10 ноября 2021, 9:40 Читати українською

Alibaba, Facebook, Uber: сколько заработали инвесторы на крупнейших IPO

Покупка акций во время первичного публичного предложения акций (IPO) очень популярна среди частных инвесторов во всем мире. Считается, что после размещения акции могут резко подорожать, а их новоиспеченные владельцы — неплохо заработать.

Так ли это на самом деле, и сколько заработали инвесторы, принимавшие участие в самых громких IPO последнего десятилетия, написал РБК. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.

Alibaba

IPO Alibaba объемом $21,8 млрд состоялось 19 сентября 2014 года на Нью-Йоркской фондовой бирже и стало крупнейшим на тот момент в истории США. В первый день торгов акции Alibaba в моменте дорожали более чем на 40%.

Спустя четыре дня организаторы воспользовались своим правом купить дополнительные акции компании по цене размещения, в результате чего совокупный объем IPO вырос до $25 млрд, что сделало размещение крупнейшим в мире на тот момент за всю историю.

Акционеры продали примерно 15% капитала компании, Alibaba была оценена в $167,8 млрд, а в январе 2018 года стала второй азиатской компанией после Tencent, капитализация которой превысила $500 млрд. При этом в первые два с половиной года после IPO акции Alibaba колебались в широком диапазоне, и лишь весной 2017 года они начали уверенно расти.

Авторы статьи, опубликованной в «Бруклинском журнале корпоративного, финансового и коммерческого права», предполагают, что основатель компании Джек Ма выбрал NYSE, чтобы сохранить контроль над Alibaba. До проведения IPO организационная структура компании позволяла Джеку Ма и другому основателю, Джозефу Цаю, контролировать Alibaba, не владея большим процентом акций. Поэтому Ма решил отказаться от первоначальной идеи провести размещение в Гонконге и выбрал США, где разделение акционерного капитала на классы позволяет миноритарным акционерам сохранять контроль над публичными компаниями.

Facebook

IPO Facebook объемом $16 млрд состоялось 18 мая 2012 года на бирже NASDAQ. Компания годами отклоняла предложения о выкупе и выходе на биржу. Например, в 2006 году интернет-холдинг Yahoo пытался купить Facebook за $1 млрд, но Марк Цукерберг отказался. В конечном итоге компания оказалась вынуждена провести IPO, так как число ее акционеров превысило 500 и со следующего года она должна была отчитываться перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC).

Акции разместились по верхней границе ценового диапазона, быстро начали снижаться и в течение трех месяцев подешевели в два раза. Бумаги смогли уверенно превысить цену IPO и начать долгосрочный рост лишь в августе 2013 года. По состоянию на 8 ноября 2021 года рост акций Facebook с момента IPO составил почти 900%.

Читайте также: Маргулан Сейсембаев об успехе «глупого» портфеля и почему наличие ума не гарантирует заработка

В рамках IPO было размещено 421,23 млн бумаг или 17,7% от капитала: 180 млн продала сама компания, а остальные — 241,2 млн — акционеры, включая Марка Цукерберга (30,2 млн акций), Джеймса Брейера и Accel Partners (57,7 млн акций), Питера Тиля (16,8 млн акций), Юрия Мильнера (45,7 млн акций), Goldman Sachs (24,3 млн акций) и Mail.ru Group (19,6 млн акций).

Uber

9 мая 2019 года сервис заказа такси Uber привлек в рамках IPO $8,1 млрд. Компания разместила 180 млн акций по $45 за штуку (почти по нижней границе диапазона $44−50) и получила рыночную капитализацию примерно в $82 млрд. Это стало рекордным значением со времени IPO Alibaba в 2014 году, однако не дотянуло до $90−100 млрд, на которые Uber первоначально рассчитывал.

По данным Wall Street Journal, размещение могло пройти и по более высокой цене, так как акции пользовались высоким спросом. Однако компания предпочла более консервативную оценку, которая позволила продать акции максимально большому числу институциональных (долгосрочных) инвесторов, а не хедж-фондам и физическим лицам.

Несмотря на хороший спрос и высокие ожидания, торги акциями Uber начались 10 мая с отметки $42 и завершились на уровне $41,57 — ниже цены размещения ($45).

В период с 1991 года акции лишь восьми из 53 компаний, которые по результатам IPO получили капитализацию как минимум в $10 млрд, подешевели в первый день торгов. По данным профессора Университета Флориды Джей Риттера, убыток инвесторов, купивших бумаги Uber по цене IPO, составили на закрытии первой торговой сессии $617 млн, что стало рекордным значением как минимум с 1975 года.

Читайте также: Кризис мирового автопрома, а мы покупаем акции BMW

Слабость размещения Uber можно объяснить тем, что на тот момент многие фонды с Уолл-стрит уже являлись инвесторами компании. Кроме того, перед IPO вышли данные, которые указывали на замедление темпов роста бизнеса. Убыток сервиса такси за 12 месяцев до марта 2019 года включительно достиг $3,7 млрд.

После размещения доля менеджмента в капитале Uber сократилась с 33,9% до 26,4%, доля SoftBank — с 16,3% до 12,8%, доля Benchmark Capital Holdings — с 11% до 8,5%, доля Public Investment Fund — с 5,3% до 4,3%, а доля Alphabet — с 5,2% до 4,2%.

Читайте также: Больше 35% за месяц: благодаря каким компаниям «заработал» лучший инвестор «Минфина»

Через десять месяцев после IPO цена акций упала до $13,71, а еще через 11 — поднялась в область $60. По состоянию на 5 ноября 2021 года бумаги торговались около $47, что примерно на 4,5% выше цены размещения.

Комментарии - 3

+
+15
bonv
bonv
10 ноября 2021, 9:54
#
А тим часом вартість Bitcoin оновила історичний рекорд і перевищила позначку $68,6 тис.
Найбільша криптовалюта світу показала зростання на 340% у порівнянні з листопадом торік.
+
+41
BEZE
BEZE
10 ноября 2021, 22:32
#
По факту всі розумні;))))
+
0
Alekseff
Alekseff
19 ноября 2021, 2:27
#
Ещё вспомни три года назад… Расскажи по чем был в Одессе бычок)
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться