Статистика показывает, что почти 6% запросов о получении займа онлайн имеют признаки мошенничества. Особенно непредсказуемы первые обращения — до 30% запросов похожи на мошеннические схемы. Эта проблема чрезвычайно важна сегодня не только из-за риска финансовых потерь кредитной компанией, но и в первую из-за риска обычному человеку стать жертвой мошенника. Ибо часто мошенники используют данные посторонних людей для получения кредитных средств.
Что нужно знать о микрозайме и защите данных
Предварительный анализ позволяет понять: ни МФО, ни их клиенты не готовы мириться с такими рисками. Например, представитель компании Мoney4You, комментируя этот вопрос, выразил уверенность в том, что снизить текущие показатели можно при условии внедрения современных методов проверки заемщика. «Наша компания каждый день пресекает попытки мошенничества. Мы используем современные алгоритмы верификации данных заемщика, доводим их до максимальной эффективности. И, конечно, большую роль в безопасности и предотвращении мошенничества играет профессионализм сотрудников. Все эти меры оказывают непосредственное влияние как на нашу репутацию и доходы, так и защищает добросовестных заемщиков от финансовых потерь и проблем с законом.» — говорит представитель МФО.
В целях предотвращения мошенничества применяются несколько мер безопасности и проверки личности клиента. Среди них:
• верификация данных заемщика с использованием автоматизированной системы удаленной идентификации: BankID, КЭП (электронная подпись) и фотоидентификация;
• передача личных данных от заявителя в финансовую организацию в зашифрованном виде;
• анализ кредитоспособности с учетом многочисленных показателей;
• проверка кредитной истории заемщика;
• привлечение надежных платежных систем;
• усиление правил внутренней безопасности;
• проверка предоставленных документов: копии паспорта и ИНН; карта украинского банка или учетная запись платежной системы; финансовый номер телефона (привязанный к банковской карте).
Тщательная проверка позволяет избегать мошенников и выказывать неправомерные запросы. Соответствие указанных данных и информации из банковских учреждений помогает предоставить денежный заем тем клиентам, которые оформили запрос самостоятельно.
Как мошенники получают персональные данные для получения микрозаймов?
Угон и торговля личными данными — новый вид бизнеса, который активно используют киберпреступники. Доступ ко многим порталам не защищен в достаточной степени, а передача копий документов создает возможности для нарушения защиты персональных данных.
Низкий уровень защиты приводит к тому, что мошенники могут завладеть:
• номером телефона;
• по электронной почте;
• номером банковского счета
Наличие персональной информации в руках злоумышленников обусловлено не только незащищенностью отдельных площадок, но и созданием новых более современных схем.
Фальшивые сайты: почему стоит избегать заполнять сомнительные формы
Создание портала, напоминающего официальное представительство факторинговой или кредитной компании, помогает мошенникам получить личную информацию человека. Посетителю такого сайта предлагается получить бонус в виде денег после заполнения анкеты. Или сообщают о якобы смене кредитора и необходимости обновить свои данные.
Таким образом, человек передает мошеннику информацию о себе, включая копию паспортных данных. Используя эти данные, мошенники пытаются оформить кредит на другого человека, указывая номер своей карты для перевода.
Фейковые вакансии: не предоставляйте личные данные незнакомым лицам
Трудоустройство на удаленную работу становится одним из вариантов решения проблемы с деньгами и на первый взгляд не несет никакой угрозы. Однако на самом деле это помощь злоумышленникам, манипулирующим состоянием пользователей. Под видом работодателя или консультанта по удаленной работе мошенники просят прислать личные данные, предлагают изменить финансовый номер телефона для якобы выплат и в конце концов человек становится жертвой обмана, когда узнает, что на него оформлен кредит.
Мошенничество по телефону: берегите данные карточного счета в тайне
Привычка не поднимать трубку после появления неизвестного номера на мобильном экране имеет реальные основания. Часто преступники сообщают, что они — представители определенной финансовой компании, что карточка жертвы заблокирована из-за кибератак. Жертву просят сообщить пароль, поступивший ей в смс. Это позволяет мошенникам получить доступ к личному кабинету в системе онлайн-банкинга, внести изменения в доступе, привязать другую карту, взять ссуду и украсть средства жертвы. Это делается за считанные минуты и при последующей попытке жертвы зайти в свой аккаунт — запрос будет отклонен, а деньги (и долги) будут оставаться за ней.
Популярные схемы обмана
Методы угона данных развиваются, поэтому перечень популярных схем достаточно разнообразен. Среди распространенных вариантов выделяют:
• Использование подставных лиц. Мошенник использует персональные данные постороннего человека, оформляет на него кредит и переводит деньги на свою карточку. Вторая схема — оформление дополнительной карты на это лицо и быстрое снятие с нее денег, поступивших вследствие оформления ссуды. Часто оказывается, что ссуду взяли родственники, имеющие доступ к документам жертвы. Иногда этой схемой пользуются заемщики с испорченной кредитной историей.
• Подделка документов, когда мошенник вклеивает свою фотографию в чужой паспорт и пользуется этим для получения кредита. Даже при видеоверификации иногда на картинке сложно отличить оригинал паспорта от подделки.
• Умышленная невыплата задолженности. Оформив кредит, мошенник меняет свои реквизиты вплоть до смены адреса, игнорирует требования МФО, изменяет номер телефона. А в качестве номера телефона доверенному лицу указывает чужой, иногда совсем незнакомый человек.
Как избежать штрафов и проблем по «задолженности»
При обнаружении неправомерных действий следует обратиться в полицию (киберполицию) и сообщить о краже данных. Следующие шаги — иск в прокуратуру и запрос на удаление данных из бюро кредитных историй.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, следует соблюдать несколько правил безопасности:
• оригиналы своих документов не следует передавать в чужие руки;
• код банковской карты не разглашать и не передавать другим людям по телефону;
• номер телефона, на который зарегистрирован счет в банке или карточке, хранить в секрете.
Блокировка подозрительных чатов и страниц поможет избежать проблем. Отказ сообщать личные данные незнакомым компаниям и людям также дает результаты.
Комментарии