- 4 июля 2013, 12:06
ОВГЗ-НДС и финансовые векселя: мифы и реальность
Сегодня в Верховном совете должны голосовать за законопроекты, которые регулируют выпуск финансовых векселей. Целый набор законопроектов №2845, 2845 и новый 2290а, который регулирую все аспекты выпуска, обращения и погашения финансовых векселей.
Политики и отдельные эксперты очень любят писать и рассказывать «дерибане бюджета», «крахе экономике» и «скором дефолте». Самое смешное в этой ситуации, что о дерибане бюджета говорят политики, которые еще несколько лет только этим и занимались. А еще об этом пишут эксперты-дилетанты, которые имеют очень отдаленное представление о финансовом рынке Украине. Поэтому их мифы и страшилки о финансовых векселях, это действительно образец классической абсурдной мысли, которая может появиться только тогда, когда это кому-то очень нужно. Но для чего это нужно, поговорим потом, а сейчас несколько выдумок и мифов об этих страшных финансовых векселях.
Мифы, которые так любят политики и отдельные эксперты рассказывать о финансовых векселях:
- Финансовыми векселями отдельные лица будут погашать налоги.
Ни один из законопроектов, который регулирует выпуск и обращение финансовых векселей не вносит изменений в Бюджетный и Налоговый кодекс. Налоги и до, и после появления финансовых векселей, будут уплачиваться только денежными средствами. Использовать финансовые векселя запрещено.
- Финансовыми векселями можно будет осуществлять зачеты по налогам.
Законодательство Украины запрещает осуществлять зачеты по налоговым обязательствам векселями. Законодательство финансовых векселей не допускает использовать финансовые векселя для зачетов по налогам.
- НБУ будет обязан выкупать финансовые векселя, а это угроза для нашей финансовой системы.
В 2009 году действительно НБУ был обязан по требованию владельцев ОВГЗ их выкупать, но теперь это уже запрещено НБУ. Законодательство о финансовых векселях не требует, чтобы НБУ их обязательно выкупал.
- Правительство будет рассчитываться финансовыми векселями по своим долгам, в том числе и по долгам по заработной плате бюджетникам.
Финансовые казначейские векселя, согласно законопроекту №2290а можно использовать ТОЛЬКО для реструктуризации долга по возврату НДС, который был сформирован на 1 января 2013 года. Запрещено использовать финансовые векселя для расчетов по другим долгам госбюджета. А тем более запрещено использовать финансовые векселя для расчетов по долгам по заработной плате бюджетникам. По своей сути финансовые казначейские векселя, это аналог ОВГЗ-НДС. За всю историю выпуска ОВГЗ-НДС никогда этими ценными бумагами не погашали долги по заработной плате.
- Финансовые векселя будут иметь невыгодные условия для лиц, которые захотят их получить вместо возмещения НДС.
В 2010 году был осуществлен выпуск ОВГЗ-НДС. Срок обращения этих ОВГЗ-НДС 5 лет. По ним выплачивается купон в размере 5,5% годовых. Предполагается выпустить финансовые казначейские векселя со сроком обращения 5 лет и с купоном 5% годовых. Сам механизм размещения финансовых казначейских векселей будет аналогичен эмиссии ОВГЗ-НДС. Юридические лица, которые имеют право на возмещение НДС подают заявление в налоговую, после проверки налоговая передает списки на возмещение НДС в Минфин. А уже Минфин осуществляет эмиссию финансовых казначейских векселей и выдает их юридическим лицам вместо возмещения НДС.
- Векселя будут неликвидны. В Украине уже выпущено очень много векселей предприятий, их никто не хочет покупать. Такая же судьба ждет и финансовые векселя.
Многие люди, даже имеющие отношение к финансам не понимают, или не хотят понимать, что финансовые векселя, это не товарные векселя. В отличие от товарных векселей, которые выпускают только в документарной форме и которые не могут обращаться на фондовой бирже, финансовые векселя будут выпускать в бездокументарной форме. Их можно будет без проблем покупать и продавать на фондовой бирже, как ОВГЗ-НДС в данный момент, что будет обеспечивать высокую ликвидность этих ценных бумаг.
- Финансовые векселя можно будет продать только с дисконтом в 30%. Это грабеж бизнеса, который захочет их получить вместо возмещения НДС.
Когда в августе 2010 года выпустили ОВГЗ-НДС, их продавали с дисконтом 10-11% к номиналу. Сейчас на бирже ОВГЗ-НДС продаются и покупаются с дисконтом 8-9% к номиналу. Существует такое понятие, как «стоимость денег». Юридическое лицо может получить финансовые казначейские векселя вместо НДС может ждать их погашения и получить все деньги согласно номиналу, а может продать с дисконтом 10%, в этом случае деньги поступают сразу, их можно запустить в оборот и получить доход за пять лет значительно больше 10% потраченных на дисконт.
- Нерезиденты скупят финансовые векселя и объявят дефолт Украины.
Действительно, часть ОВГЗ-НДС скупили нерезиденты, и финансовые казначейские векселя будут покупать нерезиденты. Но само наличие векселей у нерезидентов еще не дает им право требовать дефолта или досрочного их погашения. Финансовые векселя, это классическая долговая ценная бумага, по которой выплачивают проценты и тут не место для разговоров о дефолте.
- Банки будут погашать депозиты финансовыми векселями.
Законопроект о финансовых векселях никоим образом не вносят изменений в банковское законодательство. Депозиты и до и после финансовых векселей будут приниматься и погашаться ТОЛЬКО денежными средствами. Законодательство о финансовых векселях запрещает использовать эти векселя для погашения банковских депозитов. При этом физическое лицо может приобрести финансовый вексель у банка, но только за денежные средства, которые имеют исключительно целевое назначение на покупку финансовых векселей. В свою очередь банки обязаны будут погашать финансовые векселя, и платить проценты по ним, только денежными средствами.
И теперь пару слов о том, почему отдельные ПОЛИТИКИ так боятся и не хотят появления финансовых векселей. Как уже сказано по форме и сути финансовые казначейские векселя, это фактически хорошо известные ОВГЗ-НДС. Во многом благодаря выпуску в августе 2010 года ОВГЗ-НДС уже в четвертом квартале 2010 года ВВП вырос на 3,7% в годовом исчислении, рост промышленного производства был больше 5%, рост средней заработной платы 12%, рост розничных продаж 10%. Фактически, когда выпустили ОВГЗ-НДС, большая их часть была продана юридическими лицами с дисконтом, но в результате на предприятиях появились свободные оборотные средства. А это свою очередь стимулировало и рост производства, и рост официальной заработной платы. В любом случае, главная цель выпуска финансовых векселей – это увеличение свободных оборотных средств в бизнесе, чтобы этот самый бизнес стимулировать к росту. Ибо сейчас, как раз отсутствие свободных оборотных средств и дороговизна кредитных ресурсов и мешает предприятиям нормально работать и в результате мы видим не рост производства, а падение. Но, не сложно понять, что хотя для украинцев рост заработной платы, это хороший фактор, но плохой фактор для отдельных ПОЛИТИКОВ, поэтому они и пугают всех и вся финансовыми векселями. Очень уж эти политики хотят, чтобы было чем хуже, тем лучше. Такая у них натура.
Текст закона 2290а
Стаття 22. Надати право Кабінету Міністрів України реструктурувати фактичну бюджетну заборгованість за визначеними ним видатками державного бюджету, що виникла станом на 01 січня 2013 року у встановлених ним обсягах, шляхом видачі фінансових казначейських векселів строком обігу до 5 років, з дохідністю, що не перевищує 5 %. Право видачі таких векселів надати органам, що здійснюють казначейське обслуговування бюджетних коштів.
Надати право органам, що здійснюють казначейське обслуговування бюджетних коштів, на підставі отриманого від відповідного контролюючого органу висновку із зазначенням суми податку на додану вартість, що підлягає відшкодуванню з бюджету, видавати платнику податку, який подав до такого контролюючого органу заяву про обрання способу відшкодування з бюджету суми податку на додану вартість шляхом отримання фінансового казначейського векселя, зазначену у висновку суму бюджетного відшкодування шляхом видачі фінансового казначейського векселя строком обігу до 5 років, з дохідністю, що не перевищує 5 % відповідно до порядку, визначеного Кабінетом Міністрів України.
|
37
|
- 14:55 Средний курс покупки наличного доллара в банках не изменился. По чем сейчас продают валюту
- 11:45 Stripe будет принимать платежи в крипте, SEC отложила решение по опционам на спотовые биткоин-ETF: что нового на рынке
- 10:33 Курс валют на 26 апреля: доллар в банках подешевел, евро — подорожал
- 09:27 НБУ вводит в обращение памятную монету «Чернобыль. Возрождение. Аист черный» (фото)
- 08:02 Официальный курс: НБУ снизил гривну на 20 копеек
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
- 17:41 Курс валют на вечер 25 апреля: доллар и евро на межбанке ушли вниз
- 17:15 Украина рассчитывает получить $38 миллиардов помощи в 2024 году
Комментарии - 31
росты в апреле, в мае, в июне? Украина, по Вашим словам, «европейский тигр». Что же Вы еще авангардного напишите перед осенью?
У же осенью будет дискуссия и скандалы. Этому не дали векселя. А тот очень просил и ему не дали… Никто уже не будет вспоминать все страшилки, которые сами же придумали для себя
Я искренне надеюсь, Вы все еще работаете над расчетами и в скором времени предоставите, как обычно, полный и развернутый ответ. Поскольку тема всплыла в новом блоге, готов продолжить дискуссию здесь.
У вас небольшой выбор: или вы принимаете учение на веру, или «вы ничего не понимаете в экономике, а особенно в финансах».
Ни один из законопроектов, который регулирует выпуск и обращение финансовых векселей не вносит изменений в Бюджетный и Налоговый кодекс. Налоги и до, и после появления финансовых векселей, будут уплачиваться только денежными средствами. Использовать финансовые векселя запрещено.(с)
Рада внесла зміни в Податковий кодекс стосовно векселів
www.epravda.com.ua/news/2013/07/4/383786/
…
погасити їх можна буде раніше — в рахунок оплати податкових зобов'язань.
8)
И что на это скажет уважаемый оппонент? Он по-прежнему будет утверждать, что векселя — это благо?!
«Платники податку мають право здійснювати сплату будь-якого узгодженого грошового зобов’язання, що сплачуються до Державного бюджету України шляхом пред'явлення для сплати (не раніше настання строку платежу, визначеного в векселі) органу, що здійснює казначейське обслуговування бюджетних коштів, фінансового казначейського векселя, виданого відповідно до цього пункту. „
Ко 2му чтению из проекта странным образом исчезла норма о досрочном погашении ( w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc34?id=&pf3511=46662&pf35401=268791 ).
4,35 млрд грн задолженности, которую подлежит выплатить векселями.
и как это приведет к обещанному бурному росту ВВП?
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Case-Украина: «Введение векселей в Украине — своеобразный шаг к бартеризации экономики. Вместо того, чтобы пересмотреть расходы бюджета, сделать дополнительные долговые обязательства в виде бондов или, в крайнем случае, напечатать гривню, государство вводит квази-деньги, которые добавляют негатива в экономическую ситуацию. Во многих бюджетных организациях с мая уже не выплачиваются зарплаты. Теперь предприятия, имеющие контракты с бюджетом, могут предпочесть и вовсе приостановить деятельность, а не ввязываться в схемы с векселями. Введение векселей вряд ли будет выгодно кому-либо еще, кроме правительства, заинтересованного списать бюджетные долги. Бюджет сможет расплатиться векселями, но что с ними делать дальше? Это превратится в большую проблему для предприятий. Поэтому организациям, участвующим в тендерах, теперь нужно учитывать риск, связанный с получением оплаты за свои услуги векселями.
Введение векселей вряд ли будет выгодно кому-либо еще, кроме правительства, заинтересованного списать бюджетные долги. Вряд ли контрагенты бюджета согласятся брать векселя добровольно. Ведь для любого бизнеса намного важнее иметь живые деньги. Но у тех предприятий, перед которыми уже существует бюджетная задолженность, по всей видимости, выбора не останется. Перед ними встанет дилемма: или вексель, или ничего. Желающих ждать 5 лет, чтобы получить сверх суммы задолженности 5% годовых, будет немного. Возможно, с контрагентами бюджета будет устанавливаться некая договоренность, что дисконт при продаже векселей будет не меньше определенного уровня, что, по сути, станет формализированным откатом».
Павел Розенко, народный депутат VII созыва (УДАР), ведущий эксперт Центра Разумкова: «Закон о векселях предполагает замещение бюджетной задолженности перед различными организациями казначейскими векселями. И здесь возникает вопрос к правительству о наличии долгов перед предприятиями, с которыми за выполнение госзаказов и бюджетных программ в 2012 году государство так и не рассчиталось. Выходит, что правительство из-за своей бездеятельности допустило по итогам 2012 года наличие бюджетной задолженности, которая продолжает нарастать и в 2013 году. То есть, долги не погашаются, на текущих счетах казначейства и предприятий денег нет, а на протяжении месяца все казначейские счета фактически заблокированы. В этой ситуации вместо того, чтобы погасить перед предприятиями свои долги, государство предлагает им финансовые векселя. Основную массу предприятий, перед которыми госбюджет имеет задолженность, заставят взять векселя вместо живых денег. Таким образом, государство спишет с себя все долги, а потом будет требовать от предприятий своевременную выплату заработной платы. Уже сейчас данные Госкомстата подтверждают то, что в Украине по зарплате возросла задолженность. Одной из причин подобного развития ситуации является то, что государство не рассчиталось с предприятиями за выполненные работы. Теперь возникает вопрос: как предприятия, получившие от государства векселя вместо живых денег, будут рассчитываться со своими сотрудниками? Фактически будет создан некий конвертационный центр отмывания денег через систему векселей, который будет работать на обогащение ближайшего окружения действующей власти… Я думаю, что право на покупку векселей будет дано одному или нескольким банкам, подконтрольным окружению президента. В них векселя одним предприятиям будут погашаться в полном объеме, другим — в пределах 20-30% от их стоимости, третьим и вовсе будут отказывать. Очевидно, что приближенные к власти структуры смогут продавать векселя за 90-100% от их стоимости, а далекие от власти компании в лучшем случае получат не более 30% или будут дожидаться выплаты по прошествии 5 лет. Фактически будет создан некий конвертационный центр отмывания денег через систему векселей, который будет работать на обогащение ближайшего окружения действующей власти.»
Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова: «В Украине уже неоднократно пытались вводить разного рода суррогаты денег или квази-деньги, которые в лучшем случае позволяли решить некоторые локальные задачи. Проблема таких инструментов заключается в том, что они, по сути, являются финансовой квази-пирамидой. В выигрыше останется только тот, кто сформирует некий центр, выкупающий векселя с большим дисконтом для дальнейшей продажи по полной стоимости или с минимальным дисконтом. Для бизнеса и, соответственно, для населения ситуация выльется в рост задолженности и неплатежей, что в наибольшей мере может проявиться в самых болезненных сферах — коммунальной, инфраструктурной, транспортной. Ведь когда погашение задолженности будет происходить не деньгами, а обязательствами третьих сторон, а стоимость этого инструмента будет меняться не только с течением времени, но и в зависимости от контрагентов, следствием станут неплатежи, простои или ненадлежащее выполнение работы. Кроме того, предприятия начнут страховаться более высокими ценами. Если в ЖКХ сделать это будет тяжело из-за контролируемых тарифов, то в других сферах цены станут учитывать риск того, что за товары или услуги могут заплатить не полностью. То есть, дополнительные затраты будут перекладываться на население. Есть сценарии, предполагающие рост задолженности по заработной плате, однако я надеюсь, что до этого дело не дойдет, особенно в преддверии президентских выборов. В Украине уже неоднократно пытались вводить разного рода суррогаты денег или квази-деньги, которые в лучшем случае позволяли решить некоторые локальные задачи. Векселя будут аккумулироваться в сфере ЖКХ, ими будет погашаться задолженность за ремонтные и строительные работы, возведение инфраструктурных объектов и т.п… Первые операции с векселями могут совершаться с меньшим дисконтом, чтобы продемонстрировать привлекательность нового инструмента. Далее, чтобы получить за векселя хоть какие-то живые деньги, предприятия будут вынуждены продавать их со значительным дисконтом. В прессе уже были озвучены прогнозы относительно дисконтов от 20 до 80%. Я думаю, что истина где-то посередине. Также можно прогнозировать отказы в принятии векселей, ведь их оборот обычно пытаются ограничить. Поэтому нельзя исключать, что вслед за данным нововведением очень скоро потребуется новое постановление — уже для решения проблемы неплатежей с помощью векселей.»