Минфин - Курсы валют Украины

Установить
21 июня 2022, 17:43 Читати українською

Даже в условиях войны мы привлекаем новых клиентов

Заместитель Председателя Правления Банка Сич Наталия Калугер рассказала «Минфину» о том, как банки справляются с вызовами военного времени, что предлагают клиентам и какие новые возможности открывают для себя при нынешнем кризисе.

Заместитель председателя правления Банка Сич Наталия Калугер рассказала «Минфину» о том, как банки преодолевают вызовы военного времени, что предлагают клиентам и какие новые возможности открывают для себя при нынешнем кризисе.

Война в Украине длится уже почти 4 месяца. Как за это время изменился банковский сектор?

По моим наблюдениям, банки за 4 месяца войны почти не поменяли свои бизнес-процессы. Разве что стали более активно использовать удаленные программные ресурсы и средства коммуникации. Во время пандемии коронавируса банковская система проделала достаточно эффективную работу в режиме онлайн и сейчас адаптировала ее под новые условия.

Более заметны изменения в сознании многих банкиров. Многие стали волонтерами и активными гражданами, которые помогают ВСУ, территориальной обороне, медицинским учреждениям и переселенцам. У меня тоже была возможность приобщаться к таким совместным проектам — как с моими коллегами из Банка Сич, так и других банков. Мы сильные, потому что мы единые!

Насколько эффективно во время войны отработал банковский регулятор? Какие меры, предпринятые НБУ, помогли сохранить стабильность на рынке?

НБУ и иные органы власти, которые являются участниками законотворческих процессов и центром принятия решений, оперативно реагируют на вызовы, как того и требует военное время. Речь идет о новых правилах работы на валютном рынке, поддержке ликвидности финучреждений, снижении нормативов деятельности, внедрении льготных государственных кредитных программ для бизнеса. Благодаря этому мы смогли избежать (особенно на первом этапе войны) хаоса и паники на финансовом рынке, массового снятия депозитов и закрытия счетов, повышения недоверия к банкам. Банковский сектор показал, что с честью проходит испытания на финансовую устойчивость. Банк Сич — не исключение.

Как банк Сич уже отреагировал на повышение учетной ставки? Выросли ли ставки по депозитам, кредитам? Что будет происходить со ставками дальше?

Некоторые банки уже в первый день после принятия новой учетной ставки повысили стоимость ресурса по депозитным программам — как для физических, так и юридических лиц. Банк Сич пересмотрел ставки не сразу. Мы взвешивали имеющиеся вызовы с реакцией на банковском рынке. В своей политике привлечения мы всегда стремимся к взвешенности, рациональности решений и стратегическому планированию. Поэтому мы повысили ставки по депозитным программам только для физических лиц и только на короткие сроки. На данный момент банк старается не брать с рынка дорогостоящий и продолжительный ресурс. Все программы должны быть направлены на усиление бизнеса Украины, поэтому важно предоставлять финансирование по рыночной и конкурентной ставке. Именно поэтому мы и держим взвешенную тарифную и процентную политику. У нас есть достаточный запас ликвидности, чтобы выдержать и пройти вызовы военного времени, а также возможность оставаться ликвидной и гибкой конкурентной структурой.

Как вели себя клиенты банка в начале войны, была ли паника?

Утром 24 февраля, когда враг напал на нашу страну, почти все ключевые сотрудники банка — члены правления, наблюдательного совета, руководители ключевых департаментов — были в нашем головном офисе и на отдаленных каналах связи. Был принят ряд важных решений по мерам безопасности для сотрудников и клиентов, их ресурсов и активов банка, режиму и формату работы в разных регионах Украины. И я благодарю каждого сотрудника за колоссальную собранность, мужество и действия, которые позволили удерживать ситуацию, принять правильные решения, не допустить хаоса.

Массовой паники среди наших клиентов и не было. Мы фиксировали единичные обращения по поводу досрочных расторжений депозитных вкладов, которые были связаны, вероятно, с временным перемещением человека или расходами на проживание/лечение и т. д.

Что происходит сейчас? Как банк работает с клиентами, какие продукты предлагает?

Несмотря на сложности удаленной коммуникации, мы вернулись к активной работе. Запускаем проекты и продукты, которые можем предлагать и действующим клиентам, и потенциальным. Свои сервисы и услуги банк обеспечивает как очно (в безопасных регионах), так и удаленно, через сеть отделений. Параллельно, для удобства дистанционного обслуживания, мы уже на финальной стадии запуска мобильного приложения и в процессе внедрения услуги удаленной идентификации клиентов. В качестве альтернативы наличным средствам, предлагаем карточные продукты, позволяющие свободно и безопасно пользоваться средствами. Даже в условиях войны мы привлекаем новых клиентов и предоставляем продукты и услуги, в которых они нуждаются.

Что касается корпоративных клиентов, то банк продолжает кредитовать и поддерживать бизнес. Новые услуги прямого валютного дилинга и «Валютного помощника», которые мы предложили в рамках гибких тарифных пакетов, адаптированы под специфику и интенсивность бизнеса клиентов, удовлетворяют их потребности в ведении внешнеэкономической деятельности. В том числе, и консультаций по вопросам норм валютного законодательства, особенно в контексте последних нововведений — вопросов покупки валюты по нормам критического импорта, которые были введены на период войны.

Сейчас мы вернулись в головной офис, практически к обычной штатной работе. И нам очень приятно, что большинство наших клиентов тоже возобновили свою деятельность в той части нашего государства, где это уже возможно. Относительно работы отделений: безусловно, мы не можем рисковать нашими сотрудниками. Но там, где существует необходимость и есть минимальные условия безопасности для нашей работы, — мы активно работаем.

В Украине, наверное, не осталось ни одного человека и бизнес-учреждения, которые стояли бы в стороне от существующих вызовов. Как банк помогает стране в эти трудные времена?

Я с восторгом наблюдаю за своими коллегами из Банка Сич, из других банков, за нашими клиентами. Бизнес и банки не просто адаптировались к ситуации, они работают и обеспечивают качественные услуги, продукты и сервисы для своих клиентов. С начала военных действий Банк Сич активно поддерживает нашу армию, а также проекты, реализуемые в части гуманитарной, финансовой, медицинской и психологической помощи беженцам и всем пострадавшим от войны в Украине.

Мы предоставили в пользование корпоративные автомобили нашего банка для более быстрой и эффективной помощи всем нуждающимся (проект в партнерстве с БФ «Украинские жизни важны»). Также одно из помещений банка было предоставлено в пользование территориальной обороне Киева. Мы сотрудничаем с Фондом «Центр социальных проектов будущего» еще с 2014 года. Данная организация в рамках специально созданной программы «Центр оказания помощи во время войны» активно помогает военным частям, волонтерским центрам, центрам беженцев, благотворительным фондам. Тех, кто нуждается в помощи, обеспечивают всем необходимым — товарами первой необходимости, военной амуницией, продуктами питания, одеждой и т. п. Это помощь ВСУ, территориальной обороне, беженцам и временно перемещенным лицам, благотворительным и общественным организациям. Более детально с работой «Центра оказания помощи во время войны» вы можете ознакомиться на сайте и по ссылке www.centersocial.org.

Мы также предоставляем клиентам возможность финансово поддерживать ВСУ. За период войны клиенты банка уплатили более 10 млн грн благотворительных взносов на помощь армии и волонтерам. Также более 200 млн гривен налогов и сборов в бюджет Украины. Это наша общая заслуга и наш общий вклад в победу.

Расскажите о финансовых результатах банка?

Банк Сич работает на рынке Украины с 2011 года, это универсальный банк с украинским капиталом. Его главные акционеры — Олег Баланда (доля 55,6150%) и Виктор Раздорожный (доля 31,0160%).

Ликвидность банка остается достаточной для того, чтобы выполнять обязательства перед клиентами и другими кредиторами, а также соблюдать установленные НБУ регуляторные требования.

По состоянию на 01.06.22 г. активы банка составляли 6 563 млн грн. Общий объем высоколиквидных активов в кассе, на корсчетах в НБУ и других банках, а также ценных бумагах, эмитированных НБУ (депозитные сертификаты), составлял 4 967,59 млн грн.

Фактические значения нормативов ликвидности существенно превышают минимальные нормативные значения: коэффициент LCR — 1 406%, при нормативе не менее 100%, коэффициент NSFR — 370%, при нормативе не менее 100%. Это свидетельствует о наличии достаточного объема активов для соблюдения нормативных требований и требований клиентов без каких-либо ограничений.

В течение 2022 года банк работает прибыльно — на январь-май прибыль составила почти 5 млн, операционный результат до отчислений в резервы и налогов на 01.06.2022 — 44,7 млн грн. Также нет никаких нарушений нормативов деятельности, наложенных ограничений от Национального Банка Украины. Банк работает в стабильном режиме.

Что происходит с кредитным портфелем, много ли кредитов уже перешли в категорию проблемных? Каковы ваши прогнозы на второе полугодие?

Что касается кредитного портфеля — ситуация лучше, чем ожидалось. Лишь незначительный процент клиентов (до 20%) испытывают временные трудности с обслуживанием кредита, что обусловлено снижением деловой активности в период войны. Главным образом, это Черниговская, Харьковская и Николаевская области. Мы находимся в постоянном контакте с этими клиентами и стараемся сделать все возможное, чтобы помочь им вернуться к обычным условиям работы.

Что касается резервов, то за период военных действий банком были дополнительно сформированы резервы на возмещение возможных убытков по активным операциям на 33,3 млн грн. По состоянию на 1 июня объем резервов существенно увеличен.

Говорят, что любой кризис — это одновременно и окно возможностей. Как ваш банк намерен его использовать?

За счет гибкой тарифной политики, широкой линейки банковских продуктов и услуг, скорости принятия решений и высокого качества обслуживания, технологичности и клиентоориентированности, мы достигаем значительных конкурентных преимуществ на банковском рынке Украины. С начала боевых действий более 160 юридических лиц установили с банком деловые отношения и открыли счета.

Какие самые важные задачи и миссия банка на данном этапе?

Наши основные приоритеты — наши клиенты и поддержка Вооруженных Сил Украины. Победить можно только тогда, когда каждый будет на своем месте, на своем фронте — финансовом, благотворительном, и в активных местах боевых действий.

Что касается нашей миссии как банковского учреждения — это содействие развитию национальной экономики через постоянную поддержку и обеспечение потребностей клиентов, предоставление максимально полного набора банковских финансовых и других услуг, содействие экономическому развитию своих клиентов, для улучшения их благосостояния на основе взаимовыгодного партнерства.

В последний месяц мы наблюдаем существенное экономическое оживление и не только в западной, но и в центральной части Украины. Мы верим и уверены в том, что с дальнейшими успехами наших Вооруженных Сил, вся наша территория станет безопасной для ведения бизнеса. Верьте в наши ВСУ и верьте в нас — в украинскую банковскую систему! Вместе к Победе и все будет Украина!