Решение НБУ о повышении учетной ставки с 10% сразу до 25% разделило экспертную среду на два лагеря: противников и сторонников. Ассоциированный эксперт CASE Украина Евгений Дубогрыз относится к последним и считает повышение ставки верным шагом. Своими соображениями на этот счет он поделился в фейсбуке. «Минфин» выбрал главное.
Курс, цены, депозиты: что изменит повышение учетной ставки НБУ
Почему повышение учетной ставки до 25% — правильное решение
-
Это даст Минфину возможности повысить ставку по заимствованиям, в том числе по военным ОВГЗ. И, соответственно, эти ОВГЗ продать и привлечь средства.
Почему это важно? Потому что, несмотря на положительные релизы, банки и население в это инвестировали мало и неохотно, цифры там большие в абсолюте, «бешенные миллиарды», но очень небольшие по отношению к нуждам. Фактически, с 24/02 было два основных пути наполнения бюджета: эмиссия НБУ и международные заимствования и помощь. Второе… оно такое, медленное, обещаний в разы больше, чем денег. Эмиссия — она и есть эмиссия, это когда другие возможности недоступны или исчерпаны.
Потому что сейчас ситуация с бюджетом не очень хорошая. При том, что ликвидность у банков есть. -
Даст банкам возможности, нет, не привлечь дополнительные средства населения, повысив ставки, как кто-нибудь мог бы подумать; точнее, может, и привлечь или сохранить то, что есть, но это очень второстепенное… Следовательно, позволит банкам перепрофилировать структуру привлеченных средств. О чем я? Ибо, какая сейчас ситуация: есть приток средств в банки, и о нем победно отчитываются и банки, и НБУ, но этот весь приток — это текущие счета. По срочным депозитам картинка несколько противоположная, это понятно почему, так что не буду повторяться.
Ок, что с того? С того, что банки, когда повысят ставки по депозитам и превратят большую часть текущих счетов в срочные депозиты, смогут свободнее распоряжаться этими средствами. Не бояться, что завтра население придет и отнимет все. То есть вкладывать в более длинные инструменты — в те же ОВГЗ, прежде всего.
Или серьезными словами: «такой шаг увеличит одновременно и возможности Минфина проводить заимствования и готовность банков инвестировать в государственные ценные бумаги». -
Курсовые нюансы. Сейчас люди — и население, и бизнес, на тех инфляционных ожиданиях, которые есть, просто часто не видят смысла — то ли класть деньги на депозиты, то ли инвестировать в ОВГЗ. Фактические альтернативы — это доллар, тем более, черного рынка там становится меньше, и разные неуверенные инструменты, где непрофессионал потеряет с 99% гарантии, и все равно полезет, потому что ставки 5−6% по депозитам — ни о чем, если даже НБУ говорит об инфляции около 20%.
При повышении ставок по депозитам и облигациям доллар станет не столь привлекателен для украинцев. И, наоборот, для нерезидентов могут даже стать интересными какие-либо инвестиции в Украину, в те же ОВГЗ. Не думаю, что последних будет очень много, что там будут какие-нибудь очень значительные суммы, но самые «рисковые парные» могут и прибежать.
Но главное здесь — украинцы. Доллар при такой ставке становится менее привлекательным, чем в предыдущие три месяца. Следовательно, и давление на курс должно немного уменьшиться («должно» это не значит, что доллар завтра будет по 25 или по 8).
Или серьезными словами: «резкое повышение ставки окажет положительное влияние на курс из-за повышения привлекательности гривневых активов и стабилизации девальвационных ожиданий». -
Это влияние ставки на инфляционные ожидания. Ибо инфляцию сейчас раскручивает именно ожидание, а не формула PY=MV.
Своими словами: если население и бизнес думают, что цены будут расти, то они будут расти однозначно, даже если в экономике все более-менее ок, а гривну не печатают или активно стерилизуют. И, наоборот, чем лучше ожидания, тем меньше инфляция.
Девальвации это, кстати, тоже касается.
К чему это я и при чем здесь НБУ? К тому, что инфляцию будет замедлять не столько классический «трансмиссионный механизм», вроде: «НБУ повышает ставку, банки повышают ставки, люди несут свободные деньги в банки, сокращают потребление, значит, денег меньше и цены не растут». Оно сейчас так не работает, потому что потребление и так сократилось, сбережения и так все в банках, и нет тех «свободных денег», и люди больше думают не как заработать, а как сохранить, да и кредитования нет, которое является необходимым элементом того трансмеханизма.
Будет замедлять больше то, что люди будут ожидать, что цены не будут расти, или расти не так быстро. То есть будут видеть, что денег печатается меньше или вообще не печатается — это первый зеленый флажок.
Будут видеть, что НБУ реагирует, повышает ставки — это может быть удивительным, потому что люди не понимают механизма, но ведь люди по телевизору слышат и знают — «повышают ставку, значит, борются с инфляцией», это такой perception, и не надо знать, как оно работает. Это второй флажок.
Будут видеть, что доллар не растет и не бьет рекорды — а по телевизору очень любят показывать и сеять эмоции и панику — это третий флажок.
Будут видеть, что депозиты под 25%, что не нужно покупать на последние деньги золото, брюлики и доллар — это снова зеленый флажок, еще один.
И вот все, эти ожидания, они сильнее влияют на инфляцию, чем формулы из старых учебников.
Или серьезными словами: «повышение ставки является важным элементом управления инфляционными ожиданиями: стабилизация ожиданий будет оказывать наибольшее положительное влияние на торможение динамики инфляции».
Читайте также: Девальвация гривны и инфляция: как эти проблемы хочет решать НБУ
Минусы есть, но это вопрос завтрашнего дня
«Фискальная стойкость». Вот не считаю это проблемой на этом этапе, когда война в открытой фазе. Что у нас долг к ВВП 70%, что 100%, что 1000%, что 0% — частные инвесторы денег не будут давать, потому что война, которая перевешивает все эти скоринги и цифры, и кроет их, как бык овцу.
Кредитование, ставки по кредитам. Как уже объяснял. Во время войны кредитования нет. И быть не может. Имею в виду, рыночного. Может быть «кредитование сверху» госбанками. Может быть что-то директивное. Но рыночного, массового, а не точечного, нет и не будет, пока не будет определенности, которой еще нет. Никакой разницы, нет ли кредитования при ставке 10%, или нет при ставке 25%.
Убытки банков? Будут, просто будут. По сравнению с тем ущербом, который уже понесен, но не признан, ущерб от переоценки ОВГЗ — это ничто. И об этом нужно будет думать впоследствии. Это ключевой вопрос, но вопрос «завтра».
Увеличение расходов бюджета? Будет. Это тоже на завтра — здесь можно множество аналогий привести, хоть о раненом, которого нужно спасать здесь и сейчас. А так, расходы вырастут, и вопрос, как и в случае с убытками банков, как, когда и за чей счет компенсировать. И это тоже история завтра, того завтра, когда появится хоть какая-то определенность. Которой еще нет.
Читайте также: Почему повышение учетной ставки до 25% — ошибка
Комментарии - 8
Тогда среднее по больнице будет выше.
Лучше тогда уж в стройматериалы, если найти можно… ремонт то всё равно будет нужен, а цены…
так что покупайте все что нужно и сидите в валюте, а ГРН на продукты и ГСМ, в нужных количествах, лучше точно не будет, эмиссия постоянная от НБУ и так и будет пока будут платить ЗП всем гос органам в полной мере, и силовикам, но силовикам то есть за что!