартам. С другой стороны, важен доступ украинского бизнеса на европейский рынок. Это позволит привлекать в страну огромный капитал, чтобы создавать продукцию здесь и продавать на европейский рынок.
В ближайшие полгода я ожидаю ослабления гривны. Но в долгосрочной перспективе, когда начнется реновация и восстановление, в Украину будут заходить западные деньги, которые нужно будет конвертировать в гривну. Это укрепит национальную валюту.
Комментарии - 19
Як вирішити, гадаю прийняттям України в НАТО та ЄС, як це було реалізовано з Балтійськими країнами, але це рішення треба прийняти нашим партнерам швидко «у вікно», яке виникне коли «балалаїшна» матиме внутрішні проблеми після поразки у війні з Україною їй буде деякий час мінімум 3−5 років не до України.