Миллиардер Уильям Ригли уверен, что его новый проект, связанный с каннабисом стартап Parallel, может составить конкуренцию бизнесу его семьи по производству знаменитой жевательной резинки Wrigley’s. О том, почему предприниматель сделал ставку на марихуану, рассказывает Forbes. «Минфин» выбрал главное.
Заработавший на жвачках миллиардер инвестирует в каннабис
Неожиданная идея
В 2017 году, когда миллиардер Уильям «Бо» Ригли-младший представил идею производства каннабиса как новую инвестиционную возможность управляющему директору его семейного офиса Джею Холмсу, тот немедленно ее отверг. «Ты шутишь, что ли? — сказал он. — Меня не привлекает перспектива надеть оранжевый костюм (цвет формы заключенных) и попасть в тюрьму».
Тем не менее Ригли, наследник состояния, заработанного на производстве жевательной резинки, ясно видел, что растущая индустрия легальной продажи марихуаны подходила под все его инвестиционные критерии: она стремилась менять поведение потребителей, трансформировала законодательную базу и находила способы применения вещества в сфере здравоохранения.
Поэтому Ригли дал Холмсу указание найти компанию, которую заинтересует их предложение, и в конце концов тот нашел подходящий вариант во Флориде — компанию Surterra Wellness.
Вскоре после экскурсии по производству, он возглавил раунд инвестиций в Surterra на $65 млн, а в ноябре 2018 года сменил соучредителя компании на посту генерального директора. Компания была переименована в Parallel. На сегодняшний день Ригли привлек в общей сложности $400 млн, в основном деньги семьи и других состоятельных лиц. На последнем раунде, завершившемся в 2020 году, компанию с объемом продаж $250 млн (в 2020 году) оценили примерно в $2 млрд.
Собственная стратегия
Всего за три года Ригли превратил Parallel в производителя каннабиса нового типа. Поставив себе цель создать крупный бренд марихуаны, он пригласил в управляющую команду менеджеров и консультантов из крупнейших корпораций мира: Coca-Cola, Walgreens и Patrón Spirits. Ригли считает, что его новый проект может составить конкуренцию бизнесу его семьи по производству жевательной резинки, который он в 2008 году продал Mars, Inc. за $23 млрд.
«Думаю, это может оказаться значительнее, чем Wrigley, — говорит он. — Wrigley приносила людям радость. Но это гораздо важнее».
Parallel — не самый крупный производитель каннабиса в Америке и даже во Флориде, но она методично расширяет свою деятельность. Ее стратегия заметно отличается от стратегии гиганта отрасли Curaleaf, который под управлением председателя-миллиардера Бориса Джордана агрессивно скупала конкурентов по всей стране. Вместо того, чтобы скупать компании, Ригли сконцентрировался, в первую очередь, на Флориде, которую он называет «югом Нью-Йорка» и которая легализовала употребление марихуаны в медицинских целях.
Население Флориды растет и сейчас достигло 21 млн человек. Еще 100 млн ежегодно посещают штат, и Ригли ожидает, что. когда Флорида разрешит досуговое употребление каннабиса, его компания вырастет десятикратно.
Медицинское направление
Parallel инвестирует также в исследования медицинских и досуговых способов применения каннабиса. В 2019 году она подписала соглашение об эксклюзивном сотрудничестве с венгерской биофармацевтической компанией Eleszto Genetika. Мировой лидер в области генетической модификации дрожжей, Eleszto Genetika может секвенировать геном редких каннабиноидов и воспроизводить конкретные свойства в коммерческих масштабах. Один из будущих продуктов, который особенно нравится Ригли, — это каннабинол, или КБН (каннабиноид, который в малых количествах содержится в растениях семейства коноплевых), повышающий качество сна.
Parallel смотрит также в сторону ТГВ: это еще один каннабиноид, который действует, как и ТГК (главный психоактивный элемент каннабиса), но подавляет аппетит — а значит, по его словам, не создает желания «перекусить». Идея в том, чтобы создать некалорийный алкогольный заменитель.
Развитие бизнеса Ригли
Ригли родился в одной из величайших предпринимательских династий Америки. Его тезка, прадед Уильям Ригли — младший, в 1891 году основал компанию по производству мыла William Wrigley Co., а в 1893 году начал выпускать жевательную резинку Wrigley’s. Компания передавалась из поколения в поколение, отец Бо управлял ей до смерти в марте 1999 года. Бо, который начал работать в компании в 13 лет, стал гендиректором и председателем правления компании в 35, на следующий день после кончины отца.
Ригли ставят в заслугу то, что он подарил новую жизнь столетнему бизнесу, когда заменил натуральные ингредиенты в составе жевательной резинки на более дешевые синтетические, а также расширил его благодаря приобретению компании-производителя леденцов Life Savers и драже Altoids. В октябре 2008 года Ригли закрыл главную сделку своей жизни: он сделал Wrigley частной фирмой, продав ее Mars.
Читайте также: Как украинцы могут заработать на легализации каннабиса
Ригли, который обладает состоянием в $3,1 млрд, говорит, что ему повезло участвовать в процессе перехода отрасли каннабиса от черного рынка в легальное поле.
Комментарии