Прошлый год Украина прошла со значительно лучшими результатами, чем казалось в начале полномасштабной войны. Уже в этом году ожидается стабилизация экономики и начало ее восстановления. На чем основываются эти расчеты, разбирался «Минфин».
Экономика Украины-2023: что будет с курсом, ценами и производством
Как экономика закончила первый военный год
Прошлый год начинался для украинской экономики достаточно положительно. Конечно, если не учитывать угрозу российского вторжения, о которой предупреждали западные союзники, а внутри страны ее преимущественно называли маловероятной. По итогам 2021 года, ВВП впервые в истории достиг отметки $200 млрд. По прогнозам правительства, в 2022 году он должен был вырасти еще на 3,6%.
Гривна, по мнению большинства экспертов, должна была демонстрировать лишь незначительное ослабление — к концу года, по опросу «Минфина», курс должен был составлять 28,15 грн/$. Инфляция, как ожидалось, должна была ускориться и достичь (по базовому сценарию) 8,5%. Такие показатели предусматривались из-за общемировой тенденции удорожания сырья, особенно энергоносителей.
Все эти прогнозы не оправдались даже примерно из-за одного единственного фактора — войны, из-за которой наша страна временно потеряла часть промышленно активных территорий, за границу выехали миллионы людей, была уничтожена значительная часть инфраструктуры и предприятий, украинский экспорт заблокирован
Окончательные экономические показатели 2022 года еще не определены, но, по предварительным оценкам Минэкономики, ВВП сократилось на 32%. Хотя, при нынешних обстоятельствах, это неплохой результат. Еще весной Всемирный банк прогнозировал сокращение украинской экономики по результатам года на 45%, МВФ — на 35%.
Власти были в своих прогнозах более осторожными, ведь экономические показатели напрямую зависели от ситуации на фронте, которую трудно было спрогнозировать. Премьер Денис Шмигаль заявлял, что ВВП по итогам года может сократиться на 30−50%. Таким образом, в реальности падение оказалось примерно на том уровне, который в начале полномасштабной войны казался оптимистичным.
Инфляция, по предварительным оценкам, составляет чуть меньше 26%, и осенью она начала постепенно замедляться. Нацбанк осторожно констатирует, что инфляция оказалась больше, чем заявляли эксперты в начале войны. Так, Всемирный банк ожидал, что она составит 15−20%, а Нацбанк прогнозировал превышение отметки в 20%.
По оценкам НБУ, украинская экономика начала постепенно восстанавливаться, начиная с 3 квартала прошлого года. «Этому способствовали сначала стабилизация фронта, а затем освобождение ВСУ уже более половины оккупированных в 2022 году территорий. Следовательно, постепенно налаживались производство и цепи поставок», — объяснил регулятор. Также начало работы «зернового коридора» помогло не только продать часть собранного урожая, но и поддержало работу транспорта и логистического сервиса.
Вместе с тем, усугубляют ситуацию в стране российские удары по энергетической инфраструктуре. Как отмечают в НБУ, это сокращает объемы производства и повышает себестоимость продукции.
Новый год будет означать для Украины новые вызовы. В чем они будут состоять и какие прогнозы дают эксперты, рассказывает «Минфин».
Каким будет новый год
Восстановление перенесено на 2024-й
Как признается управляющий партнер FinPoint Сергей Будкин, достаточно сложно давать экономические прогнозы на следующий год, поскольку остается очень много неизвестных факторов, которые напрямую не зависят от Украины.
«Влияние войны и системных действий России по разрушению экономики нашей страны мы не знаем, не можем предсказать и моделировать. К примеру, когда мы строим любую экономическую модель, очень большую ее часть составляет эффективность системы противовоздушной обороны.
Если эффективность 100%, как было недавно в Киеве, то мы можем спрогнозировать нормально. Если эффективность 70%, она, с военной точки зрения, высокая, но с хозяйственной — 30% объектов инфраструктуры повреждены. Это может оказать очень большое влияние на экономику. Когда люди в Киеве или Одессе сидят без электричества — это одно дело, другое — когда не работают порты и мы не можем продавать", — говорит он.
В таких условиях все экономические сценарии 2023 года следует рассматривать, как исходящие из нынешних тенденций на фронте. Однако, все понимают, что война — это «зона хаоса», а потому реальность может оказаться как лучше, чем прогнозируют специалисты, так и значительно хуже.
Правительство заложило в бюджете-2023 рост ВВП на 3,2%, первый вице-премьер-министр — министр экономики Юлия Свириденко в конце декабря подтвердила, что в Кабмине продолжат придерживаться такого прогноза. Куда скромнее в своих оценках МВФ, ожидающий роста украинской экономики на 1%.
В Меморандуме о сотрудничестве с Фондом отмечается, что эксперты ожидают «стабилизации экономической деятельности в 2023 году, хотя для такого прогноза критически важными факторами являются продолжительность и интенсивность войны».
Экономисты МВФ говорят, что рост экономики Украины возможен в случае сочетания нескольких факторов:
- постепенного оживления деятельности в районах, не находящихся в зоне активных боевых действий;
- сохранения доступа к зерновому коридору;
- отсутствия дальнейшей эскалации войны.
Более позитивно на восстановление экономики Украины смотрят другие международные институции: Всемирный банк ожидает роста украинского ВВП в этом году на 3,3%, Европейский банк реконструкции и развития — сразу на 8%. Правда, оба финучреждения озвучили свои оценки в первой половине осени — до массированных ударов по энергетической инфраструктуре.
Также до возникновения риска блекаута свой прогноз о росте ВВП на 4% опубликовал ICU. «Этот прогноз базируется на предположениях постепенного снижения интенсивности боевых действий, улучшения ситуации безопасности и частичного возвращения беженцев», — пояснил «Минфину» глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук. Правда, он признает, что по результатам уровня повреждений энергетической системы прогноз может быть пересмотрен.
Наиболее пессимистично на перспективы нашей экономики смотрят эксперты Dragon Capital, которые прогнозируют дальнейшее падение ВВП еще на 5% по итогам года.
Этот прогноз базируется на предположении, что Украина будет постепенно освобождать оккупированные территории и сможет закончить горячую фазу войны на приемлемых условиях в следующем году, ориентировочно ближе к осени. Благодаря этому, считают аналитики, будет полностью разблокирована работа ключевых морских портов, из-за границы вернутся, по крайней мере, половина вынужденных мигрантов, а также частный бизнес возобновит инвестиционную деятельность.
Читайте также: В 2022 г. украинцы потратили за рубежом $22 млрд: как беженцы поднимают экономику ЕС
«В то же время, учитывая повреждения производственных мощностей врагом и разрушение логистических цепочек, темпы начального послевоенного восстановления будут умеренными и недостаточными, чтобы компенсировать экономические потери в начале 2023 г., вызванные атаками на энергетическую инфраструктуру», — отмечают в компании.
Эксперты, преимущественно, ожидают улучшения дел в 2024 году. В Dragon Capital капитал отмечают, что именно он станет годом восстановления экономики.
По оценкам Всемирного банка, экономика Украины в 2024 г. вырастет на 4,1%. А вот международные инвестиционные и банковские группы видят еще больше перспектив. Goldman Sachs считает, что ВВП страны вырастет на 7%, а Fitch Ratings и Moody's Analytics прогнозируют рост в пределах 9−10%. Правда, актуальными эти прогнозы будут только в случае завершения боевых действий.
Цены продолжат безумный рост
В 2023 году цены будут расти примерно такими же темпами, что и в прошлом году. Бюджет верстался из расчета 28%-ой инфляции, хотя в начале осени чиновники прогнозировали, что она может оказаться даже выше — до 30%.
Нацбанк, хотя и предполагает, что инфляция будет оставаться высокой, надеется на ее снижение до 21%. Регулятор считает, что ее основными причинами, как и в 2022 году, будут оставаться последствия военных действий и оккупации отдельных регионов, что влияет на увеличение производственных затрат бизнеса и приводит к дефициту части продукции. Дополнительным фактором ускорения инфляции может стать ухудшение энергетической ситуации, что влияет и на объем производства, и на себестоимость. Близки к НБУ и ожидания МВФ, где прогнозируют инфляцию на уровне 22,5%.
Чуть выше инфляцию ожидает ICU — на уровне 24%. Ситуация могла бы быть и хуже, но, по мнению Ваврищука, рост цен будет сдерживать 2 фактора: относительно стабильный курс гривны и неготовность правительства существенно повышать коммунальные тарифы в условиях снижения доходов населения.
Читайте также: Как отключения электроэнергии влияют на инфляцию и торговый баланс
Также, по мнению НБУ, сдерживать рост цен будут помогать те же факторы, что и в прошлом году, — высокая учетная ставка на уровне 25% и подавленный спрос на товары и услуги.
Прогнозы на 2024 год более оптимистичные. По оценкам Нацбанка, инфляция замедлится до 10%. А начиная с 2025 г., регулятор надеется вернуть ее в пределы 5%.
Гривна будет держать удар
По сравнению с официальным курсом на начало прошлого года, гривна упала на 34%. Еще больше снизился курс, по которому наличный доллар можно приобрести в обменниках, — на 48%.
Скорее всего, в этом году гривна будет так же ослабевать, хотя уже не так активно. В бюджете курс на конец 2023 г. заложен на уровне 45,8 грн/$. Правда, правительство в предыдущие годы зачастую закладывало в бюджете более низкий курс, чем реально демонстрировала нацвалюта.
Эксперты, в основном, ожидают, что гривна будет более сильной. В ICU убеждены, что к концу этого года национальная валюта по официальному курсу ослабнет до отметки в 40,2 грн/$. Ваврищук объясняет, что на ослаблении гривны может настаивать МВФ, ведь валютный курс создает дисбалансы на валютном рынке. Кроме того, ослабление гривны выгодно правительству, ведь от этого будут зависеть доходы бюджета, в том числе от экспорта.
Прогноз, близкий к правительственному, обнародовали аналитики Dragon Capital, по мнению которых на конец года гривна девальвирует до 43 грн/$.
Ключевой фактор, влияющий на ослабление гривны, — дефицит валюты на межбанке. То есть спрос на нее больше, чем имеющееся предложение. В первую очередь, валюта нужна импортерам для закупки товаров за границей. Также ее активно тратят наши сограждане, бежавшие от войны за границу. В период с августа по октябрь ежемесячный дефицит валюты на межбанке составил около $2,5 млрд. По оценкам Dragon Capital, в зимние месяцы из-за ударов по инфраструктуре он может увеличиться до $4 млрд.
«Перебои с поставкой электричества будут побуждать часть населения выехать за границу, негативно повлияют на производство и экспорт энергоинтенсивной продукции (металлы, руда, машиностроение), а также увеличат потребности в импорте газа», — объясняют в Dragon Capital.
Сейчас нехватка валюты покрывается НБУ, который продает ее на межбанке из резервов. Но, благодаря международной помощи, ЗВР достигли $28 млрд, что примерно на $500 млн больше довоенного уровня.
Правительство ожидает продолжения финансовой поддержки. По словам Дениса Шмыгаля, в 2023 году Украина получит от союзников и международных институций $32 млрд.
Аналитики Dragon Capital считают, что, при условии поступления в страну валюты, международные резервы будут оставаться выше безопасного уровня в $20 млрд. «Это позволит НБУ держать официальный курс гривны к доллару на текущем уровне 36,57 грн/$ до конца третьего квартала 2023 г., когда ожидаемое завершение горячей фазы войны позволит начать возвращение к гибкому курсообразованию и инфляционному таргетированию», — предполагают эксперты.
Кроме наличия резервов, курсовая стабильность будет зависеть от тех же факторов, что и экономическая стабильность: появление возможностей для экспорта, количество беженцев за границей, стоимость энергоносителей. В контексте экономических прогнозов говорить об этих факторах невозможно. Прежде всего, они будут зависеть от украинских военных.
В прошлом году Украина уже сумела удивить мир на поле боя. Киев не был захвачен ни за 72, ни за 96 часов, как предсказывали военные обозреватели. Вместо этого, войска провели ряд операций по освобождению оккупированных территорий.
Читайте также: ТОП-3 экономических вызовов 2023 года
Не меньше Украина удивляет и на экономическом фронте. Падение ВВП оказалось на минимальном из ожидаемых уровней, дефицита товаров в стране нет, аграрии собрали урожай, и проблема только в том, чтобы вывезти его за границу.
Эксперты ожидают, что 2023 год должен стать годом стабилизации экономической ситуации и, при условии завершения боевых действий, фундаментом для дальнейшего роста.
Комментарии - 2