Верховная Рада на следующей неделе рассмотрит в первом чтении законопроект о налогообложении операций с криптоактивами. Принятие этих изменений в Налоговый кодекс является необходимым условием для полноценного запуска легального рынка виртуальных активов в Украине. Об этом в пятницу, 15 августа, сообщил председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Закон о налогообложении криптоактивов рассмотрят на следующей неделе — Гетманцев
► Подписывайтесь на телеграмм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
Основные положения законопроекта
Законопроект, ранее одобренный профильным комитетом, устанавливает четкие правила налогообложения для физических и юридических лиц.
Для физических лиц:
- Объект налогообложения: Прибыль от операций с виртуальными активами (разница между доходами от продажи и расходами на приобретение за год).
- Льготный период: Для активов, приобретенных до вступления в силу закона, при их продаже в течение 2026 года будет действовать льготная ставка налога на доходы (НДФЛ) в размере 5%.
- Что не облагается налогом: Доходы от обмена одних виртуальных активов на другие, а также доход от продажи в пределах одной минимальной зарплаты в год.
Для юридических лиц:
- Вводятся специальные правила корректировки финансового результата, аналогичные операциям с ценными бумагами.
- НДС: Операции по выпуску, продаже и обмену большинства виртуальных активов не являются объектом обложения НДС. Исключение составляют NFT и токены, удостоверяющие право на получение имущества или услуг.
Ограничения и контроль
Законопроект запрещает плательщикам единого налога осуществлять операции с виртуальными активами. Поставщики услуг, связанных с криптоактивами (биржи, обменники), также не смогут работать на упрощенной системе налогообложения.
Кроме того, такие компании будут обязаны встать на учет в налоговых органах и ежегодно отчитываться об операциях своих клиентов-резидентов Украины.
Почему это важно
Вынесение этого законопроекта на голосование является долгожданным и ключевым событием для всей криптоиндустрии Украины. Это финальный шаг на пути к созданию полноценного, легального и прозрачного рынка виртуальных активов.
- Для государства: Принятие закона позволит вывести из «тени» многомиллиардный рынок, обеспечив значительные налоговые поступления в бюджет, что является критически важным в условиях войны. Это также является выполнением одного из обязательств Украины в рамках евроинтеграции (имплементация стандартов MiCA).
- Для бизнеса и инвесторов: Закон создаст четкие и понятные «правила игры». Украинские и иностранные криптокомпании смогут официально работать в стране, а инвесторы получат юридическую защиту своих прав.
- Для граждан: Легализация позволит украинцам прозрачно декларировать свои доходы от операций с криптоактивами и платить налоги, не опасаясь юридических рисков. Предложенный подход к налогообложению (налогообложение только прибыли, а не всего оборота) является достаточно либеральным и соответствует лучшим мировым практикам, что должно стимулировать граждан к добровольному декларированию.
Комментарии - 10
Ограничения и контроль — рус
Прибуток від операцій з віртуальними активами
(різниця між доходами від продажу та витратами на придбання за рік)
Пример: купил я доллар в 2015 по 27грн. Сейчас хочу продать по 41.5 — то по вашему мнению я заработал и должен оплатить налог? Собственно вопросы не к Вам лично.
для налогообложения.
Ну а то, что кто-то может криптой расплатиться за товар — раньше это называлось баптером.
«купил я доллар в 2015 по 27грн. Сейчас хочу продать по 41.5 — то по вашему мнению я заработал и должен оплатить налог? Собственно вопросы не к Вам лично.»
До речі плюсую, хоча можновладці вважають що так, але в реальності вони не можуть перевірити всі операції з готівкою, плюс ще питання, чому вони в таких речах оподатковують увесь дохід без урахування інфляції, тобто чому не роблять знижку по оподаткування на рівень інфляції, а наприклад пенсії і соц.виплати рахують виключно по інфляції, там вони вже чомусь не хочуть просто +10к до пенсіонерам додати, як і прожитковий мінімум підняти з 2920 грн в котрий можна висморкатися
«можновладці вважають що так…»
Lololoq
«купил я доллар в 2015 по 27грн. Сейчас хочу продать по 41.5 — то
по вашему мнению я заработал и должен оплатить налог?»
Не стоит писать глупости о том, в чём не разбираетесь…
Курсовая разница — разница между оценками одинакового
количества единиц иностранной валюты при разных валютных курсах.
Курсовые разницы возникают только при колебаниях официального курса НБУ.
Согласно Налогового Кодекса физические лица не платят
налог с полученных доходов от купли-продажи валюты.
РОЗДІЛ IV. ПОДАТОК НА ДОХОДИ ФІЗИЧНИХ ОСІБ
Стаття 165. Доходи, які не включаються до розрахунку
загального місячного (річного) оподатковуваного доходу
165.1. До загального місячного (річного) оподатковуваного
доходу платника податку не включаються такі доходи:
165.1.51. доходи від операцій з валютними цінностями (крім цінних паперів), пов’язаних з переходом права власності на такі валютні цінності, за виключенням доходів, оподаткування яких прямо передбачено іншими нормами цього розділу;
Висновок:
Згідно з Податковим Кодексом України фізичні особи не платять
ПДФО з одержаних доходів від купівлі-продажу валюти.