Развитие кредитования — одна из традиционных задач, стоящих перед руководителями Нацбанка. Однако, реализовать ее крайне сложно. Как это можно было бы сделать, и к каким последствиям приведут разные подходы, рассказал ассоциированный эксперт CASE Украина Евгений Дубогрыз.
Три варианта разморозить кредитование: какой из них сработает
В целом, кредитование во время войны — это отдельная длинная тема. Которую можно долго с разных сторон описывать и все равно прийти к выводу, что его самого по себе не будет, пока не пропадет то, что эксперты и НБУ несколько целомудренно называют «безопасные риски». По большому счету, есть три пути его развития.
Деньги на проекты
Первый. Короткий. Это заняться целевым финансированием и «целевым рефинансированием общественно важных проектов». Своими словами — давать деньги НБУ на какие-то определенные каким-то образом проекты. Через банки: то есть давать банкам деньги, чтобы они кредитовали кого-то нужного — будь то госкомпании, или «правильные люди» (так и будет, какие правила не устанавливай, их всегда сломают и обойдут «правильные люди»).
Либо делать это через государственные банки, либо через будущий «Банк развития» — это уже технические детали.
Регулятивный подход
Второй. Длинный. Это создать такую систему регуляций и надзора, которая стимулировала бы банки кредитовать самые интересные и прибыльные проекты. И дестимулировала кредитование разного рода схематозов, прокладок и занятие «ломбардным кредитованием» (это когда кредиты даются исключительно потому, что есть залог, и залогом минимизируются кредитные риски/резервы).
Именно экономическими, а не карательными стимулами, — примерно так, как мы когда-то экономическими стимулами в свое время сумели избавиться от «связанного кредитования» — банкам просто стало невыгодно это делать в значительных объемах. Уход от «карательного надзора».
Надзор и методология, как таковые, хоть и являются, если смотреть «сверху», инструментами по достижению, прежде всего, финансовой стабильности, но, кроме того, это еще инструмент и монетарной политики. За счет регуляций и риск-ориентированного надзора можно значительно усилить тот самый «трансмиссионный механизм», о котором НБУ говорит, и который сейчас если и работает, то медленно и со значительным лагом.
Читайте также: Народный рейтинг банков: проблемы с валютной наличностью переходят на новый уровень
Именно поэтому, возможно, и идет тенденция, что надзор в развитых странах постепенно возвращается под крыло центральных банков. Потому, что это также инструмент реализации монетарной политики, а не только потому, что разделение монетарных и надзорных (пруденциальных) органов — это просто увеличение транзакционных расходов на взаимодействие.
Надежды на рынок
Наконец, третий способ. Не делать ничего. «Рынок сам решит». В первый способ мы получим «quick win». То есть значительный рост кредитов на данный момент. Который со временем превратится в рост неработающих кредитов. Но это будет потом, а «квик вин» — это быстро. Если нужен быстрый результат — это именно то, что нужно.
Во второй способ мы можем — здесь именно «можем», 100% гарантии, в отличие от первого способа, не будет — получить работающую кредитную систему и рост кредитования, который будет играть на экономику. Но здесь следует понимать, что оно: а) не будет быстро; б) требует, кроме регуляций, еще и очень эффективных коммуникаций и объяснений, и разъяснений для участников рынка. И да, будет непонимание на первых этапах, и противостояние со стороны тех, кто хочет «кредитов для правильных пацанов».
Коммуникация здесь, пожалуй, — это самая трудная задача. И, да, нужно будет время, чтобы игроки рынка, банки, финкомпании
Читайте также: 102260% годовых и не только: как война изменила кредиты «до зарплаты»
В третий способ мы не получим ничего. Будет банковская система, как раньше, — где-то хорошая, где-то плохая, с хорошей инфраструктурой и классными техническими решениями, вялым кредитованием и средним уровнем схематоза и неработающих кредитов, как было. Где-то какие-то разовые проекты, может, будут выстреливать. Денег будет больше, потому что они придут, но структурно ничего особенно не изменится.
Комментарии - 3