Минфин - Курсы валют Украины

Установить
dikkens
Сергей Панасенко Записки dikkensa
Зарегистрирован:
31 мая 2010

Последний раз был на сайте:
3 мая 2024 в 17:27
Подписчики (288):
svaer022
svaer022
meag
meag
50 лет, Вараш
ILONA2404
Ілона Мельник
45 лет
Zvzzz
Серый Петров
54 года
klienkatNadra
klienkatNadra
Kiev
naf422
naf422
24796230
IN GOD WE TRUST
belokyra
A ZART
44 года
slexus
slexus
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
57 лет, Киев
66550076
Антон Горячун
Index
Index
все подписчики
Сергей Панасенко — Записки dikkensa
30 мая 2012, 17:24

Кто и почему развалил МММ в 94 году? Часть 5.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

 

Из многомесячных наблюдений социологов известно: инвестиционное поведение акционеров крайне изменчиво. И самой болевой точкой их является недоверие к правительству, то есть боязнь внешних факторов.

 

ИЗ СПРАВКИ СОЦИОЛОГОВ:

«Отвечая на вопрос, как они понимают час «X», две трети опрошенных связывают крах фирмы с действиями правительства или изменением политической ситуации в случае прихода к власти оппозиции и смещения Ельцина… Ожидаемые действия правительства представляются опрошенным очень решительными. Если правительство начнет уничтожать «МММ» – будет действовать до конца. Противодействия, хотя и будут, конечного успеха обеспечить на смогут. Успех правительства в этой борьбе не вызывал сомнений ни у кого…»

Нет ничего странного в том, что россияне не сомневаются в результативности разрушительных действий власти. Традиционно наша верхушка привыкла не созидать, не поддерживать, не развивать, а душить, зажимать, отбирать, ликвидировать. Здесь ей не занимать ни решительности, ни опыта. Тем более что у всех в подкорке – впечатления от штурма Белого дома, показавшего истинный характер власти. Словом, против лома нет приема. Даже если лом обрушивается на фирму, известную всем. Неудивительно, что ровно половина опрошенных, независимо от своего благорасположения к «МММ», заявила 19 июля: в кризисных обстоятельствах (читай: накат властей на фирму) они постараются избавиться от акций любыми способами. Вторая половина попробует «переждать панику», однако запас их терпения исчисляется от пары дней до одной недели.

Помимо прочего, опрос показал и возможность легкого манипулирования сознанием акционеров «МММ». Закрытость фирмы, информационный голод вкладчиков заставляют их верить некой НЕИЗВЕСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ, то есть слухам, лжи, клевете, недоброжелательной критике. Случись, как это произошло чуть позже, массированная пропагандистская атака на «МММ» – и сегодняшние сторонники фирмы превратятся в ее заклятых врагов. Ведь от любви до ненависти – один шаг. Достаточно было шепнуть Отелло, что его жена неверна, – и…

Все это было известно руководству «МММ» – и очевидные достоинства фирмы, и столь же явные недостатки. Уже в разгар конфликта находилось много советчиков, которые чуть ли не с возмущением доказывали Сергею Мавроди: надо было сделать то-то и то-то… Большинство из них забывали простое обстоятельство – АО «МММ» вело активную работу всего полгода. Фирма была в стадии становления, не иМела мощного лобби ни в парламенте, ни в правительстве, не успела купить газеты и телепрограммы. Иными словами, исходные позиции «МММ» и власти, случись противостояние, оказались бы несопоставимы.

Это на Западе взаимоотношения коммерческой структуры с государством регулируются Законом, и только им. Это там, а не у нас действует принцип равной ответственности перед Законом. И вину гражданина (фирмы) доказывает суд, и никто другой. У нас же, чем выше чиновник, тем он недосягаемее. Чем сильнее покровитель, тем развязнее холуи. Отнюдь не случайно война против «МММ» началась с заявления премьер– министра России Виктора Черномырдина, сделанного

15 июля 1994 года на расширенном (!) заседании правительства и растиражированного в тот же день всеми телепрограммами, информагентствами и газетами.

«Премьер, в частности, счел необходимым предупредить любимого героя российских финансовых спекулянтов Леню Голубкова: снижение инфляции ведет к снижению доходности операций на финансовом рынке, и к этому нужно быть готовым», – писали «Известия»

16 июля.

Правда, никто не понял, что же имел в виду глава российского правительства? К чему, собственно, готовиться? Ведь доходность операций с ценными бумагами исчисляется не абстрактными процентами, а реальной стоимостью денег. Неважно, каков процент прибыли, главное – чтобы на эту прибыль вкладчик мог купить больше товаров и услуг, чем на сумму своего взноса. Чтобы была реальная, а не «процентная» прибыль, что «МММ» обеспечивало с лихвой всем своим акционерам – и при скачкообразной, и при вялотекущей инфляции.

Загадочный пассаж Черномырдина остался почти незамеченным и для акционеров «МММ».

 

ИЗ СПРАВКИ СОЦИОЛОГОВ

 

(18 июля, Варшавка, 26):

«Утром очередь на покупку акций составила около 300 человек. Настроение у присутствующих было доброжелательное… Внимание государственных органов к «МММ» оценивается некоторыми акционерами как признак значимости фирмы, следовательно, ее надежности. Выпад Черномырдина против АО «МММ» не ассоциируется у акционеров с опасным симптомом. Большинство из них намерены продолжать взаимодействие с компанией и в августе…

 

Увы, лишь позже стал понятен истинный смысл премьерского предупреждения. Ведь расширенные заседания правительства проводятся не для Лени Голубкова и Марины Сергеевны. Для сидящих в зале чиновников, коим эзопов язык начальства – родной.

Ключевые слова в реплике Черномырдина – «финансовые спекулянты». Известно, что делают со спекулянтами в нашей стране (на Западе, заметим, это слово лишено негативного смысла). Значит, ату их, поганцев! Значит, война «МММ» объявлена. К середине июля 1994 года «МММ» удавалось отбивать разрозненные уколы в свой адрес. В начале апреля, например, «свободная» пресса вкупе с Центробанком сумела-таки организовать панику на пунктах, распространив сообщение о «крахе» «МММ-банка». Тысячи людей бросились сдавать акции, выстаивали в нервных очередях по шесть – восемь часов, переживая отнюдь не легкие предынфарктные состояния. Но через пару дней выяснилось, что банк закрылся… двумя годами раньше и никакого влияния на действующее АО «МММ» этот факт оказать не мог. И вновь давка на пунктах, теперь уже для покупки акции.

Искусственная паника сработала на пользу фирме. Многие люди перестали доверять мрачным пророчествам критиков «МММ», хотя предсказания скорого конца повторялись с периодичностью весенних дождей. Час «X» прогнозировали на вторую половину апреля, начало мая, середину июня, первую декаду июля… Но «МММ» вопреки всему процветало, пока противники компании не осознали простую истину: одиночными и разрозненными выстрелами «МММ» не убить, пора объединять усилия. Что и было сделано после известного выступления В. Черномырдина 15 июля.

Психологическая атака началась вроде бы издалека, с вещей второстепенных…

18.07.94. Все теле– и радиостанции бывшего СССР передают сообщение Антимонопольного комитета РФ, предложившего руководству «Останкино» и РГРТК прекратить распространение рекламы АО «МММ» – она, реклама, будто бы противоречит Указу Президента Б. Ельцина «О защите потребителей от недобросовестной рекламы».

Напомню: в Указе запрещалось рекламировать будущие проценты доходов по акциям, вкладам и т. п. Говорить о достоинствах фирмы можно лишь по ее прошлым делам, тем процентам, которые уже выплачены вкладчикам.

Идея, спору нет, здравая. Мошенников на финансовом рынке развелось – пруд пруди. Но при чем здесь… АО «МММ»?

К середине июля 1994 года на телевидении крутилось 35 роликов АО «МММ», и лишь в одном упоминались конкретные цифры прибыли – там, где росли пачки денег, а дикторский голос говорил о росте курсовой стоимости акций, «не менее 400 рублей в неделю». Этот ролик показывали как бы по инерции, он давно устарел, посколькуминимальный прирост акций «МММ» с фев раля поиюль составил 800 рублей (!) в неделю. Так что и по сути это не могло быть лживым обещанием будущей прибыли.

И вообще Указ Ельцина вступил в силу задним числом, с 1 июля, а злополучный клип с деньгами был создан еще зимой, когда законодательство не запрещало подобного рода информацию.

Казалось, нет проблем: в государстве, где власть и частный бизнес не являются антагонистами, молча, без лишнего шума снять «не такой» ролик с эфира – и никто бы не заметил потери. У нас, однако, произошло прямо наоборот.

Казенная служебная переписка двух госучреждений – ГКАП и «Останкино» – становится вдруг главной новостью дня. 18 июля ее передают масс-медиа. Наутро 19 июля разразилось язвительными комментариями большинство московских газет. «Новая ежедневная» сподобилась опубликовать аж три материала против «МММ», «Комсомольская правда» ставит личный рекорд злобности – четыре (!) антиэмэмэмовские статьи в одном номере! Заголовки:

«Глаза бы не глядели. Но рука тянется к бумажнику…»

«Есть проблем!»

««МММ» гонят с экрана. И это только начало».

С каждым часом крепнет охотничий раж. Уж рвутся с поводков стаи борзых и гончих. Ату «МММ»! Ату Мавроди!

Цели, конечно, благородные – «защитить интересы вкладчиков и акционеров».

А тем временем масса «защищаемых», в том числе и с помощью блистательных журналистских шедевров, Устремилась к пунктам «МММ» в Москве и провинции.

20.07.94. Варшавка, 26. Мониторинг социологов:

«С 9 до 11 часов утра очередь возросла с 250 до 800 человек. Больше половины пришедших сдавали акции… В 14 часов очередь возросла в два раза. Почти все сдавали акции… Многие из пришедших, вставая в очередь, еще не определили свои дальнейшие действия. Те, кто с самого начала собирается сдавать акции, как правило, не признаются в своих намерениях. Некоторые, приехав просто посмотреть, принимают решение о сдаче. Большинство акционеров одолевают сомнения. Все боятся возникновения паники, боятся подстегнуть ее…»

Нет, паники или сбоев в работе «МММ» еще не было. Акции и билеты исправно выкупались и продавались. Но старания Антимонопольного комитета и шумиха вокруг «не той» рекламы не прошли даром. Акционеров вывели из привычного равновесия. И оно, бесспорно, восстановилось бы через три-четыре дня, не последуй за первым залпом психологической атаки массированный бомбо-штурмовой удар по сознанию акционеров.

21.07.94. Утром зам. председателя Антимонопольного комитета РФ В. Белов проводит пресс-конференцию по поводу своего же предложения запретить рекламу «МММ». Любопытно, что Белов, чувствуя абсурдность предыдущего обвинения (нельзя, дескать, говорить о прибыли по акциям) «МММ», придумывает на ходу еще одну версию.

«…Братья Голубковы, – утверждает Белов, – действительно ничего не говорят о курсах, дивидендах и депозитах. Но частота появления «семейства» «МММ» в наших домах настолько обильна, что их фразы входят в народный фольклор, события в их личной жизни переживаются не меньше, чем страдания героинь латиноамериканских сериалов. Такую рекламу иначе как агрессивной не назовешь…»

 

Не правда ли, перл чиновничьей мысли? Ради такого откровения стоило собрать пресс-конференцию! И можно уже не вспоминать ни сном ни духом, что предмет разговора никакого отношения к требованиям президентского указа не имеет, что «агрессивность» рекламы – понятие субъективное и законом не запрещена. Тем не менее бредни зарвавшегося чинуши старательно тиражируются газетами, о них каждый час поминают радио и ТВ, создающие образ «плохой» компании.

А к 16 часам 21 июля полк гонителей «МММ» пополнился подкреплением из Минфина, который как бы невзначай, кратко сделал заявление: билеты АО «МММ» не могут считаться ценными бумагами, на рынке они обращаются с грубейшими нарушениями законодательства, и потому держатели билетов пусть не рассчитывают на защиту со стороны государства…

Буквально несколько предложений… Но и здесь – малопонятная многозначительность.

 

Во-первых, никто из вкладчиков «МММ» о защите ни у государства, ни у Минфина, в частности, не просил.

Во-вторых, защита акционеров частных компаний невозможна в принципе, поскольку государство по обязательствам частных фирм не отвечает.

В-третьих, нельзя нарушать законодательство, которого…не существует (а Указа Ельцина о рынке ценных бумаг не было тогда и в проекте). А если Минфин и обнаружил признаки нарушения закона, то логично было бы назвать и конкретные статьи закона.

В-четвертых, и это самое главное, именно А О «МММ» заявляю о том, что его билеты ценными бумагами не являются. По сути это символ взаимного (между компанией и вкладчиком) доверия, которое, по словам Сергея Мавроди, выше формальных обязательств, что, кстати, было на самом деле: по «неценным» бумагам сотни тысяч людей получали вполне реальные деньги…

 

Многовато несуразностей для одного краткого сообщения. Но его составителям было ясно: о «МММ» можно говорить все, что заблагорассудится. И вот уже столичные «Куранты» бьют в набат: «Леня Голубко! остался без дома в Париже». И все потому, что Торгово-Промышленная палата (еще один участник охоты на «МММ», хотя и не главный) сотворила проект нового закона о рекламе, который уж точно закроет ненавистной компании доступ к эфиру.

Дрожи, акционер! Беги за своими кровными…

22.07.94. Официальный орган правительства – «Российская газета» – публикует совместное (для вящей убедительности) заявление пресс-центров налоговой инспекции и налоговой полиции о претензиях фискальные служб к «МММ». Документ в современной истории уникальный – как по жанру (донос в публицистической форме), так и по своим малоприятным последствиям для миллионов вкладчиков «МММ».

«Государственная налоговая служба России и Департамент налоговой полиции провели финансовую проверку структур «МММ», в результате которой вскрыты грубые нарушения налогового законодательства. По результатам проверки АОЗТ «Инвест-Консалтинг» общая сумма представленных к взысканию средств исчисляется 49,9 млрд. рублей…» – сказано в анонимном (без фамилии авторов) обращении мытарей.

В первых же строчках – грубая ложь, расчет на не ведение людей, структуры «МММ» не знающих, но которым «точно известно», что «МММ» в первую очередь – это АО «МММ», продающее и покупающее акции, билеты. В сознании срабатывает безошибочно, его-то, АО, и проверяли налоговые службы, а вместе с ним – и все остальные «структуры», названные во множественном числе. Чуть позже выяснилось, что нет, не проверяли АО «МММ», ограничившись неведомой фирмой «Инвест– Консалтинг». Стало быть, и для множественного числа, за коим должна проглядываться титаническая работа налоговых полицейских, резонов нет. Но лукавая стилистика заявления (о содержании его поговорим в другой главе) достигает цели. Сомнения акционеров перерастают в уверенность: государство в лице премьер-министра. Антимонопольного комитета, Минфина, налоговой полиции и инспекции всеми силами давит на «МММ».

23.07.94. Варшавка, 26. Мониторинг социологов:

«В 9.00 у пункта стоит около 2 тысяч человек. В 15.00 в очереди – более пяти тысяч. Плюс две тысячи наблюдающих на площади… В истории с налоговой полицией никаких сомнений не возникает: конфликт воспринимается исключительно как предлог для ограничения деятельности компании, как формальная придирка. Очень часто в разговорах звучит мотив провокационного характера всего происходящего… В очереди в нескольких местах читают статью из «Российской газеты» вслух, слушают, нахмурившись: «Сколько грязи понаписали, они вечно так пишут»».

Не стоит переоценивать оптимизм собравшихся. С 23 июля очередь в «МММ», независимо от общего, тогда еще очень благожелательного отношения к фирме, которой доверили свои кровные, начинает жить по своим законам. По законам классической советской очереди, которая на генетическом уровне воспитана с боем добывать то вареную колбасу, то исчезнувшее с прилавков мыло, то копеечные спички.

Полководцы необъявленной войны против «МММ» могли бы с радостью и надеждой на блиц-криг потирать руки. Критическая масса акционеров, которые еще вчера спокойно сидели по домам и офисам, собрана у пунктом «МММ».

Кому это было выгодно?

Часть 6 следует.

Просмотров: 369, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 2

+
0
FANTOMAS
FANTOMAS
30 мая 2012, 17:25
#
Скока всего частей?
+
0
Сергей Панасенко
Сергей Панасенко
30 мая 2012, 17:46
#
Пока не знаю.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться