Война спровоцировала массовые кредитные неплатежи и рост проблемного портфеля. Очень скоро это станет ключевой проблемой для украинской банковской системы. Финансисты уже заговорили о закрытии более десятка банков и снова поднимают тему создания «плохого банка», который бы взял на себя кредитные невозвраты. «Минфин» обсудил эту тему с Нацбанком, Фондом гарантирования вкладов физлиц и банковским сообществом.
Из-за войны могут закрыться 10-15 банков: кого точно спасет государство
Проблемные кредиты растут: когда НБУ их перепроверит
Регулятор подтвердил усугубляющуюся проблему с кредитными неплатежами. С 1 марта по 1 октября 2022 года доля неработающих кредитов в банковском секторе выросла с 26,6% до 33,6% или на 94 млрд грн.
Из-за чего банкам пришлось серьезно потратиться на резервы.
«Потеря доходов, разрушение активов и залогового имущества, ухудшение платежеспособности заемщиков — это все влияет на качество портфеля и обусловит дальнейшее увеличение отчислений в резервы. С начала года банки сформировали резервы в объеме 89,4 млрд грн, из них за март-август — 83,7 млрд грн», — уточнили «Минфину» по запросу в Нацбанке.
Большинство банков предложили бизнесу и частным клиентам «кредитные каникулы» и провели реструктуризации задолженностей. Заемщики получили отсрочки, а кредиторы смогли немного стабилизировать свои кредитные портфели. Даже при ухудшении качества. В НБУ сообщили о таком увеличении доли кредитов с просрочкой до 90 дней на 1 сентября 2022 года:
- с 5% до 10% — по корпоративным кредитам;
- с 4% до 26% — по кредитам населению.
«Это кредиты, которые потенциально могут стать неработающими, однако еще не являются таковыми. Кредиты корпоративных должников, у которых было разрушено критически важное для операционной деятельности имущество или у которых потеряна связь с собственниками и руководителями, уже отнесены к неработающим. Их доля сейчас не столь высока и составляет около 4%», — заверили в Национальном банке.
Читайте также: Блекаут в Украине: какую угрозу он несет для банков и их клиентов
Но сразу оговорились, что точнее оценить последствия российского вторжения можно будет только после стабилизации макроэкономических условий.
«Тогда НБУ планирует провести оценку качества активов, чтобы достоверно оценить уровень потерь», — предупредил регулятор.
Уже сейчас ясно, что доля невозвратов будет увеличиваться, как из-за боевых действий в разных регионах Украины и террористических атак РФ ракетами и дронами, так и из-за связанных с этим отключений электричества по стране.
В банках рассказывают, что ряд корпоративных заемщиков уже запросили повторные реструктуризации кредитов из-за сокращения объемов производства и уменьшения выручки. Производители вынуждены сокращать рабочие часы из-за отсутствия света.
Треть заемщиков просто не хочет платить
В банках по-разному оценивают ситуацию с погашением кредитов. Одни уверяют, что смогли прийти с заемщиками к консенсусу, и те не скрываются от финансистов, добросовестно платят по долгам, если имеют такую возможность.
«Заемщиков, пользующихся ситуацией, почти нет. Сейчас не обычный кризис, а война и все очень ответственно относятся к своим долгам. Те, кто имеют возможность платить, — платят», — заявила «Минфину» заместитель председателя правления по корпоративному бизнесу Банка Кредит Днепр Татьяна Поплавская.
Но опрос «Минфина» показал, что далеко не всем кредиторам так повезло с клиентами. Многим банкам приходится разделять проблемные портфели на три категории заемщиков:
- Погибшие в ходе войны люди и бизнес — не могут ничего платить по кредитам по объективным причинам.
- Боевыми действиями и бомбардировками уничтожена (повреждена) часть бизнеса, компания имеет шансы на восстановление, а физлица лишь временно неплатежеспособны и могут со временем рассчитаться — получили отсрочки, но стараются понемногу платить по кредитам.
- Платежеспособные заемщики — пользуются ситуацией и требуют от банков максимальных уступок.
Точных цифр по каждой группе нет, но есть общая оценка по проблемке (NPL).
«По ощущениям, около трети из нового NPL-портфеля формируют заемщики, которые способны обслуживать задолженность, но не хотят этого делать, пользуясь ситуацией. Порядка половины — это заемщики, попавшие в сложную, но не критическую ситуацию: потеря работы или части дохода, вынужденный выезд за границу. Такие в будущем могут вернуться к нормальному графику обслуживания кредита, готовы договариваться с банком, искать компромиссы.
Оставшиеся 15−20% — это наиболее сложные ситуации. Например, смерть заемщика, потеря жилья и имущества. Такие займы, скорее всего, никогда не будут возвращены", — рассказал «Минфину» председатель правления Юнекс Банка Иван Свитек.
В Национальном банке «Минфину» сообщили, что наша банковская система из-за войны и террористических атак безвозвратно потеряет минимум 20% кредитов. Но это оптимистический сценарий с минимальными потерями. Какой урон может быть нанесен Украине до победы, не берется предсказать никто.
Может потому финансисты стали чаще критиковать власти за чрезмерные, по их мнению, льготы для заемщиков на время действия военного положения. Больше всего банкиров не устраивает то, что они не имеют права взыскивать заложенное имущество. Даже если кредитор отсудит активы должника, он не может их забрать и продать.
Читайте также: Квартиры, машины и не только: что и почем покупают на распродаже активов банков
«Государство, к сожалению, принимает решения, которые являются популистскими, и никак не способствуют ни стабильности финансовой системы, ни возобновлению кредитования в стране, а лишь поощряют клиентов банков не платить по кредитам.
К таким решениям можно отнести и полный законодательный запрет на взыскание ипотеки по потребительским кредитам, и запрет принудительного исполнения исполнительных надписей, и законопроект 7441−1 (принятый в первом чтении), разрешающий всем заемщикам из зоны боевых действий не платить по кредитам до конца войны. А это такие крупные областные центры, как Харьков, Николаев, Запорожье", — прокомментировала ситуацию для «Минфина» директор по управлению рисками Глобус Банка Елена Ермолова.
Однако власти вряд ли будут отменять кредитные льготы раньше завершения войны. Финансистам придется договариваться с заемщиками, проявляя максимальную гибкость. Как в отношении простых людей, так и крупных корпораций.
По рынку, например, ходит слух о том, что один из крупных зернотрейдеров недавно потребовал от нескольких наших банков опустить ему кредитную ставку до 16% в гривне (при учетной ставке НБУ в 25%) и согласиться на отсрочку кредитных платежей по многомиллионных кредитам до второго полугодия 2024 года. Банкиры не называют имя корпорации, но не исключают принятие условий из-за безвыходности ситуации.
После таких историй понятно, что немногие коммерческие банки рискнут во время войны восстанавливать сколько-нибудь объемное кредитование. Снабжать бизнес деньгами будут в основном госбанки под бюджетное финансирование. На этом фоне проблемка будет становиться все более заметной.
«Мы понимаем, что остановка активного кредитования банками, а в настоящее время можно говорить, что банки почти не кредитуют, будет причиной увеличения именно доли просроченной (проблемной) задолженности в кредитных портфелях банков с одновременным уменьшением его размера, так как существующие хорошие кредиты постепенно погашаются. Новых кредитов банки не предоставляют, соответственно остаются на балансах только кредиты с проблемами», — отметила Ермолова.
Что реально происходит с доходами банков
В Нацбанке заверили, что на текущий момент рост кредитных неплатежей еще не критичен и банковская система не имеет проблем с ликвидностью. Это подтверждается динамикой вложений в депозитные сертификаты: с 3 по 31 октября они выросли на 12% до рекордных для нашей банковской системы 319,9 млрд грн.
Для сравнения: за день до начала войны банки держали в этом инструменте лишь 39 млрд грн. Конечно, интерес к нацбанковским сертификатом обусловлен доходностью в 23% (до войны — лишь 9% годовых), которые НБУ платит после повышения в июне своей учетной ставки с 10% до 25%. Но еще эти вложения показывают финансовые возможности банков, что должно успокаивать вкладчиков.
Читайте также: Банки не хотят признавать убытки: к чему это может привести
Однако нельзя забывать и о другом важном моменте — о доходности банковской системы, которая будет падать по мере роста кредитных неплатежей. Согласно последнему отчету Нацбанка, январь-август она закончила с общей прибылью 8,4 млрд грн. Но важно понимать, что наибольшая часть этого заработка (14,1 млрд грн) пришлась на одну структуру — государственный Приватбанк. Значительный доход он получает от гособлигаций, которые правительство внесло в его капитал.
25 из 67 действующих банков показали убытки, их общий «минус» составил 15,4 млрд грн. Отрицательный результат не только у мелких структур, но также у государственных Укрэксимбанка и Укргазбанка, представителей иностранного капитала вроде ОТП Банка, ПроКредит банка и других.
В Нацбанке любят повторять, что сейчас не наказывают банки за нарушение экономических нормативов, если они возникли вследствие агрессии РФ. Однако если регулятор видит риски в работе операционно убыточных банков, то ограничивает их возможности по привлечению депозитов населения. Устанавливает потолочную сумму, больше которой финучреждение не имеет права собирать вклады физлиц. Это сковывает работу банков, а кому-то создает ощутимые проблемы. Потому банки делают все, чтобы восстановить прибыльную деятельность, что очень непросто при росте кредитных неплатежей.
«Рост проблемной задолженности — проблема номер один для банковской системы. Сейчас она не видна в полной мере из-за действующих программ реструктуризации, да и ее масштаб сильно зависит от банка, его риск-политики, структуры портфеля, в том числе и по географическом признаку. Но, как бы то ни было, если экономика сократилась на треть, рост объема NPL вряд ли будет меньше 30%. Это очень большой показатель. Для многих банков с большими кредитными портфелями это означает фактическое обнуление капитала», — отметил Иван Свитек.
Как государство готово спасать банки
Финансисты пока не придумали, как самостоятельно бороться с ростом проблемных кредитов. Не у всех есть серьезный запас прочности или щедрые акционеры, готовые покрывать убытки вливаниями в капиталы во время войны. Потому эксперты заговорили о вариантах государственной помощи. Активнее всего обсуждается два инструмента:
- привлечение банками государственного капитала в качестве субординированного долга;
- создание так называемого BadBank («плохого банка») для абсорбирования проблемных кредитов.
«Государство могло бы зайти в банки с субдолгом по классической заемной схеме: средства предоставляются на 5 лет под проценты на возвратной основе с уменьшением каждый год вложенной суммы на 20% (их выкупали бы акционеры) по мере восстановления банка и увеличения его прибыли.
При этом власти имели бы своих представителей в банке, которые могли бы контролировать ситуацию там. Другой вариант — это создание специальной структуры — BadBank, в котором банки могли бы получать живые средства в обмен на проблемные кредиты с залогами, полностью разрушенными войной. Также считаю, что должна быть решена проблема защиты залогов банков путем страхования во время военных действий", — уточнил «Минфину» суть этих вариантов финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
НБУ не нравится идея финансовой поддержки со стороны государства. Комментируя ее, в Национальном банке отметили ее высокую стоимость.
«Реализация плана создания BadBank требует аккумулирования значительных финансовых ресурсов и привлечения экспертов», — подчеркнули «Минфину» в Нацбанке.
В Фонде гарантирования вкладов физлиц также добавили, что для создания новой структуры под проблемные активы необходимо еще внедрять изменения в действующее законодательство. Там, кстати, вариант «плохого банка» не принимают в штыки.
«Создание BadBank позволит избежать перегрузки балансов банков неработающими кредитами. Вопрос оценки активов, по которой BadBank получит кредиты от банков, и формат расчетов (денежные средства или облигации) — дискуссионный, с точки зрения баланса активов банков и достаточности ресурсов новой структуры для урегулирования долгов», — разъяснил позицию своей структуры заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Андрей Оленчик.
Специалисты пока даже приблизительно не берутся предсказать, какой объем средств может потребоваться для создания «плохого банка». Сложно прогнозировать и источники его финансирования.
«В других странах, например, Малайзии, Ирландии и Словении, подобные структуры создавались из-за невозвратов кредитов по экономическим причинам, а не из-за военной агрессии. А потому и механизмов возврата кредитных средств и принципов функционирования специального учреждения обуславливались только экономическими предпосылками», — говорит Оленчик.
Пока это все разговоры и обсуждения. Ни в ФГВФЛ, ни в Нацбанке не заявляли о планах создания BadBank или хотя бы о проработке подобного проекта. О готовности государства предоставлять заемные средства в качестве субординированного долга также не сообщалось. Потому большинству банков, пострадавших сейчас от роста кредитных невозвратов, не приходится рассчитывать на действенную помощь со стороны властей.
На текущий момент НБУ готов работать с одним механизмом поддержки — это национализация, под которую был принят специальный закон (№ 8069). Многие называли его законом имени Альфа-Банка из-за российских подсанкционных акционеров и ждут передачи Альфы Кабмину, хотя документ распространяется на все 14 системных банков Украины и уже подписан Президентом. Государство имеет право купить системщика по номинальной цене в 1 гривну, и забрать в свое управление, о чем уже писал «Минфин».
Власти готовы поддерживать только крупнейших и влиятельнейших, все остальные останутся за бортом, если не справятся самостоятельно или при поддержке своих акционеров. Чем, конечно, многие недовольны в условиях войны.
«Хотелось бы, чтобы государство обеспечивало поддержку не только избранным структурам, а всем банкам страны. Что важно не только для населения, которому на время войны и последующих трех месяцев гарантированы все 100% депозитов, но еще и для бизнеса.
У него нет госгарантий по вложениям, любые потери средств в банках могут привести к закрытию компаний, которым и без того сложно выживать в военной экономике. Закрытие предприятий, конечно же, будет негативно влиять рынок труда, наполнение госбюджета и наш ВВП", — убежден Невмержицкий.
Как будет развиваться ситуация дальше
Банкиры наверняка продолжат лоббировать для себя разные варианты спасения на случай роста кредитных невозвратов. Однако надежд на Нацбанк, Кабмин, Фонд гарантирования вкладов не очень много. Поскольку все будет упираться в деньги. Даже в вышеупомянутом законе о национализации системных банков четко говорится, что государство не должно проводить капитализацию структур — тратить госсредства. Об остальных и говорить не приходится.
Из ответов, которые НБУ предоставил «Минфину», можно понять дальнейшее развитие событий:
- Во время войны банки не будут наказывать за нарушение нормативов, лимитов и даже несвоевременную подачу отчетности, если это произойти по военным причинам.
- После стабилизации макроэкономики, что, скорее всего, произойдет уже после нашей победы, Нацбанк проведет общую переоценку влияния войны и ее экономических последствий на банковскую систему.
- НБУ запустит проверки по всем банкам и переоценит каждый кредитный портфель, после чего их качество может ухудшиться, как это уже было во время банкопада 8 лет назад. От банков потребуют увеличить резервы и капиталы.
- Банки обяжут разработать планы капитализации, а акционеров — взять на себя соответствующие обязательства.
- Если владельцы финучреждений не смогут спасти свои структуры — их начнут закрывать. Или хозяева самостоятельно, или Нацбанк принудительно. Ожидается, что это будут небольшие банки.
В Фонде гарантирования вкладов физлиц заверили, что у них хватит средств на выплаты депозитов пострадавшим вкладчикам по некоторому числу банков.
«Что касается возможного закрытия нескольких банков вследствие военных действий, Фонд гарантирования вкладов не ожидает критической нагрузки по этой причине. Напомним, что объем финансовых ресурсов Фонда превышает 17 млрд грн и является достаточным для поддержки состоятельности системы гарантирования вкладов», — подчеркнул Андрей Оленчик.
Параллельно с закрытием небольших банков может происходить национализация отдельных системных банков, но наверняка это будут единичные случаи. В то время как всем остальным финучреждениям придется самостоятельно решать свои проблемы.
В то же время НБУ уверяет, что даст банкам достаточно времени для восстановления капиталов. Сколько именно — не уточняет. Однако чиновники понимают, что не все банки смогут увеличить капиталы за счет собственной прибыли. Даже госбанки, которые до этого неоднократно финансировало правительство, снова придут просить деньги.
«Остальным банкам может потребоваться капитализация от акционера. В частности, это вероятный сценарий для нескольких государственных банков», — открыто заявили в Нацбанке.
Два из четырех банков с госкапиталом отчитались об убытках за последние месяцы:
- Укрэксимбанк — 3,5 млрд грн (сентябрь);
- Укргазбанк — 3,4 млрд грн (август).
Какие именно суммы власти вольют в госструктуры после войны, пока никто не говорит. Хотя можно не сомневаться, что живых денег они не получат, капитал увеличат за счет новых выпусков ОВГЗ (облигаций внутреннего госзайма). В этом преимущество государственной четверки — ее всегда спасут. А вот все остальным повезет меньше.
«НБУ не имеет плана вывода банков с рынка. Вместе с тем, банки, бизнес-модель которых окажется нежизнеспособной, могут оставить рынок», — ответили нам в Национальном банке.
Там не пытаются прогнозировать количество банков, которые будут закрыты по итогу войны. А в экспертном сообществе называются цифру в 10−15 структур. Финансисты говорят о неготовности/неспособности акционеров спасать свои финучреждения в нынешнее непростое время.
«Я бы сказал так: способны немногие, не готов никто. Объективно, ресурс для докапитализации есть, пожалуй, только у государства и иностранных акционеров. Но иностранцы сейчас не станут инвестировать в капитал — слишком непредсказуемая ситуация, риски девальвации. До конца войны всерьез говорить о каких-либо инвестициях в страну нельзя.
Более того, мне кажется, что и требовать этого от акционеров не вполне справедливо. Мне кажется, что оценка 10−15 банков даже слишком оптимистична. На мой взгляд, речь может пойти о вдвое большем количестве, хотя я хотел бы ошибиться. Сейчас далеко не все проблемы видны, а кто «плавает без плавок» станет ясно только после отлива", — считает Иван Свитек.
Не исключается, что 1−2 украинских банка могут быть закрыты еще до конца 2022 года.
Комментарии - 24
Мама мечтает о том, чтобы ПриматБанк обанкротился.
То он не мог работать, то работу потерял, то вообще инвалид, то в Польше совсем хреново…
то в Польше совсем хреново
Об этом я не говорю. Я говорю о том, что в Польше дороже электричество, поэтому выключаю всё лишнее и провожу энергоаудит. Я же обнаружил дыру в бюджете — холодильник не выключается, молотит круглыми сутками, намерзает… Ремонт не выгоден — дорого менять термостат. Приобрёл копеечный таймер, запрограммировал работу холодильника по часам (40/40 минут работа/отдых), теперь морозит нормально, экономия электроэнергии (25 zł в месяц), но мама жалуется, что иногда в холодильнике темно.
То он не мог работать, то работу потерял, то вообще инвалид
Я писал о том, что:
1. да, в конце июля 2019 я потерял работу.
2. на другие предприятия меня не брали из-за статьи 18-б в военнике (некоторые другие отказывали в приёме на работу в связи с проживанием в селе, отсутствием своего автомобиля и водительских прав, а также что из-за своего телосложения похож на девушку переодетую в парня)
3. а третью группу инвалидности мне хотел прилепить мой бывший директор ради налоговых льгот — хотел прилепить мне F20 (шизу), но её психиатры не нашли, и поставили меня на учёт по F64.9 (трансгендерному диагнозу, по которому меня в 1998 году комиссовали от армии вместо того чтобы отправить меня к генетикам и эндокринологам — у меня нарушение формирован
https://minfin.com.ua/blogs/aleksandrbank/195307/
Новий блог, думаю багато хто отримає відповіді.
Поскольку из-за статьи 18-б в военнике в военное время меня не хотели брать на работу, я очень долго искал работу даже с неофициальным трудоустройством, не говоря об официальном трудоустройстве. Тем временем мак*ки и шимп*нзе из Примата на меня подали в суд, а взять с меня нечего — только старый хлам. А дальше ты знаешь — арестовали счета вскоре как я сам начал выплачивать по кредиту — в суд на взыскание средств по кредиту подавали без меня, в моё отсутствие (даже в одной из формулировок на судебном заседании механически назвали меня особью женского пола, что отмечено в Опендата), а арест со счетов сняли только после объявления военного положения.
PS. Пришло мне письмецо от шимп*нзе из Примата. Попало в папку Спам (ну, этой папки оно и заслуживает). Они писали, что «у меня необычный вход в веб-версию Примат24». Сколько раз я заходил с одного и того же компьютера, а они только заметили! Пока выплачивал им по 666 грн долг, так молчали. А как выплатил что причиталось по решению суда (тело кредитного лимита и судебные издержки — проценты суд отменил), так засуетились через два месяца, даже названивали на номер, который в базе «Розетки» спёрли! Ну, я их послал куда следует в ответном письме («в пятую .», в смысле). Они не хотят ни закрывать исполнительное производство, ни списывать проценты. Придётся на них жаловаться в НБУ.