Multi от Минфин
(8,9K+)
Оформи кредит — выиграй iPhone 16 Pro Max!
Установить
8 декабря 2025, 11:42 Читати українською

Почему в 2026 году не будут повышать зарплаты военным

Многих людей справедливо возмутило, что в следующем году не будет роста зарплат военных. И это действительно проблема. Почему это происходит и где взять деньги на такие расходы, рассказал инвестиционный банкир Сергей Фурса.

Сколько нужно на выплаты военным

Потому что в 2022 году зарплаты, установленные для военных, выглядели высокими и конкурентоспособными. Но за 3 года многое изменилось. Цены росли. Это правда. Но росли и зарплаты людей, не служащих в армии. Этот факт почему-то многих раздражает, но от этого он не перестает быть фактом. Только в 2025 году, по состоянию на октябрь, зарплаты в частном секторе выросли на 18%. В государственном — на 11, кстати. Два года до этого зарплаты в частном секторе росли темпами выше 20% в год.

И баланс нарушился. Теперь зарплаты людей в армии выглядят неконкурентоспособными. Что усугубляет трудности с и без того стагнирующей мобилизацией.

Понимают ли такие вещи во власти? Да, конечно понимают. Чтобы мы там о них не думали, они не дураки. Так почему же зарплаты военных не увеличивают?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить базовую вещь о нашем бюджете. А именно — половину украинского бюджета составляют деньги наших западных партнеров. И за эти деньги финансируют все, кроме армии. Армию нельзя. Таковы правила.

Может ли это правило измениться? Теоретически, да. А практически пока что у нас есть только один прецедент использования процентов с замороженных активов на финансирование нужд ВСУ. Поэтому ограничение действует. И поэтому, например, нельзя забрать с марафона и отдать солдату. То же самое и с депутатами. Это другой котел.

А теперь о сумме. Расходы на выплаты военнослужащим составляют $30 млрд. Можно забрать оттуда налоги, которые начисляются, и тогда чистая сумма будет $25 млрд. Это огромная сумма. Ну просто огромная. И это где-то четверть всего бюджета, или где-то половина всех средств, которые мы способны собрать сами.

И теперь мы можем посчитать. Сколько денег нужно. Даже просто увеличить выплаты военным на мизерные 10% уже будет стоить под $3 млрд. И это увеличение было бы недостаточным и скорее вызвало бы справедливое возмущение.

Так что нам нужно где-то найти миллиардов 10 долларов, чтобы сделать зарплаты военнослужащих хотя бы относительно конкурентоспособными.

И не говорите о коррупции. Потому что, во-первых, борьба с ней идет, и мы увидели, что даже магия не помогает очень влиятельным людям. А во-вторых, вся эта компания Миндича, например, заработала аж $100 млн. Это лишь один процент от необходимой суммы. Даже если предположить, что воруют в 10 раз больше (а это легко предположить) и мы каким-то волшебным образом нашли метод моментально остановить коррупцию, то это дало бы нам лишь десятую часть необходимых денег.

Где взять деньги

Поэтому пока мы не договорились с европейцами, что их деньги должны идти на армию и они должны дать в следующем году на $10 млрд больше, нам нужно искать внутренние резервы. Проводить ту самую детенизацию и искать деньги, которые государство еще не собирало в виде налогов.

И тут вдруг мы слышим от тех же людей, которые справедливо возмущались низкими зарплатами военнослужащих, что поднимать налоги во время войны неуместно. Но стоп. А где тогда брать средства? Печатать, что ли? И когда еще в истории во время войны не поднимали налоги.

Справедливое возмущение в этот момент у тех, кто работает белым и уже платит налоги. Потому что они говорят, что это снова непропорционально ударит по тем, кто работает честно.

Итак. Государство должно собирать больше налогов. Это единственный выход увеличить, значительно увеличить, зарплаты военным. Или, по крайней мере, показать такие намерения, чтобы можно было прийти к европейским налогоплательщикам и попросить у них деньги. И государство должно сделать так, чтобы распределение налогового бремени лежало более или менее справедливо.

Потому что когда в Украине действует внутренний офшор, таможня дырявая и каждый второй занимается скрутками НДС, очень трудно просить еще деньги.

Но здесь оказывается, что налоги на посылки почему-то не нужны.

И тут же оказывается, что и НДС для ФОПов, отсутствие которого и обеспечивает функционирование этого самого внутреннего офшора, также вводить нельзя.

При чем здесь ФОП? Ну просто, а через кого продают всю контрабанду? Если продукция завезена без НДС, то есть без уплаты налогов, то и продать ее нужно без уплаты НДС. Иначе схема не работает. Те самые ФОП без НДС становятся основой скруток.

Но нет, нельзя вводить там НДС. Контрабанда, конечно, это плохо. А скрутки это вообще очень плохо. Но НДС нельзя для ФОПов. Причем интересно, что люди, выступающие против введения этого налога, сразу начинают пугать геноцидом малого бизнеса. Который возникнет из-за дополнительного бухучета и отчетности. Но интересно это потому, что единственная дополнительная операция при введении НДС будет — раз в две недели подать единую накладную через электронную систему. Все. Нужно ли для этого нанимать бухгалтера — вопрос риторический. И где здесь геноцид, не очень ясно.

И да, вы никогда не победите контрабанду, пока действует этот огромный внутренний офшор. А мы же вроде как против контрабанды, или как?

И мы же вроде как хотим увеличить зарплаты военным? Или уже нет?

Правда в том, что в среднем в Украине платят очень мало налогов. Что в мирное время усугубляло проблему неравенства, когда доходы части общества существенно отличались. И не потому, что они честно и много работали. А еще это разрушало конкурентное поле, потому что белому бизнесу было трудно противостоять тем, кто налогов не платит. И все это приводит к тому, что государство не может собирать достаточно налогов.

Поэтому во время войны мы просто не можем себе позволить иметь этот внутренний офшор. И после войны, учитывая нашу демографию и постоянную необходимость быть готовыми к следующему нападению России, кстати, также не сможем.

Комментарии - 31

+
+173
Skeptik777
Skeptik777
8 декабря 2025, 12:47
#
Не потрібно додаткових грошей. Хватає, якщо звільняти непридатних не рік, а місяць… якщо проводити нормальне ВЛК в ТЦК, бо ті інваліди, яких хватають на вулиці, все одно не воюють, пів року обстежуються-лікуються, потім ВЛК і вони обмежені. І все, лежать пузом догори, воювати їх не можна забрати, переводити нема куди, копати нема здоров’я. Одиниці ідуть в дронщики, водії… У нас чи не половина роти таких. Вони з ВЛК або обмежені, або в сзч. А бабки на них виділяються, БЗВП проходять, форма, зарплата, утримання. Легко 20% фонду зарплати можна вивільнити.
+
+158
Skeptik777
Skeptik777
8 декабря 2025, 12:51
#
Держава то неефективний менеджер. І наша армія то яскраво ілюструє. Щотижня дають якісь продукти, які ніхто не їсть, зате по 2 яйця на тиждень на одного. Пів тушонки… зате кетчупи, майонези, гірчиця… навалом. Те саме на передовій, дали морковки, а запускати їх нічим, розтовкли. Чому так? Бо заявка подавалася тоді, коли РПГ було, тепер нема. Все дико повільно… окрім відправки на ноль.
+
+72
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
8 декабря 2025, 13:50
#
Уважаемый гр Фурса!!! Это ваш коллега, по работе в «драгон кэпитал», гр нефедов, реформировал таможню!!! Или я ошибаюсь?
Это он… перенес… весь полученный в «драгон кэпитал» опыт в «плоскость гос службы!!! Это его отметил порошенко, как эффективного менеджера!!!
А теперь, вы заявляете о …дырках. на таможне и о контрабанде, вам не смешно???
А может вы расскажите, почему этот реформатор, начал свою «бурную» деятельность с кадрового вопроса. а не с принятия нового таможенного законодательства интегрированного с законодательством ЕС, что не расскажите? Понимаю, «профессиональная этика «!
Так что там, опять во всем виноваты ФОПы?
+
0
Kanarej
Kanarej
8 декабря 2025, 19:56
#
Чому не державною? :)
У них часто такой ответ на неудобные вопросы :) Милованов недавно примерно так и ответил одному вопрошающему по поводу его деятельности в Наглядовій Раді одной скандальной госкомпании, о которой все слышали.
+
+72
gorobezus
gorobezus
8 декабря 2025, 15:37
#
Страна сейчас напоминает компанию-зомби которая держится на плаву только за счет внешних кредитов. По уму пришло время фиксировать убытки — смотреть что еще можно спасти, а что надо выбросить чтобы не тянуло ко дну, но во главе компании сидит совет директоров, который понимает что в новой компании ему места нет, и хорошо если после аудит не проведут, а то и присесть можно. Поэтому рассказывают сказки инвесторам и тянут время.
+
0
stas12345
stas12345
8 декабря 2025, 18:02
#
Дуже слушне зауваження, дякую шановному експерту за пояснення.
Давайте розвивати тему с підняттям податків, хоча би в 2 рази треба підняти!
+
+102
Kanarej
Kanarej
8 декабря 2025, 20:01
#
Товарищу Фурсе следовало бы знать, что наша коррупция и неэффективное расходование средств измеряется как минимум миллиардами долларов ежегодно, если не больше. И этого уж точно бы с запасом хватило на повышение зарплат военным, еще бы и осталось. В одной АРМЕ возможностей на миллиард в год наверное, но это не используется. Я уже не говорю, что о сокращении госрасходов и штатов госслужащих никто и не думает, наоборот они дальше растут. Но кто ж на такое пойдет? Это «свои» деньги. А деньги ФОПов — чужие. Пусть платят. Заодно будет больше поводов их штафовать, прибавим штат в налоговой и бухгалтеров надо будет больше.

Про неэффективное расходование средств и использование людей в самой армии вообще молчу.
+
+60
zevs1
zevs1
8 декабря 2025, 22:02
#
Самый большой лицемер в Украине это Фурса С.

Контрабанда (ст. 201 УК Украины) – перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или со скрытием от него культурных ценностей, отравляющих, сильнодействующих, взрывных веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия или боеприпасов к нему), частей огнестрельного нарезного оружия, а также специальных технических средств получения информации
Причем тут ФОПЫ, Фурса дай ответ
+
+60
Kanarej
Kanarej
8 декабря 2025, 22:49
#
Тот случай, когда с больной головы перекладываем проблемы на здоровую. Перекрывать схемы не будем и бороться с ними, потому что сами с них кормимся. Лучше заставим заплатить других.
+
+30
zevs1
zevs1
8 декабря 2025, 23:26
#
Трамп младший всё расставил по своим местам, каждый второй суперкар в Монако на украинских номерах,
Что Фурса на это ответит.
Опять ФОПЫ виноваты
Коррупции в госзакупках Фурса вообще не видит и набсоветах тоже самое.
+
+30
Skeptik777
Skeptik777
9 декабря 2025, 11:07
#
Тобі з Мухосранська видно? Трамп багато говорить, в старший і молодший.
+
+30
zevs1
zevs1
9 декабря 2025, 12:40
#
Skeptik777
Вася, тебя не смущает роскошная жизнь Украинских чиновников и то что их дети живут в на лазурном берегу и образование получают почему то не в Украине, правильно тебя понял.

И ещё Я в Украине живу.
+
+60
Kanarej
Kanarej
9 декабря 2025, 2:39
#
Вообще у Фурсы логика интересная. Это логика нашей власти. Сильно поднять зарплаты мы военным не можем. А если не сильно — то они обидятся. А поскольку и так и так обидятся — то тогда поднимать вообще не будем. Поднимем лучше зарплаты депутатам. А то ж скоро выборы, у них расходы… А еще кинем косточку учителям, они нищие, и даже 100 грн прибавки будут рады, и проголосуют на следующих выборах за кого надо. В отличии от военных, большинство из которых за действующую власть не будут голосовать ни за какие коврижки, потому как уже сыты по горло.
+
+30
financialGenius
financialGenius
9 декабря 2025, 10:15
#
Статья очень и очень слабая и направленная против малого бизнеса … почему-то коррупцию он решил не считать … у меня другое мнение 1. Борьба с коррупцией минимум 10% сразу на зп военным. 2. Реформы в ЗСУ и контроль денег там еще дадут от 10% зп военным. Я даже рад буду если западные партнеры начнут контрол денег своих. 3. Прогрессивная система к доходам и больше налогов с сверх богатых как в Германии еще одна надбавка к зп военным . 4. Минусуем популизмы менеджеров офиса и убирает зимовье поддержки кешбеки и другие программы направленные на популизм власти в воюющей страны с 2014 года . 5. Убираем доплаты депутатам , местным чиновникам и другим не критичным людям в которых ЗСУ и страна в целом не нуждается. Первое что пришло в голову и мне кажется это более эффективно чем тут в статье написано .
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
9 декабря 2025, 10:23
#
…западные партнеры начнут контрол денег своих. А сейчас не контролируют?
…Убираем доплаты депутатам , местным чиновникам и другим не критичным людям в которых ЗСУ и страна в целом не нуждается. Примеры доплат можно?
+
+45
AlBerger
AlBerger
9 декабря 2025, 10:47
#
Уже давно надо было порезать чиновничий аппарат, хотя бы в половину. Что они все обслуживают, если экономики как таковой уже нет или практически нет. Некоторые территории не контролируются и т. д. Деньги есть, только нужно их рационально использовать, а не трынькать
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
9 декабря 2025, 10:53
#
Согласен на все 100% Только будьте добры. озвучте по порядку как именно сократить и на каком основании. И кого именно сократить. какой сектор?
Сделайте, такое экспертное заключение.
И пожалуйста, для начала озвучте . подтвержденное документально количество гос служащих .
Спасибо.
+
0
Skeptik777
Skeptik777
9 декабря 2025, 11:09
#
Та почати хоча б з директора Донецького аеропорту… і головного прокурора Криму.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
9 декабря 2025, 11:24
#
Согласен. Только вот маленькая проблема -у предприятия «Донецкий Аэропорт» есть собственность подконтрольной Украине территории, и эту собственность кто-то обслуживает и даже есть «Дом Отдыха» который ведет хоз деятельность. как быть с этим вопросом?
По прокуратуре, оказывается, наверно для вас это новость Крым это Автономная Республика в составе Украины и г Севастополь имеет особый статус ,как и Киев. Функции прокуратуры , в данном случае это расследование преступлений на оккупированной территории Крыма и как я понимаю, деятельность прокуратуры Крыма, в данном случае регулируется Конституцией -…Згідно з вимогами розділу XV «Перехідні положення» Конституції України, прокуратура продовжує виконувати відповідно до чинних законів функцію нагляду за додержанням законів при виконанні судових рішень у кримінальних справах, при застосуванні інших заходів примусового характеру, пов’язаних з обмеженням особистої свободи громадян, — до набрання чинності законом про створення подвійної системи регулярних пенітенціарних інспекцій…
+
+75
Kanarej
Kanarej
9 декабря 2025, 15:29
#
Ну так передать эту собственность другом предприятию типа «Киевский аэропорт» — в чем проблема?
У нас масса адмнистраций оккупированных территорий содержатся и продолжают получать финансирование. Которое успешно осваивают в лучших традициях. Для чего?
У нас есть АРМА, в которой собственность на миллиарды не приносит практически никакого дохода государству. и по факту масштабная коррупционная схема. И много еще подобного.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
9 декабря 2025, 15:51
#
Стоп! А вот начинается самое интересно!
А кому мы благодарны за территориальную реформу, за реформу корпоративного управления, за ряд ведомственных реорганизаций с коммунальными предприятиями за создание АРМА , директора которой все уже или под подпиской с залогом или собираются в «бега». И кто сейчас больше всех горлопанит про коррупцию со всех «телег» и «утюгов»?
+
0
Kanarej
Kanarej
10 декабря 2025, 1:26
#
Не знаю, это не я
+
+15
financialGenius
financialGenius
9 декабря 2025, 11:58
#
Сейчас не контролируют , если бы контролировали то не было бы овочерезок , яиц резникова по 17 и многого другого. А зп депутатам разве не увеличивают в 26 году ? А на непонятные расходы связанные с марафонами оповещением или как это называют что даже не могут детальней сказать куда деньги будут идти , просто называют в кулуарах вр — миндича нет, а бюджет как будто для него . Кстати , забыл еще и эту статью расходов включить в список …
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
9 декабря 2025, 12:29
#
Серьезно? А вот у меня другая информация.
И по поводу депутатов, можно по подробней.
+
0
financialGenius
financialGenius
9 декабря 2025, 13:18
#
Https://www.slovoidilo.ua/2025/12/04/infografika/suspilstvo/skilky-obijdetsya-derzhbyudzhetu-diyalnist-narodnoho-deputata-2026-roczi Просто Гугл вам в помощь
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
9 декабря 2025, 13:27
#
Понятно! А это издание, «Слово и Дело» это. как я понимаю официальный источник? Ну такой как сайт Верховной Рады? Или нет?
…Если вам интересно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сравнить два «кошториса» за 2026 год и 2025 год, а не читать всякую журналистскую МАЯЧНЮ. то у вас есть шанс —
https://minfin.com.ua/ua/blogs/grugoriyholand/264442/

И прошу обратить внимание на присутствие ОФИЦИАЛЬНЫХ документов. а не «картинок».
+
+90
AlBerger
AlBerger
9 декабря 2025, 10:46
#
Сразу видно кого защищает Фурса. Не народ Украины, который и так обложили налохами со всех сторон. А надгосударственные структуры. Ну простым жителям Украины с ним не по пути
+
0
magkiev
magkiev
9 декабря 2025, 12:30
#
Для початку заморозити з/п та надбавки бюджетникам. Виходить що солдату набагато вигідніше нелегально заробити,покинувши свій пост.А це все тому що в населення стає все більше готівки, які кинули німці та данці(в більшій мірі), а з/п військового відносно худне.
+
+30
Я. ..
Я. ..
10 декабря 2025, 17:01
#
Сірожу фурсіка читати — себе не поважати))

І взагалі, чого це Сірожа ще не на фронті? Дані коли оновлював?
+
0
claribel
claribel
15 декабря 2025, 19:31
#
Слуги народу та їх союзники у ВР прийняли бюджет, яким довели собі щомісячні виплати до 200 тис грн. А ще виділили:
— додаткові 60 млрд на кешбек, вовину тисячу
— 13,7 млрд на невідомі інвестиційні проекти
— 12 млрд на чергове будівництво доріг
— 11,4 млрд на збільшення витрат держорганів
— 10 млрд на скрінінг здоров’я
— 9 млрд на збільшення зарплат чиновників та прокурорів
— 5,6 млрд на телемарафон та ,стратегічні комунікації''
— 4,3 млрд на придбання пасажирських вагонів
— 2 млрд на фонд регіонального розвитку.
І ні копійки на збільшення оплат в ЗСУ…
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
16 декабря 2025, 2:28
#
А можно подтвердить ваши слова фактами?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться