Рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) за 2020 год вырос до $250 млн, что в четыре раза больше, по сравнению с предыдущим годом. Активно продавать иллюстрации, видео и гифки начали также знаменитости. Forbes рассказал об особенностях нового бизнеса на искусстве. «Минфин» выбрал главное.
Бум цифрового искусства: как селебрити зарабатывают на гифках
Художники и селебрити
Бен Мауро, разрабатывавший концептуальный дизайн для фильмов, включая «Хоббита», и видеоигр, таких как Halo, недавно разбогател благодаря феномену NFT, так называемых невзаимозаменяемых токенов.
Эти токены являются разновидностью криптовалюты. Они похожи на биткоин, но каждый из них уникален: его невозможно заменить или воспроизвести. Они стали пользоваться популярностью у цифровых художников, так как являются своеобразными сертификатами подлинности. В сети, где каждый может воспроизводить изображения бесконечное число раз, NFT позволяют художникам создавать право собственности, благодаря чему повышается ценность произведений.
В феврале этого года, когда на NFT-маркетплейсы пришли певица Граймс, актриса Линдси Лохан и другие селебрити. Так, Линдси Лохан продала через площадку Rarible изображение своего лица за $17 тыс. Позднее его перепродали за $57 тыс.
Граймс, певица и жена Илона Маска, продала за $5,8 млн коллекцию цифрового искусства под названием WarNymph на другой площадке — Nifty Gateway.
Экс-звезда бейсбола и художник Мика Джонсон всего за 28 часов продал на Nifty Gateway свои произведения искусства за $2 млн.
Американский ютубер Пол Логан выпустил коллекцию из 3000 отрывков видео, где он распаковывает новые карточки с «Покемонами». За один день он продал на площадке Bondly 1772 токена на общую сумму $3,5 млн.
Диджей Джастин Блау, известный под псевдонимом 3LAU, продал с помощью NFT свой альбом за $11,7 млн.
Всего в феврале пользователи трех топовых NFT-платформ — NBA Top Shot, OpenSea и CryptoPunks — продали цифровых объектов на $342 млн. Для сравнения, в декабре объем продаж на этих площадках составил лишь $12 млн — в 28,5 раза меньше.
Токены на котов
Хотя звезды и их аудитория обратили внимание на NFT только в последние месяцы, на самом деле это далеко не новый актив. Еще в 2017 году канадская игровая студия Dapper Labs выпустила игру CryptoKitties, работавшую на базе Etherium (площадка предназначена для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна). За одноименную криптовалюту игрок мог купить виртуального анимированного кота, которого можно было скрестить с животным другого игрока, чтобы получить потомство. По данным TechCrunch, за первые несколько дней работы игры пользователи потратили на котов около $1,3 млн.
В том же 2017 году американская студия Larva Labs выпустила коллекцию NFT-токенов CryptoPunks. Один из ее создателей, канадский программист Джон Ваткинсон, рассказывал Financial Times, что с детства коллекционировал различные карточки, в том числе с изображениями хоккеистов, и загорелся идеей создать нечто похожее, но в диджитал-формате. Большинство «панков» в коллекции — люди, но среди персонажей также встречаются зомби, обезьяны и инопланетяне. По словам Ваткинсона, самым дорогим оказалось одно из изображений инопланетянина — его продали за $16 000.
В декабре 2017 года появилась альфа-версия первого маркетплейса криптоискусства OpenSea, в марте 2018 года — альфа-версия подобной площадки SuperRare. В том же году братья-близнецы Дункан Кок и Гриффин Фостерс запустили Nifty Gateway, через которую сейчас продают свои работы многие звезды. В последующие годы появились десятки подобных платформ.
Бэнкси в NFT
Новая волна интереса к NFT пришлась на 2020 год. По данным CNBC, общая сумма транзакций с участием NFT-токенов выросла в четыре раза, по сравнению с 2019 годом, и превысила $250 млн, а число цифровых кошельков, торгующих NFT, удвоилось и достигло 222 тыс. Рынок подстегнула пандемия, когда люди стали проводить больше времени на онлайн-мероприятиях, в том числе на выставках и аукционах, а музеи начали оцифровывать произведения из своих коллекций.
В 2021 году, по словам собеседников Forbes, интерес к NFT усилился после того, как на рынок пришли селебрити и традиционные организаторы аукционов. В феврале первое произведение криптоарта выставил аукционный дом Christie's. Текущая ставка на работу американского цифрового художника Майка Винкельмана (известного под псевдонимом Beeple) «Каждый день. Первые 5000 дней» — $7,25 млн, торги продлятся до 11 марта.
Beeple — один из самых известных диджитал-художников в мире. Его работы также продаются через площадку Nifty Gateway. Там он выставлял свою работу CROSSROAD — прямо сейчас это самое дорогое произведение цифрового искусства. На анимированной записи изображен упавший человек, напоминающий 45-го президента США Дональда Трампа. Коллекционер Пабло Родригес-Фрайле купил эту гифку в 2020 году за $67 000 и продал в марте этого года за $6,6 млн.
Читайте также: 5 неординарных направлений для инвестиций в 2021 году
В начале марта блокчейн-компания Injective Protocol купила в нью-йоркской галерее Taglialatella и сожгла работу художника Бэнкси Morons (White), а затем выставила оцифрованную работу на торги на площадке OpenSea. В компании заявили, что впервые превратили физически существовавшее произведение искусства в цифровой актив.
Время новых возможностей
Основную выгоду от развития NFT получат художники, которые занимаются компьютерной графикой, утверждает художник Степан Христофоров. По его словам, до появления NFT они зарабатывали на фрилансе или работе в студиях. «Некоторые счастливчики делают свои продукты вроде комиксов и видеоигр. Но таких десятки. А успешных — единицы. 85% культовых диджитал-произведений (за исключением видеоигр) созданы в свободное время, „для портфолио“. Сейчас же художник занимается любимым делом и продает работы по ценам офлайн-рынков», — рассказывает Христофоров.
По его словам, средняя стоимость произведения на криптоарт-площадках — 0,5 ETH ($913,5). Христофоров утверждает, что продал свою первую работу за 7,49 ETH ($10 000) на площадке Super Rare, а на последней работе The first thing Americans saw on Mars («Первое, что американцы увидели на Марсе»), сделанной за четыре дня, заработал более $3 600.
NFT открывает новые возможности и для коллекционеров, объясняют опрошенные Forbes эксперты. Если раньше люди собирали существующие в физическом мире карточки, фишки, марки, монеты, автографы звезд или картины, то теперь могут формировать цифровые собрания. «Весь мир оцифровывается, значит, и коллекционирование должно стать диджитальным», — говорит основатель инвестиционной платформы Tokenbox Владимир Смеркис.
Читайте также: Коллекции монет, вина или марок: как заработать на своем хобби
По прогнозам аналитика Messari Research Мейсона Нистрома, за 2021 год стоимость всех NFT может вырасти в три-четыре раза, по сравнению с 2020 годом.
Комментарии - 6
Как тебе такое илон-биток? Криптовалюта всё больше и больше становится аккумулятором дурных денег.
не думаю.
народ покупает для чего? тупо чтобы потом перепродать. им самим по себе это не нужно, на стену не повесишь.
а для того, чтобы дорожало, надо чтобы предложение было ограничено.
но вот крипты ограниченное, количество.
а творчеством скоро зальют этот рынок по самые уши.
и смысл у кого-то потом покупать втридорога, если такую же хрень можно купить у художника гораздо дешевле.
цена будет на уровне стоимости времени, потраченного на создание экземпляра.
а учитывая что рисовать модно, сразу становишься художником, творческой личностью, то стоимость будет маленькой.
а когда окажется, что на этом не заработаешь, потому что оно не дорожает, то популярность сильно упадет.