Multi от Минфин
(8,9K+)
Оформи кредит — выиграй iPhone 16 Pro Max!
Установить
7 января 2026, 16:30 Читати українською

Кредитный кризис в России: как банки скрывают убытки в отчетности

Российский банковский сектор вошел в 2026 году в состоянии скрытого системного кризиса. Несмотря на оптимистические отчеты центробанка рф, настоящий размер проблемных кредитов в корпоративном секторе достиг критической отметки в 24%. Основной причиной коллапса стало длительное удержание высоких процентных ставок, по которым даже гиганты ВПК и металлургии вынуждены тратить оборотные средства на обслуживание долгов, что фактически запускает механизм необратимых дефолтов. Об этом написал финансовый аналитик Виталий Шапран на своей странице в Facebook.

Механизм переоформления: как дефолтные долги становятся «нормальными»

Еще в начале агрессии прогнозировал, что из-за поднятия ставки ЦБР произойдет трансформация процентного риска в кредитный, что приведет к увеличению количества дефолтов. Тогда прогноз не оправдался, потому что ЦБР быстро вернул ставку назад.

Теперь ситуация изменилась: ЦБР не может опускать ставки быстро и заемщики, в т. ч. с ВПК рф, буквально стонут от процентной нагрузки, которая съедает уже не только доходы, но и часть оборотных средств.

Впрочем, если вы погрузитесь в отчетность банков россии, то всплеска проблемной задолженности вы там не увидите, а релизы ЦБР как под копирку вспоминают, что «все по плану». Однако это не так.

Давайте рассмотрим публичную компанию Мечел. Это диверсифицированный холдинг, имеющий металлургические и угольные активы. За 2 недели до завершения 2025 года компания реструктурировала перед банками (ВТБ и Газпромбанк) 132 млрд долларов рублей, это примерно 2−2,5 годовых дефицита бюджета Кемеровской области. Однако эти проблемные кредиты на балансах ВТБ и Газпромбанка вы не найдете, поскольку они снова стали нормальными.

Этот механизм переоформления проблемных кредитов позволяет российским банкам и ЦБР регулярно рапортовать, что все в порядке. Однако проблема в том, что как бы они ни отражали в отчетности банков кредиты Мечела, кредитное качество компании от их художественного творчества не возрастет.

Реальная ситуация в промышленности

Угольная отрасль россии как была в кризисе, так и остается, как в принципе и металлургическая. В случае с Мечелом доказательства этого тезиса не заставили себя долго ждать. Ровно через неделю после превращения проблемных кредитов в сумме 132 млрд рублей в непроблемные, Челябинский металлургический комбинат «Мечела» обратился за государственной поддержкой в федеральное правительство.

Есть ли способ вычислить реальный объем проблемной задолженности в российских банках, минуя ЦБР? Да, есть. Для этого следует проверить российские судебные реестры на предмет преследований банками крупных заемщиков.

К примеру, не так давно интересовался кредитным портфелем Московского кредитного банка (МКБ) и обнаружил там более 10 исков к корпоративным заемщикам, последний из которых состоялся уже 2 января этого года на 7 млрд рублей к нефтяной компании «Горный». И вот так шаг за шагом вырисовывается общая реальная картина по системе, а не то, что рисует ЦБР.

Скрытый масштаб кризиса

Так, по состоянию на 01.11.25 ЦБР отмечал, что в россии проблемных кредитов в корпоративном секторе было на 3 трлн рублей, а общая сумма кредитного портфеля составляла 82,7 трлн рублей. То есть удельный вес проблемных кредитов составил всего 3,6%. На самом же деле, только один пример с Мечелом показывает, что их кредиты занимали 4,4% от официальной проблемной задолженности российских банков, а таких Мечелей в россии сейчас несколько сотен.

Беда в том, что судебные реестры не показывают «добровольная» реструктуризация банков, и обнаружить их сложно, если об этом не говорят компания-заемщик или банк. В целом, если опираться на данные судебных реестров только по крупным банкам россии и на публичные данные о реструктуризации, то общий объем проблемных кредитов в российских банках в декабре 2025 года составлял не менее 20 трлн рублей, а это уже 24% от портфеля и фактическое начало кредитного кризиса.

Установить просрочку в сегменте кредитов населению сложнее, но, учитывая данные их бюро кредитных историй, ситуация там еще хуже, чем в корпоративном сегменте.

Комментарии - 28

+
+70
Выживший После Бусификации
Выживший После Бусификации
7 января 2026, 19:11
#
Меня раздражают новости как в Русляндии все пропало… Увы — эти новости крайне тупы и только для имбецилов!
+
+47
vadymbanker
vadymbanker
7 января 2026, 22:33
#
Полностью согласен.
+
0
Moonlighter
Moonlighter
8 января 2026, 10:09
#
Для начала нужно смотреть кто автор публикации. Этот финансовый аналитик предлагал в 2024 году собирать налоги в курской области. Если зайти на его профиль в fb, то там годами сплошная развесистая клюква.
+
+27
fuckingpaRussia
fuckingpaRussia
8 января 2026, 14:02
#
Чомусь я не бачив ваших негативних коментарів на рашистських сайтах стосовно образливих коментарів на адресу України
+
+79
Виталий Шапран
Виталий Шапран
8 января 2026, 14:41
#
Вітаю московських ботів на порталі Мінфіну, відразу відчувається російський слог, та поставлений тон, що «всі **** — хто не за рф». Готуйтесь до гіршого, щоб ви тут не писали, ситуацію в рф вже не змінити
+
+15
Выживший После Бусификации
Выживший После Бусификации
8 января 2026, 14:51
#
Низко скачешь
+
0
Выживший После Бусификации
Выживший После Бусификации
8 января 2026, 15:16
#
Слыш, а это доллар не из-за тебя вверх прыгнул?
+
+27
Виталий Шапран
Виталий Шапран
8 января 2026, 16:36
#
Я так і думав по суті теми статті браткам з мск сказати немає чого, тільки флуд, низький рівень освіти, слабке виховання, десь з Брильово або з під Тули… Продовжуйте… не зупиняйтесь))
+
0
Skeptik777
Skeptik777
8 января 2026, 22:06
#
Не переймайтеся… тут вже давно засилля ботів.
+
0
Выживший После Бусификации
Выживший После Бусификации
8 января 2026, 22:10
#
Бот тебе в ногу
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
9 января 2026, 2:26
#
А что говорить по сути темы статьи, если в ней:

За 2 недели до завершения 2025 года компания реструктурировала перед банками (ВТБ и Газпромбанк) 132 млрд долларов кредитов

когда там речь о рублях.

И, раз уж речь о сути, то странно по одному Мечелу, который в моменте испытывает сильное давление из-за попадания под санкции, делать выводы о «Кредитном кризисе в России». В Канаде подобная Мечелу компания Algoma Steel после трамповских пошлин тоже пошла у государства помощи просить: https://www.algoma.com/news/algoma-steel-completes-500-million-government-financing-transaction/. Но вы же не будете из этого делать выводов о Кредитном кризисе в Канаде?
+
0
vt313
vt313
9 января 2026, 19:37
#
Это просто пример.
В рамках войны все кредиты проблемные.
И их очень много (на 01.07.2025 — 163,9 трлн руб.).
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
9 января 2026, 21:11
#
Откуда эти цифры? Виталий Шапран говорит, что общая сумма кредитного портфеля составила 82.7 трлн. рублей (это похоже на правду, потому что этому есть подтверждения со стороны ЦБ РФ), а вы только проблемной задолженности нарисовали в два раза больше общей. Откуда цифра в 163.9 трлн?

Почему в рамках войны все кредиты проблемные? Зачем вы придумываете новые определения уже существующих терминов? Чтобы выдать желаемое за действительное? За 4 года не устали?
+
0
vt313
vt313
11 января 2026, 13:06
#
Https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/dkfs/ext_dep_indicator/

Есть понятие форс-мажор. Там первым пунктом идет война.
Это событие уже свершилось.
Чисто формально, все кредиты проблемные. Эти соглашения можно разорвать по форс-мажору.
Что там суд скажет, это уже другое дело.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
11 января 2026, 21:48
#
Есть понятие проблемный кредит. Это когда заемщик либо уже нарушает сроки выплат либо может нарушить и ничего с этим не делает. В этой статье пример Мечела, который понял, что если ничего не изменить, то его займы станут проблемными. И он пошел договариваться с банками. А по вашей логике, мог бы просто разорвать кредит по форс-мажору. Причем даже не из-за войны (войны нет, есть СВО, это не форс-мажор), а из-за попадания под санкции. Но он этого не сделал, потому что санкции-санкциями, а работать и зарабатывать нужно. Просто надо с кредиторами договориться о взаимопонимании.

Поэтому ещё раз, не выдумывайте новых значений существующим терминам. Проблемный кредит — это кредит, по которому заемщик нарушает условия. Таких кредитов в РФ 3−4%, остальное дорисовывают ваши и автора этой статьи фантазии. Не согласны? Мы уже 4 года слышим о том, как ЦБ РФ то рисует ненастоящий курс, то ненастоящую инфляцию, то ненастоящую ключевую ставку. Однако при этом прогнозы российского центробанка год за годом оказываются куда ближе к реальности, чем фантазии разного рода экспертов.
+
0
vt313
vt313
12 января 2026, 18:56
#
Согласен.
За исключением
Идет война, но формально в рф это некое СВО.
По факту у банков куча проблемных кредитов, но формально они таковыми не считаются.
Собственно говоря, это автор и хотел сказать. Не очень удачно. Но понятно.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
12 января 2026, 19:02
#
Война формально и в Украине не идет. Такой нынче мир, никто никому войну не объявляет.

По факту у банков 3−4% проблемных кредитов, т. е. кредитов с которыми фактически случились проблемы. А додумывать то, что кредиты могут стать проблемными, никому не возбраняется. Ведь что ещё остается, кроме как думкой богатеть?
+
0
vt313
vt313
12 января 2026, 19:19
#
Однозначно.
Если проблемный кредит списать, то и проблемы исчезнут.
Да/нет?
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
13 января 2026, 1:24
#
Вы о чем? Проблемные кредиты не списывают, списывают безнадежные. Проблемные взыскивают
+
0
Виталий Шапран
Виталий Шапран
10 января 2026, 11:55
#
А от це питання до редакції Мінфіну, бо в мене було написано в ФБ 132 млрд рублів… можете зайти на фб і перевірити, там вгорі є посилання — facebook.com/shapranv/posts/pfbid02A4zhAqZ7uDCPqz7SCighrZ7S2DHPtL2eZUmWmDaqa4gXdSV56E3Hon5u32wwqXLKl
+
+8
Moonlighter
Moonlighter
10 января 2026, 13:13
#
Каким нужно быть дятлом, чтоб не знать, что в fb можно посмотреть историю изменения поста. И там видно, что 6 января речь была про доллары, а сегодня в 11:57 пост изменен — и уже рубли.

Взрослый дядя, а из подгузников не вылез. Еще наглости хватает всех тут обзывать ботами и обвинять редакцию.

Редакция Минфина, реагируйте на подобных персонажей, который сюда еще рос сайты кидает которые запрещены в Украине. Посещать такие сайты — нарушение законов и спонсирование экономики рф.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
10 января 2026, 21:29
#
И вот как после этого обсуждать с вами что-то по сути?

Я указал вам на ошибку, вы пошли в ФБ, исправили (ок, хорошо). И вместо того, чтобы сказать: «спасибо, исправил», начали обвинять редакторов Минфина в невнимательности, а меня обвинять в распространении путинской пропаганды.

На всякий случай пруфы,
Ваш пост на ФБ от 6 января с долларами: https://snipboard.io/FZHk4T.jpg
Отредактированный сегодня пост с рублями: https://snipboard.io/A9Nwst.jpg
+
0
Виталий Шапран
Виталий Шапран
10 января 2026, 12:15
#
Приклад з канадійською компанією — допис ні про що взагалі, в країнах з ринковою економікою таке буває кожен день і без торгових війн, в рф ця ситуація набула масового характеру, не подобається Мечел, от фам цілий вагон девелоперів — kommersant.ru/doc/7248149 просто визнайте що ви намагаєтесь путінській команді допомогти приховати гостру економічну кризу яка зараз відбувається в рф, з якою метою? — з метою продовження кривавої війни в Україні.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
10 января 2026, 21:18
#
Так и в РФ экономика рыночная. Просто РФ самая засанкционированная страна в мире, поэтому логично, что то тут то там частные компании просят помощи у государства, потому что под санкции они попали из-за проводимой государством политики. Поэтому Мечел мимо.

Давайте посмотрим на вагон девелоперов. Это материал от октября 2024. Много из них за прошедшие полтора года обанкротились? А ключевая ставка, которой они все боялись, с момента выхода материала снизилась с 21% до 16%.

Я не пытаюсь ничего «спрятать». Если есть «острый экономический кризис», то он должен в чем-то остро проявляться. Ели вы считаете, что реструктуризация кредитов попавшей под санкции горнодобывающей компании и нытьё зажравшихся на льготных ипотечных программах российских застройщиков это острое проявление кризиса, то всем бы таких острых кризисов.
+
0
vt313
vt313
11 января 2026, 15:11
#
Если есть «острый экономический кризис», то он должен в чем-то остро проявляться.
------------------------
В рф эксплуатируется более 50 млн. легковых автомобилей.
Новых за последние годы продается менее 1.5 млн.
Эксплуатируется около 1000 самолетов. В 2025 г. построено 4 (3 из них чисто формально).

Куда уже острее?
+
+15
Smachnenk0
Smachnenk0
11 января 2026, 21:57
#
Вы достаточно пожили на этом свете, чтобы помнить Великую рецессию 2008 года? Когда люди сотнями тысяч теряют работу, огромное количество предприятий закрывается, пенсионные сбережения миллионов людей обесцениваются. Вот это остро. А когда человек принимает решение вместо покупки новой тачки поездить ещё пару лет на старой, положив деньги на депозит под 15% при инфляции в 6% — это не остро. Аналогично с самолетами. Когда продолжают эксплуатировать 1000 самолетов — это не острые проявления кризиса. Острые проявление, это когда, как во время ковида, огромное количество самолетов просто стояло на земле.

Поэтому ещё раз повторю, всем бы таких острых кризисов, когда приходится лишний год-другой поездить на пятилетней тачке (положив деньги на новую на депозит), да летать на тех же самолетах, что и три года назад.
+
0
vt313
vt313
12 января 2026, 19:08
#
ТО были временные общемировые процессы.
А это системные.

Тут такое дело. Миллион человек не купили новую тачку, миллион 10-летнюю, а миллион стали пешеходами.
И для них это довольно остро.

20 лет строили гражданскую авиаотрасль. Которая, похоже, накрылась медным тазом. А так ничего.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
13 января 2026, 1:32
#
Да в чем системность-то? Кредиты дорогие из-за ключевой ставки, люди предпочитают сберегать, а не тратить. Что тут остро-кризисного? Ставка опустится, продажи машин снова будут бить рекорды, как в 2023.

Вам-то откуда знать, насколько это остро для них? В Сингапуре на 1000 человек в два раза меньше машин, чем в России. По вашей логике сингапурцы должны остро страдать от этого факта?

Гражданскую авиаотрасль строили, возможно, и 20 лет. А потом «партнеры» отказались поставлять ключевые компоненты. И её продолжат строить ещё 20 лет. И в чем острота? Иран вот новых самолетов не строит совсем, но под санкциями на старых летает уже дольше полувека. Почему Иран может летать 50 лет, а Россия через 4 года уже в остром системном кризисе?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться