В госбюджет в июле поступило почти в половину больше, чем было запланировано. О перспективах выполнения бюджетных планов ЭП рассказал Даниил Гетманцев, глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. «Минфин» выбрал главное.
Бюджет июля перевыполнен на 50%: откуда взялись деньги и что будет дальше
Доходы выросли, расходы сократились
Выполнение доходов государственного бюджета значительно улучшилось. Доходы общего фонда составили 169,6 млрд грн. Это на 72,3 млрд грн (+74,3%) больше, чем в прошлом месяце, и на 94 млрд грн (+124,3%) больше, чем в аналогичном месяце прошлого года.
Расходы общего фонда составили 182,5 млрд грн, что соответствует 94,9% бюджетной росписи в месяц (для сравнения: в июне этого года выполнение росписи составило — 83,3%, в мае — 67,3%).
Стоит отметить, что расходы в июле были несколько меньше среднемесячных расходов общего фонда с начала войны (194,9 млрд грн) и существенно меньше, чем в предыдущем месяце (232,4 млрд грн — июнь).
Как следствие — рост доходов и сокращение расходов, а дефицит общего фонда сократился до 4,7 млрд грн.
Факторы воздействия
На улучшение выполнения госбюджета в июле (по сравнению с июнем) по доходам повлияло несколько факторов:
- Наступление предельного срока уплаты налогов и сборов для плательщиков, которые, согласно изменениям в Налоговый кодекс, могли воспользоваться соответствующей отсрочкой до окончания июля.
- Возврат налогообложения импорта для товаров, ввозимых плательщиками единого налога, и транспортных средств, ввозимых гражданами.
- Меньшие объемы возмещения НДС.
- Значительные поступления международной внешней помощи (грантов), которая в июле составила 80,4 млрд грн, или 47,4% доходов общего фонда. Для сравнения: в июне объем предоставленных грантов был более чем в 2 раза меньше (38,1 млрд грн).
В целом, в июле поступило безвозвратной внешней помощи в бюджет больше, чем за первое полугодие 2022 г. (79,6 млрд грн).
Меры по детенизации уплаты, прежде всего, внутренних налогов также позволили ощутимо усилить нашу фискальную устойчивость.
Читайте также: На сколько Украине хватит международной помощи и что делать дальше
Нагрузка на бюджет остается сверхтяжелой
Впрочем, при реальном падении экономики ≈ на 28% нагрузка на бюджет остается сверхтяжелой. Чтобы понять это, приведу несколько простых цифр:
- Расходы бюджета по общему и спецфонду за 7 месяцев на 2/3 больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- В первом полугодии расходы на оборону, безопасность, правопорядок составляли около половины (47,5%) расходов госбюджета.
- В мае-июне прямые расходы только на оборону из бюджета составляли почти по 100 млрд грн в месяц. В то время как в 2021 году Украина потратила почти такую сумму (127,5 млрд грн) на оборону, но только за год.
- За 5 месяцев с начала войны доходы бюджета (без внешних грантов) покрывают только (!) 40% расходов бюджета.
- Дефицит общего фонда за 7 месяцев составил 411,3 млрд грн, или более чем в 8 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Почти половину (48%) потребности в бюджетном финансировании с начала года Украина закрывала за счет внешней помощи (льготные кредиты и займы), еще треть — за счет монетизации дефицита Нацбанком.
Что касается последнего источника — это хрупкая конструкция для финансовой стабильности, но она дала возможность выиграть время. Есть понимание необходимости постепенного сокращения и сворачивания такого финансирования на следующий год с его замещением более рыночными внутренними заимствованиями.
Читайте также: Никто нас деньгами не засыплет: как будем восстанавливать Украину
Какие дальнейшие перспективы выполнения бюджета
Следовательно, дальнейшие перспективы выполнения бюджета зависят, прежде всего, от того, как и когда Украина достигнет победы над врагом, внешней поддержки, адаптации бизнеса к военным условиям,
Главная задача на следующие 5 месяцев — в бюджетно-налоговой сфере обеспечить:
- эффективное администрирование налогов и сборов ГНСУ и ГТСУ;
- бесперебойное финансирование ВСУ, социальной поддержки социально уязвимых групп населения, численность которого резко увеличилась, критической инфраструктуры и прохождения отопительного сезона;
- поддержку бизнеса через предоставление государственных гарантий, компенсацию части кредитной ставки, предоставление грантов, покрытие военных рисков
и т. д.
В зависимости от развития событий, будем определяться с принятием проекта бюджета на следующий год, который в мирное время начинался для парламента в середине сентября.
Комментарии - 16
-----
Ахахахаа.
Чем гетманцев гордится? Что вернул налог на импорт? Так налог на импорт, это по сути налог с убытка.
Остальное, почти 50%, внешние займы…
Вопрос: зачем все эти гетманцевы там (нам) нужны в таком количестве??? Что с них толку? Проедать и так пустую кормушку? 350 тыс чиновников? Серьёзно?)))